Определение понятия «маркетинг»
Методическое тематическое пособие
В помощь студентам по дисциплине
«Экономика и менеджмент
Социально-культурной сферы»
Сыктывкар
Составитель: Н.Ф.Гусева, преподаватель
ГПОУ РК «Коми республиканский колледж
культуры им. В.Т.Чисталева»
Содержание
1.Определение понятия «маркетинг» 3
2.Некоммерческий маркетинг 6
3.Стратегия маркетинга муниципального Дома культуры 12
4.Направления изучения потребителей 22
Список литературы 32
Раздаточный материал:
· Развертывание целей маркетинговой деятельности
· Система принципов маркетинга
· Классификация маркетинговой деятельности
· Традиционная маркетинговая модель
· Маркетинговая модель для организаций культуры
Практическое задание:
1..Разработать стратегию развития учреждения культуры своего региона.
Самостоятельная работа:
1.Подобрать и проанализировать примеры определений понятия «маркетинг». Составить таблицу по предложенной схеме.
Предисловие
Целью предлагаемого методического пособия является знакомство студентов с базовой информацией о сущности маркетинга, особенностях культурных услуг и маркетинговых технологиях в сфере культуры.
Тема предполагает выполнение практических и самостоятельных работ. Пособие завершается вопросами обобщающего характера, которые направлены на самопроверку студентами знаний по изученному материалу.
Приводится также список литературы, который студенты могут использовать для дополнительной самообразовательной деятельности.
Ó Гусева Н.Ф., составление, 2014
Определение понятия «маркетинг»
Термин "маркетинг", знакомый в наши дни уже школьнику, образован от плова market, что в переводе с английскою означает "рынок".
По определению британского Института управления маркетинг — это "один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства с возможностям реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направление и масштабы всей работы, необходимой для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному потребителю".
Постсоветские маркетологи:
Н. Капустина полагает, что маркетинг — "особая теория и практика капиталистической фирмы, специфическая система организации деятельности современной промышленной компании"
Г. Абрамишвили в свое время определил маркетинг как "управленческую концепцию, обеспечивающую рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы".
В процессе своего создания и функционирования предприятия не могут обойтись без использования основных элементов комплекса маркетинга. Под термином «комплекс маркетинга» подразумевается рыночная деятельность. В более широком плане это — комплексная, разносторонняя и целенаправленная работа в области производства и рынка, выступающая как система согласования возможностей предприятия и имеющегося спроса, обеспечивающая удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.
Сущность комплекса маркетинга заключается в следующем: производить и продавать нужно только то, что требуется рынку, а не навязывать покупателю что уже произведено.
Каковы же функции маркетинга? К ним относятся:
· комплексное изучение и прогнозирование рынка, его требований, так же как и всей внешней по отношению к фирме среды;
· реальная оценка фирмой своих производственно-сбытовых, экспортных и иных возможностей;
· разработка долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов и механизма практической реализации;
· планирование товарной политики, управление товарным ассортиментом, исходя из требований рынка и потенциала предприятия;
· формирование спроса и стимулирование сбыта;
· планирование и организация сбыта;
· управление маркетинговой деятельностью и контроль за нею.
Реализация этих функций создает условия для успешной хозяйственной деятельности предприятий.
Маркетинг — магистральная хозяйственная функция фирмы — означает системный подход ко всей производственно-сбытовой деятельности, с четко определенными целями и скрупулезно разработанными мерами по их достижению, с соответствующим организационно-управленческим, материальным, финансовым и техническим механизмом для их реализации.
Обозначим главные цели маркетинговой деятельности. Во-первых, это обеспечение оптимальной пропорциональности между спросом и предложением продукции определенного вида и ассортимента благодаря гибкому реагированию на динамику спроса и маневрированию имеющимися ресурсами. Во-вторых, это формирование системы договорных и рыночных отношений со всеми элементами и структурами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем уровне. В-третьих, воздействие на производственный процесс в целях стимулирования, обновления и совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции. И в-четвертых, это активный поиск новых рынков сбыта (рыночных сегментов, окон и ниш), расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической эффективности рыночных отношений.
