Написание дипломной работы и контроль за ее

Кеба В.И.

Тахтина Т.В.

Методические указания

по написанию дипломной работы для студентов

специальности 080111 «Маркетинг»

очной и заочной форм обучения

Магнитогорск

Составители: В.И. Кеба

Т.В. Тахтина

Методические указания по написанию дипломной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. – 35 с.

Предназначены для подготовки и написания дипломной работы студентами специальности 080111 «Маркетинг». Содержат методические указания по содержанию, оформлению и защите ГАК.

Рецензент:

Доцент, канд. эк. наук кафедры

экономики и финансов предприятия Т. А. Баландина

© Тахтина Т.В., 2009

Содержание

  Введение
Цель и задачи дипломной работы
Выбор и утверждение темы дипломной работы
Написание дипломной работы и контроль за ее выполнением
Оформление дипломной работы
4.1 Требования к оформлению текстового документа
4.2 Построение текста пояснительной записки
4.3 Таблицы
4.4 Иллюстрации
4.5 Формулы
4.6 Оформление демонстрационных листов
4.7 Обозначение шифра дипломной работы
Подготовка к защите дипломной работы
Защита дипломной работы
Реализация материалов дипломных работ
  Список используемой литературы
  Приложение А
  Приложение Б
  Приложение В
  Приложение Г
  Приложение Д

Введение

Настоящие методические указания предлагаются студентам, обучающимся по специальности 080111 «Маркетинг» с целью оказания им помощи в выполнении дипломной работы. В них определяются: во-первых, порядок разработки задания, планирования структуры и содержания дипломной работы; во-вторых, правила оформления; в-третьих, сроки ее подготовки и представления к защите; в-четвертых, формы контроля за работой студента со стороны научного руководителя и кафедры.

Дипломная работа завершает процесс теоретического и практического обучения студентов. В этой работе студент должен разработать выбранную тему, проявить в ходе исследования элементы творчества, аналитически аргументировать выдвигаемые положения и практические рекомендации. В основе выполнения дипломной работы лежит тщательный маркетинговый анализ фактического материала, собранного на основе объективного изучения истории и современного состояния объекта исследования.

Дипломная работа должна отличаться углубленной, всесторонней проработкой темы, несомненной самостоятельностью, новизной и практической направленностью выводов и предложений. При ее написании используются знания, полученные выпускниками во время учебы, собранная ими информация при прохождении практик, в процессе их участия в хоздоговорной работе кафедры, студенческих научных конференций, а также в ходе самостоятельного исследования и т.д.

Методические указания составлены преподавателями кафедры ЭиМ согласно нормативно-методическим и инструктивным материалам Министерства общего и профессионального образования РФ с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 080111 «Маркетинг», утвержденного Госкомвузом России 23.03.00 г.

Цель и задачи дипломной работы

Целью дипломной работы является определение уровня теоретической и практической подготовки студента к профессиональной деятельности, выявление его готовности к самостоятельной практической и исследовательской работе по избранной специальности, определение его творческого потенциала.

Основными задачами дипломной работы являются:

- теоретическое обоснование и раскрытие сущности маркетинговых проблем по теме дипломной работы;

- обработка и анализ фактического материала;

- формулирование обоснованных выводов по состоянию объекта исследования, разработка практических рекомендаций по повышению эффективности его работы.

Качество дипломной работы, ее теоретическая и практическая ценность, успешная защита зависят не только от общей и специальной подготовки студента, но и от организации процесса ее написания и представления. В этом процессе можно выделить следующие этапы:

- выбор и утверждение темы дипломной работы;

- написание работы и контроль за ее выполнением;

- оформление дипломной работы;

- подготовка к защите дипломной работы;

- защита перед государственной комиссией;

- реализация материалов исследования.

Характеристика каждого этапа положена в основу настоящих методических указаний.

2 Выбор и утверждение темы дипломной работы

К дипломированию допускаются студенты 5-го курса специальности 080111 «Маркетинг», не имеющие к началу дипломирования академической задолженности. Для студентов дневной формы обучения обязательным условием является также сдача государственного экзамена по специальности.

За каждым студентом кафедрой экономики и маркетинга закрепляется научный руководитель.

При назначении руководителя по возможности должны быть соблюдены его научные интересы.

Руководитель утверждается приказом по университету одновременно с закреплением темы за исполнителем.

Обязанности руководителя дипломной работы следующие:

- разработка задания студенту на выполнение дипломной работы;

- оказание студенту помощи в составлении графика и плана дипломной работы, а также в подборе литературы;

- консультирование студента по подбору фактического материала, методике его обобщения, систематизации, обработки и включения в работу;

- контроль за выполнением графика подготовки дипломной работы;

- проверка качества представленной работы и составление отзыва.

- подготовка студента к защите дипломной работы.

В случае несоблюдения студентом графика кафедра по представлению научного руководителя имеет право отказаться от дальнейшей работы с ним или не допустить к защите.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 080111 дипломная работа маркетолога представляет собой законченную разработку, в которой решаются маркетинговые задачи по следующим направлениям:

- организация комплекса маркетинга;

- организационно-методические рекомендации по исследованию теоретических и практических проблем в области маркетинга;

- анализ и обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хозяйствования для формирования и развития маркетинговой деятельности;

- определения концептуальных основ развития маркетинговой деятельности на предприятии;

- обеспечение конкурентоспособности предприятия;

- информационно-компьютерное обеспечение маркетинговой деятельности фирмы;

- разработка маркетинговых коммуникативных систем.

