Служба маркетинга туристского предприятия.
Реализация концепции маркетинга на туристическом предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга. В организационной структуре туристических фирм служба маркетинга является элементом, который координирует деятельность всех без исключения структурных подразделений.
В зависимости от характера и масштабов деятельности туристического предприятия организация маркетинга может иметь различные варианты.
Основным вариантами организационных структур отдела маркетинга на туристическом предприятии могут быть:
- Функциональная организация;
- Организация по продуктовым принципу;
- Организация по региональному принципу. Функциональная организация службы маркетинга предполагает
- Ответственность за выполнение каждого функционального задания отдельным лицом или группой лиц. Например, ответственность за разработку туристского продукта, за сбыт.
Организация службы маркетинга по продуктовым принципу отличается от функциональной организации тем, что руководство маркетингом здесь происходит по каждому туристическому продукту отдельно.
Региональная организация службы маркетинга эффективна для крупных туристических фирм, которые одновременно работают на отдельных национальных или региональных рынках.
При организации маркетинговой службы туристического предприятия необходимо придерживаться основных принципов ее построения:
- Простота маркетинговой структуры. Проще структура - мобильнее управление ею и выше шансы на успех;
- Эффективная система связи между подразделениями. Это обеспечивает четкую передачу информации и обратной связи;
- Гибкость и приспособляемость. Быстрое изменение спроса, высокие темпы научно-технического прогресса и другие факторы требуют изменения стратегии предприятия.
Правильный выбор организационной структуры службы маркетинга является только предпосылкой для ее эффективной работы. Необходимо укомплектовать эту службу высококвалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их соответствующими правами, создать благоприятные условия для работы.
Правильный выбор организационной структуры службы маркетинга является Лишь предпосылкой для ее эффективной работы. Необходимо укомплектовать эту службу высококвалифицированнымы специалистами, правильно распределить между ними обязанности, надел их соответствующих прав, создать благоприятные условия для работы.
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб Должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к кадрам управления (компетентность, способность управлять собой, умение решать проблемы, способность обучать подчиненных, формировать и развивать трудовой коллектив и др.). Кроме того, они Должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:
- Системность знаний, эрудиция и кругозор;
- Высокие аналитические способности;
- Умение прогнозировать ситуацию и принимать эффективные решения;
- Коммуникабельность;
- Дипломатичности, умение гасит конфликты.
По мнениям специалистов, три четверти проблем маркетинга лежат в области психологии. Поэтому в личностном плане специалисту по маркетингу Должны быть присущи такие черты, как пунктуальность, широта души, высокая культура, Жизнелюбие. (Иронизируя над такими высокими требованиями к маркетологам, отмечают, что они Должны обладать широтой души голландца, культурой автрийцами, жизнерадостностью швейцарца, манерой вождения автомобиля бельгийца и пунктуальностью немца.)
Современная концепция маркетинга взаимоотношений смешает акцент в маркетинговой деятельности с технических аспектов (Манипулирование маркетинговым средствами и инструментами) на социальные, обусловленные взаимодействием с потребителями. Здесь рекламную роль играют сотрудники, взаимодействующие с потребителями. Они, по сути, являются маркетологами по совместительству. Можно сказать, что Традиционным маркетингом на туристском предприятии Должны заниматься специалисты маркетинговых служб, а маркетингом взаимодействия - маркетологи по совместительству.
Деятельность любого предприятия направлена на достижение поставленных перед ним целей, которые являются начальным элементом при разработке планов и программ маркетинга, их процесс выполнения должен обеспечить продвижение к определенным рубежам. Оценка уровня выполнения намеченной цели и программ обеспечивается с помощью системы маркетингового контроля.
Контроль маркетинга - постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка состояния и процессов в области маркетинга, другими словами, - сравнение норм и реального положения.
Процесс контроля состоит из четырех стадий:
- Установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
- Выяснение реальных значений показателей;
- Сравнение прошлого и настоящего, затрат и доходов, преимуществ и потерь, лр.;
- Анализ результатов сравнения.
Все стадии маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности туристического предприятия, выявление всех недостатков и принятия соответствующих мер.
Важнейшими видами контроля является контроль результатов и стратегический контроль.
Контроль результатов сочетает контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности маркетинговых мероприятий и тому подобное.
Динамика развития туристического рынка и производства туристических услуг, структурные изменения в экономике, новые общественные и государственные ориентиры, экологические аспекты - все это и многие другие важные для туристического предприятия факторов могут и в реальной жизни уже приводят к отказу от ранее задекларированных целей, изменения модели развития , существенной корректировки ранее принятых планов, стратегий, программ. Поэтому каждое туристическое предприятие должно периодически проводить стратегический контроль маркетинга.
Как и другая служба маркетинга в организации финансируется. Методами финансирования являются: фиксированный процент, ориентация на конкурентов, ориентация на цели.