Цели маркетинга определяют и его основные принципы, в частности:
· производство продукции основывается на детальном знании запросов покупателей (потребностей), внутренней и внешней рыночной ситуации, реальных возможностях производителя;
· максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей достигается обеспечением их всеми необходимыми средствами для решения конкретных проблем, чему способствует изучение спроса и реализации товаров и услуг на конкретных рынках в запланированных объемах, в намеченные сроки;
· обеспечение прибыльности производства и коммерческой деятельности благодаря постоянной разработке и практической реализации новых научно-технических идей и разработок для производства перспективных для рынка товаров;
· активное приспособление к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на формирование их потребностей и стимулирование продаж.
Иначе говоря, речь идет об ориентации на конкретный конечный и долговременный результат предпринимательской деятельности, активном приспособлении к запросам покупателей, как имеющихся, так и потенциальных, с энергичным воздействием на последних в интересах производителя товаров.
Сформулируем основные элементы организации маркетинговой деятельности:
· разработка стратегии и тактики по расширению сегментов рынка, завоеванию новых рынков;
· оперативное и достоверное выявление существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;
· эффективная организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых образцов и моделей продукции, а также гибкая организация производства соответствующих товаров, удовлетворяющих большинство запросов потребителей;
· координация и планирование производства и финансирования, создание и совершенствование рациональной системы сбыта и распределения продукции;
· последовательное регулирование и корректирование в соответствии с изменяющимися обстоятельствами всей деятельности, включая управление производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим, сервисным и гарантийным обслуживанием, другими услугами в рамках мероприятий по расширению сбыта.
Маркетинг служит для того, чтобы требуемая рынком продукция по оптимальным ценам через соответствующих продавцов доходила до покупателей, которые в ней нуждаются. Он начинается и заканчивается на потребителе. Все деловые решения должны осуществляться сквозь призму интересов клиентов фирмы. Это означает, что потребитель должен быть в центре всей ее деятельности. При этом покупатель всегда прав — это аксиома маркетинга.
Только через удовлетворение потребностей покупателя фирма может добиться своего процветания.
Главными условиями маркетинга являются наличие рыночных структур, конкуренция между производителями, равные внешние условия для продавцов и покупателей, а также свободный доступ к информации. Маркетинг ориентирован на рынок. Он представляет собой вид производственной деятельности, связанной с продвижением товаров и услуг на рынок на основе учета поступающей информации. Маркетинг соединяет в себе анализ, планирование и контроль за деятельностью фирмы, нацеленный на сохранение существующих и завоевание потенциальных рынков, имеющий своей задачей удовлетворение спроса покупателей, с одной стороны, и достижение целей фирмы — с другой.
Сохранять свой круг покупателей и приобретать новых превращается в главную потребность рыночной деятельности.
Маркетинг — это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых — удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Это система организации всей деятельности современных предприятий, использующих различные средства и методы рациональной организации и управления с целью достижения эффективности и конкурентоспособности своей деятельности и ее результатов с помощью следующих средств:
· использование новейших результатов фундаментальных научно-исследовательских работ, открытий и изобретений для производства и экспорта высокоэффективных наукоемких изделий, технологий и услуг;
· тщательное и всестороннее изучение состояния и перспектив развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры рынка, получение информации о реальных потребностях и запросах потребителей;
· ориентация производства и экспорта на перспективные требования рынка, адресность производимой продукции и научных результатов;
· активное воздействие на рынок, на формирование его новейших потребностей и стимулирование сбыта;
· обеспечение полного всестороннего удовлетворения потребностей общества для повышения качества его жизни (благосостояния народа). Суть маркетинга — предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия.
Маркетинг означает создание производства и сбыт того, на что покупатель действительно предъявляет спрос. Развитие теории и практики маркетинга зависит от ряда объективных обстоятельств, к которым относятся:
· обострение конкуренции на рынках сбыта, усложнение экономических связей;
· обострение энергетических и сырьевых проблем, вызвавших спрос на новые виды энерго- и ресурсосберегающих технологий;
· ускорение научно-технического прогресса, обусловившее сокращение цикла жизни товаров и технических нововведений;
· повышение требований со стороны потребителей к качественным характеристикам предлагаемых товаров; общее увеличение степени неопределенности конъюнктуры на рынке, потребовавшее выработки критериев оперативного принятия стратегических решений в сфере управления предприятием.
Маркетинг затрагивает интересы всех потребителей. Отсюда и цели маркетинговой деятельности могут быть различны, рознятся цели отдельных потребителей и целых групп.
Основным элементом комплекса маркетинга в условиях нестабильности российского рынка является стратегическое и бизнес-планирование маркетинговой деятельности, основанное на изучении и учете различных видов рисков и являющееся базой менеджмента.