Понятие и функции каналов распределения товаров.
Способы доведения товаров и услуги до конечного потребителя оказывают существенное влияние как на восприятие клиентом качества и стоимости товара, так и его отношение к предприятию. Скорость выполнения заказа, гарантия поставки, доступность товара, удобство - эти и многие другие факторы определяют отношения продавца и покупателя, влияют на степень удовлетворенности потребителя. Поэтому предприятия уделяют все большее внимание процессу распространения товара.
Распределение -это деятельность, непосредственно связанная с физическим перемещением произведенных товаров от производителя к потребителю и передачу ему права собственности на эти товары.
Предприятие может доставить товар конечному потребителю, организуя и обеспечивая процесс перемещения самостоятельно или привлекая другие организации, а также отдельных лиц.
Реализация товаров в большинстве случаев проводится через посредников. Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников можно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции
![]() | ![]() | ![]() |
Роль посредника в изменении структуры и количества связей между производителем и потребителем
В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины.
Причины использования посредников:
- Организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов
- Создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынке своего товара, методов торговли и распределения
- посредники расположены ближе к потребителям, что дает им возможность определить более точно нужды и желания конкретных потребителей.
- Посредник в канале распределения позволяет снизить общий уровень товарных запасов у производителя.
Совокупность предприятий, организаций, фирм, а также лиц, обеспечивающих передвижение товара и передачу права собственности на него от изготовителя потребителю, называется каналом распределения.
Главной целью распределенияявляется обеспечение движения нужных товаров в нужное место и в нужное времяс минимально возможными издержками материальных, финансовых, трудовых ресурсов и затрат времени. В настоящее время общество располагает широким арсеналом средств доставки продукции от производителя к потребителю.
Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:
1.Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена.
2.Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.
3.Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.
4.Приспособление товара - подгонка товаров под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.
5.Проведение товаров - попытка согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
6.Организация товародвижения - транспортировка и складирование товаров.
7.Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.
8.Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трёх - завершению уже заключенных сделок.
Уровни каналов
Уровень канала распределения - это любой посредник, выполняющий ту или иную работу по продвижению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Длина каналараспределения (число, имеющихся в нем промежуточных уровней) определяется количеством посредников, участвующих в распределении товара и передаче права собственности на него от изготовителя к потребителю.
- Канал нулевого уровня (канал прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.
- Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.
- Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.
- Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Ими являются оптовый посредник, мелкий оптовик и розничный посредник.
Каналы в сфере услуг – производители услуг и идей также сталкиваются с проблемой обеспечения доступности своих услуг, для этого создаются «системы распространения знаний», «системы обеспечения здоровья» и т.д. Услуги авиалиний…Политические деятели используют СМИ, митинги, публикации, беседы…
Для каналов обычно характерно продвижение товара вперед. Но можно говорить и о каналах обратного хода (но они разработаны недостаточно). Посредники каналов обратного хода - приемные пункты, общественные группы при проведении субботников, сборщики мусора (при его переработке), предприятия по переработке отходов.
Существует три вида распределения товаров (рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Виды распределения товаров
При интенсивном распределении фирма стремится открывать как можно большее количество торговых точек.
При распределении на правах исключительности у фирмы, как правило, бывает один посредник, работающий на условии: не торговать товарами конкурентов.
При селективном распределении товаров количество посредников фирмы больше одного, но меньше, чем потенциально возможное их количество.