Тема формулируется в соответствии с этими общими положениями. Она должна быть актуальной и носить научно-исследовательский характер. Тема выбирается студентом самостоятельно с учетом его научных, практических интересов и предполагаемой деятельности после окончания университета, возможности сбора фактического материала на базе практики.

Над одной темой могут работать несколько студентов при условии, если различны объекты исследования, отличается круг рассматриваемых вопросов. Это должно найти отражение в плане работы. Формулировать тему нужно четко, с указанием предмета и объекта исследования. Предметом исследования могут быть маркетинговые решения и процессы, а так же продукты, услуги:

стратегия маркетинга, план маркетинга, система управления маркетингом, товарная номенклатура, ассортиментная группа, вид услуг, процесс проведения маркетингового исследования, ценовые решения, канал распределения; комплекс маркетинговых коммуникаций и др.

Объектом исследования, или его базой, является конкретная организация.

На одной базе практики над одной темой может работать только один человек. Исключением являются те случаи, когда студенты работают над комплексной темой, включающей ряд самостоятельных подтем. При выборе темы исследования студент должен учитывать возможности использования ранее проводимых им разработок данной проблемы. Поэтому подготовку к написанию дипломной работы целесообразно начинать уже с первых курсов по мере изучения экономических дисциплин.

Закрепление за студентом темы дипломной работы осуществляется перед направлением на преддипломную практику. Студенту выдается задание на дипломную работу, составленное руководителем и утвержденное заведующим кафедрой. Окончательный выбор темы производится по истечении двух недель после окончания производственной преддипломной практики, на основе выяснения возможностей сбора практического материала по данной проблеме. Темы дипломов утверждаются приказом по университету. Примерная тематика дипломных работ приведена в приложении А данных методических указаний.

Написание дипломной работы и контроль за ее

Выполнением

Написание дипломной работы начинается с подбора литературы по заданной теме. Используя имеющийся задел, студент изучает источники, появившиеся за последнее время по данной проблеме. Помощь в этой работе оказывают библиографические справочники, указатели, каталоги библиотек.

Просмотр и подбор литературы целесообразно начинать с изучения оглавления, предисловия, аннотации каждой монографии. Журнальные статьи подбираются по их перечню, имеющемуся в последнем номере журнала за соответствующий год.

Из прочитанной литературы необходимо делать выписки со ссылкой на источник, особенно когда материал касается дискуссионных вопросов. Цитаты выписываются дословно со ссылкой на источник, автора, с указанием страниц. Все эти записи впоследствии облегчают окончательное оформление дипломной работы, составление списка использованных источников.

Кроме того, необходимо подобрать и изучить законодательный и инструктивный материал по заданной теме. Если тема дипломной работы требует наличия первичной информации, ее необходимо собрать. Рекомендации по сбору и анализу первичной информации содержатся в источниках [5,6].

После предварительного ознакомления с литературой и другими источниками студент должен составить развернутый план дипломной работы, в котором должны быть отражены основные направления исследования. Узловые вопросы темы отражаются в главах (разделах), конкретизация проблем осуществляется в параграфах (подразделах). Каждая глава и параграф имеют свое название. По мере выполнения работы, формулировки названий глав и параграфов могут быть уточнены в зависимости от собранного материала, но не должны претерпевать существенных изменений. На заключительной стадии работы из плана формируется содержание.

Список использованных источников и план работы обязательно согласовываются с научным руководителем. На основании этих материалов научный руководитель составляет индивидуальное задание для студента (приложение В).

С целью осуществления контроля за работой студента составляется календарный план по следующим этапам:

- разработка плана работы и примерного перечня, необходимых для анализа статистических, фактических и прочих первичных материалов;

- составление предварительной библиографии по теме дипломной работы;

- сбор информации и ее обработка;

- выполнение первой (теоретической) части работы;

- выполнение второй (аналитической) части работы;

- выполнение третьей (рекомендательной) части работы;

- выполнение введения и заключения;

- представление первой редакции работы руководителю;

- подготовка окончательной редакции работы, ее оформление и сдача на отзыв руководителю дипломной работы;

- рецензирование дипломной работы специалистом;

- подготовка защиты дипломной работы.

Сроки выполнения отдельных этапов индивидуальны для каждого студента, согласовываются с научным руководителем, но не должны выходить за рамки сроков, установленных кафедрой.

Разработка вопросов темы дипломной работы должна вестись в соответствии с утвержденным планом. Последовательность написания дипломной работы зависит от ее характера, условий получения практического материала, сложности его обработки, индивидуальных наклонностей студента. В каждом отдельном случае это решается студентом совместно с научным руководителем.

В установленные сроки в соответствии с календарным планом законченные разделы дипломной работы сдаются на проверку научному руководителю. С научным руководителем поддерживается постоянный контакт в течение всего периода подготовки дипломной работы. Этот контакт не следует рассматривать лишь как средство контроля со стороны кафедры за написанием дипломной работы. Главное его назначение – консультирование дипломников, оказание им действенной методической помощи в подборе и систематизации литературы, обработке практического материала, разработке проблем. Посещение консультаций научного руководителя обязательно для студента-дипломника. Неявка считается нарушением учебной дисциплины.

Выполнение графика дипломной работы студента постоянно находится в поле зрения кафедры. На заседании кафедры заслушиваются сообщения научных руководителей о подготовке дипломных работ. При необходимости студенты отчитываются о проделанной работе, принимаются меры по ликвидации отставаний.

Если дипломник разрабатывает заказную тему, то о результатах исследования он информирует заказчика.

При множестве вариантов структуры дипломной работы оптимальной является структура, включающая введение, две-три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Наши рекомендации