Управление проектами. Проблемная ситуация как потребность в проектировании.

Проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, и ресурсов и спецификой организации.

Часто проекты характеризуются еще и такой чертой, как уникальность. Этот признак характеризует наличие новизны (неповторимости) составляющих частей проекта и наличие новизны (неповторимости) всего проекта в целом.

Задача управления проектом

Управление проектами заключается в осуществлении и доведении проекта до логического завершения путем организации и управления людьми, временем, издержками и ресурсами.

Управление проектом – это такой подход к реализации проекта, при котором полномочия и ответственность за реализацию проекта передаются проект-менеджеру. При этом он, как правило, обладает полномочиями нанимать специалистов со стороны или привлекать к работе над проектом других членов организации, независимо от их должностного положения.

Управление проектом – это и наука, и искусство. Искусство, поскольку оно (управление проектом) требует навыков, такта и интуиции в управлении людьми. Наука – потому, что необходимо глубокое знание разнообразных приемов и способов срочно направлять усилия в нужное русло, при том, что сроки и ресурсы - ограничены, а бюджет строго определен.

Жизненный цикл проекта и фазы проекта

Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: разработка концепции проекта, планирование (разработка), реализация и завершение.

Процессы управления проектами

Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:

· процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта;

· процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;

· процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана;

· процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;

· процессы управления - определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;

· процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

Классификация проектов. Типология проектов.

КЛАССИФИКАЦИЯ

К основным особенностям проекта, по которым они могут быть классифицированы, относят: масштаб, сложность, качество и продолжительность.

По масштабу проекты делятся на малые, средние, большие и сверхбольшие.

К малым относят проекты стоимостью до 10 млн. дол.;

средним - 10-50 млн. дол.;

большим - 50-100 млн. доп.;

сверхбольшие - свыше 100 млн. дол.

По сложности проекты делятся на:

- моно проекты;

- мультипроекты;

- мега проекты.

Моно проект - отдельный проект определенного вида и масштаба.

Мультипроект - комплексный проект, который складывается из нескольких моно проектов.

Мега проект – комплексный проект развития регионов, отраслей, в целом экономики.

По качеству: обычного качества и бездефектные.

По продолжительности:

- коротко срочные до 3 лет;

- среднесрочные 3-5 лет;

- долгосрочные > 5 лет.

По характеру и сфере деятельности выделяют также виды проектов:

- промышленные;

- проекты исследований и развития;

- организационные;

- экономические;

- социальные.

Промышленные - проекты, направленные на выпуск и продажу новых продуктов.

Проекты исследований и развития - они завязаны на научно- исследовательскую деятельность, разработки программ, новых технологий и конструкций.

Организационные - направлены на реформирование систем управлений, проведение симпозиумов, конференций и т. д.

Экономические - это проекты приватизации государственных предприятий, развитие рынка капитала, реформирование системы налогообложения.

Социальные - проекты по реформированию систем социальной защиты, охраны здоровья, преодоления последствий природных, экологических и др. потрясений.

ТИПОЛОГИЯ

а) Типы проектов по характеру проектируемых изменений.

- инновационные, задача которых – внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).

- поддерживающие, которые решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными.

б) Типы проектов по направлениям деятельности :

- образовательные проекты, задача которых – представление образовательных услуг. Цель – приобретение знаний. умений, навыков.

- научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.)

- культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е. люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а на его социальную функцию.

в) Типы проектов по особенности финансирования

- инвестиционные проекты, предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный).

- спонсорские проекты;

- кредитные проекты;

- бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органом власти и местного самоуправления и негосударственными организациями

- благотворительные проекты.Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта не только выделением финансов.

г) Типы проектов по их масштабам.Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:

- насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;

- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;

- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

С учетом этих показателей выделяют:

- микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.

- малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).

- мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.

д) Типы проектов по срокам их реализации:

-краткосрочные (1-2 года);

- среднесрочные (3-5 лет);

- долгосрочные (10-15 лет).

е) Существуют еще так называемые “псевдопроекты”, т.е. это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Выделяют две разновидности псевдопроектов: проекты – фикции и квазипроекты.

52. Типы тактического планирования. Календарное, аудиторное планирование.

Тактическое планирование это «практическая» часть плана, где последовательно описываются конкретные виды деятельности, которые приводят стратегии в действие и помогают достичь поставленных целей.

Типы:

- Календарное планирование.

Целями данного вида планирования являются обеспечение последовательности, порядка и «состыкованности» составляющих PR-кампании, определение начала, завершения, продолжительности каждого из подэтапов (операций), соблюдение сроков. Оно особенно важно, поскольку, как правило, общий календарный план представляет относительно самостоятельный документ, обязательно предлагаемый заказчику/руководителю.

- Аудиторное планирование, в котором изложены мероприятия по воздействию с определенными целевыми аудиториями. Не менее важное планирование, чем календарное, так как нам необходимо, для успеха PR-кампании, уделять большое внимание работе с целевой аудиторией.

Наши рекомендации