Управление проектами. Проблемная ситуация как потребность в проектировании.
Проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, и ресурсов и спецификой организации.
Часто проекты характеризуются еще и такой чертой, как уникальность. Этот признак характеризует наличие новизны (неповторимости) составляющих частей проекта и наличие новизны (неповторимости) всего проекта в целом.
Задача управления проектом
Управление проектами заключается в осуществлении и доведении проекта до логического завершения путем организации и управления людьми, временем, издержками и ресурсами.
Управление проектом – это такой подход к реализации проекта, при котором полномочия и ответственность за реализацию проекта передаются проект-менеджеру. При этом он, как правило, обладает полномочиями нанимать специалистов со стороны или привлекать к работе над проектом других членов организации, независимо от их должностного положения.
Управление проектом – это и наука, и искусство. Искусство, поскольку оно (управление проектом) требует навыков, такта и интуиции в управлении людьми. Наука – потому, что необходимо глубокое знание разнообразных приемов и способов срочно направлять усилия в нужное русло, при том, что сроки и ресурсы - ограничены, а бюджет строго определен.
Жизненный цикл проекта и фазы проекта
Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: разработка концепции проекта, планирование (разработка), реализация и завершение.
Процессы управления проектами
Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:
· процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта;
· процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
· процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
· процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
· процессы управления - определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
· процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
Классификация проектов. Типология проектов.
КЛАССИФИКАЦИЯ
К основным особенностям проекта, по которым они могут быть классифицированы, относят: масштаб, сложность, качество и продолжительность.
По масштабу проекты делятся на малые, средние, большие и сверхбольшие.
К малым относят проекты стоимостью до 10 млн. дол.;
средним - 10-50 млн. дол.;
большим - 50-100 млн. доп.;
сверхбольшие - свыше 100 млн. дол.
По сложности проекты делятся на:
- моно проекты;
- мультипроекты;
- мега проекты.
Моно проект - отдельный проект определенного вида и масштаба.
Мультипроект - комплексный проект, который складывается из нескольких моно проектов.
Мега проект – комплексный проект развития регионов, отраслей, в целом экономики.
По качеству: обычного качества и бездефектные.
По продолжительности:
- коротко срочные до 3 лет;
- среднесрочные 3-5 лет;
- долгосрочные > 5 лет.
По характеру и сфере деятельности выделяют также виды проектов:
- промышленные;
- проекты исследований и развития;
- организационные;
- экономические;
- социальные.
Промышленные - проекты, направленные на выпуск и продажу новых продуктов.
Проекты исследований и развития - они завязаны на научно- исследовательскую деятельность, разработки программ, новых технологий и конструкций.
Организационные - направлены на реформирование систем управлений, проведение симпозиумов, конференций и т. д.
Экономические - это проекты приватизации государственных предприятий, развитие рынка капитала, реформирование системы налогообложения.
Социальные - проекты по реформированию систем социальной защиты, охраны здоровья, преодоления последствий природных, экологических и др. потрясений.
ТИПОЛОГИЯ
а) Типы проектов по характеру проектируемых изменений.
- инновационные, задача которых – внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).
- поддерживающие, которые решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными.
б) Типы проектов по направлениям деятельности :
- образовательные проекты, задача которых – представление образовательных услуг. Цель – приобретение знаний. умений, навыков.
- научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.)
- культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е. люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а на его социальную функцию.
в) Типы проектов по особенности финансирования
- инвестиционные проекты, предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный).
- спонсорские проекты;
- кредитные проекты;
- бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органом власти и местного самоуправления и негосударственными организациями
- благотворительные проекты.Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта не только выделением финансов.
г) Типы проектов по их масштабам.Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:
- насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;
- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;
- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.
С учетом этих показателей выделяют:
- микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.
- малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).
- мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.
д) Типы проектов по срокам их реализации:
-краткосрочные (1-2 года);
- среднесрочные (3-5 лет);
- долгосрочные (10-15 лет).
е) Существуют еще так называемые “псевдопроекты”, т.е. это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Выделяют две разновидности псевдопроектов: проекты – фикции и квазипроекты.
52. Типы тактического планирования. Календарное, аудиторное планирование.
Тактическое планирование это «практическая» часть плана, где последовательно описываются конкретные виды деятельности, которые приводят стратегии в действие и помогают достичь поставленных целей.
Типы:
- Календарное планирование.
Целями данного вида планирования являются обеспечение последовательности, порядка и «состыкованности» составляющих PR-кампании, определение начала, завершения, продолжительности каждого из подэтапов (операций), соблюдение сроков. Оно особенно важно, поскольку, как правило, общий календарный план представляет относительно самостоятельный документ, обязательно предлагаемый заказчику/руководителю.
- Аудиторное планирование, в котором изложены мероприятия по воздействию с определенными целевыми аудиториями. Не менее важное планирование, чем календарное, так как нам необходимо, для успеха PR-кампании, уделять большое внимание работе с целевой аудиторией.