Эволюция взгляда на продукт
Длительное время в бизнесе господствовал взгляд на продукт как на изделие, которое надо подешевле произвести и по возможности дороже продать, т.е. некий симбиоз взгляда производителя и экономиста. Этот взгляд все еще достаточно широко распространен и в современном бизнесе. В соответствии с таким подходом сердцевиной, центром бизнеса является изготовление изделия, т.е. производство.
Развитие рынков и общественных отношений, насыщение рынков товарами, изменение структуры действующих потребностей и ряд других факторов привели к тому, что понятия формирования продукта сместились из сферы производства в сферу реализации. Это значит, что сущностные характеристики продукта, а соответственно и понимание продукта, начинают задаваться не тем, что, как и из чего изготовляется, а тем, что продается и, в первую очередь, что покупается. Поэтому, если фирма стремится успешно осуществлять стратегию рыночной конкуренции, побеждать в рыночной борьбе и выживать в долгосрочной перспективе независимо от характера и содержания ее деятельности, руководство фирмы должно избегать производственной трактовки продукта, взгляда на продукт как на производимое фирмой изделие. Будем рассматривать продукт как совокупность характеристик того, что продает фирма и что покупает клиент.
Для стратегического управления принципиальное значение имеют три следующих взгляда на продукт:
• как на средство удовлетворения потребностей клиентов;
• как на развивающееся явление, которое рождается, растет и умирает;
• как на основное средство конкурентной борьбы.
Туристский продукт
Основой товарной формой туристского рынка является туристский продукт. Это очень специфичный вид продукта, включающий в себя специально разработанный маршрут, тур с утвержденной программой обслуживания, дополнительно предоставляемые услуги, а также товары, соответствующие туристскому обслуживанию.
Тур — это целенаправленная и упорядоченная организатором туризма совокупность необходимых и достаточных туристских услуг, определенная конкретными характеристиками: географическим маршрутом и порядком его прохождения, временным промежутком, сроками предоставления, составом и качеством услуг, ценой работ, товаров, туристских продуктов, содержащая по крайней мере два различных компонента туристского продукта (например, размещение и перевозку и др.), включающая надлежащее обеспечение и все необходимые и достаточные элементы для удовлетворения потребностей туриста в процессе его совершения, и предлагаемая для реализации на туристском рынке, как единое целое.
Тур - это индивидуальная или групповая поездка по определенному туристскому маршруту в конкретно определенный срок. Тур является первичной единицей туристского продукта на продажу, реализуемой как единое целое. Это продукт труда туроператора.
Туристская услуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Согласно ГОСТ 50690-94, туристская услуга — результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов.
Собственно услуги — это невидимый товар особого рода, возникает в процессе её потребления и не существует отдельно, сама по себе. Это главное отличие услуги от товара. Кроме того, товар обычно доставляется к потребителю, а в отношении туристской услуги — потребитель доставляется к месту её генерации.
Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов.
Отметим особо психологический фактор. Турист на стадии выбора и приобретения тура стремится любыми способами минимизировать трату денег на его приобретение. Трата денег на отдыхе неотъемлемое удовольствие. Турист желает тратить деньги на отдыхе по своему усмотрению, и поэтому покупка дополнительных услуг в виде экскурсий и иных развлечений входит в круг действий. Турист в путешествии тратит значительно больше денег, чем в своей обыденной жизни. Он их копил в общем случае целый год, а в отпуске или туристской поездке с удовольствием их тратит достаточно легко, бездумно, хоть на неделю-другую освобождаясь от тягот экономии.
Турпродукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Если рассматривать процесс предоставления туристских услуг, то организаторы туризма не занимаются предоставлением собственно услуг, а только комплектуют и составляют их комбинации сообразно запросам туристов, бронируют их, получая за это надлежащее вознаграждение в виде процента. Таким образом, организаторы туризма выступают некими посредниками между туристами и производителями услуг.
Рассматривая формулировку «туристского продукта как право на тур (услугу)» то будет описана лишь малая часть отношений из сложного пакета его составляющих. Но в истоках римского права есть догма — закон плох, но он закон. Закон следует уважать и соблюдать, и посему формально — туристский продукт — право на тур, а по своему физическому существу комплекс услуг, работ и товаров; и сертификации, т. е. оценке соответствия качества, подлежат не права, а конкретные услуги, работы и товары.