ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Из анализа рисунка 2.3 видно, что экспортные поставки увеличивались, что связано с неурожаем ячменя пивоваренного в странах СНГ и как следствие дефицитом солода. В 2014 гг. объемы поставок на внутренний и внешний рынки были примерно одинаковыми.
Распределение солода ОАО “Белсолод“ по рынкам сбыта за 2013 год представлено на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Распределение солода ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта
в 2014 г., %
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Из рисунка 2.4 видно, что основным рынком сбыта солода является внутренний – рынок Республики Беларусь (удельный вес 49 % в 2014 г.).
В таблице 2.5 представим основных потребителей солода на внутреннем рынке и внешнем рынке.
Таблица 2.5 – Основные потребители продукции ОАО ”Белсолод“
Внутренний рынок | Внешний рынок |
ОАО ”Криница“ | ЗАО ”АГРОИМПЭКС“ (РФ) |
ОАО ”Лидское пиво“ | ОАО ”ПК «Балтика“ (РФ) |
ОАО ”Пивзавод Оливария“ | АО ”Нуржанар“ (Казахстан) |
ИЗАО ”Пивоварни Хайнекен“ | ОCОО ”Демильге Плюс“ (Киргизия) |
ОАО ”Брестское пиво“ | ТОО ”ТАМИЛА ПЛЮС“ (Казахстан) |
ОАО ”Молодечнопиво“ | ТОО ”Шымкентпиво“ (Казахстан) |
ОДО ”Максэль» | ТОО ”Сусындар” (Казахстан) |
СП ООО ”АкваТрайпл“ | ТОО ”Востокхолдинг“ (Казахстан) |
СООО ”Двинский бровар“ | ELORTAN CONSULTING LIMITED (Таджикистан) |
Мирский филиал РУП ”Гродненский ЛВЗ ”Неманофф“ | ЧП ”Юсуфов Г.Н.“ (Таджикистан) |
СООО ”Оазис Груп“ | ЗАО ”Бендерский пивоваренный завод“ (Молдова) |
ПКФ ”Когыльник“ ООО (Молдова) | |
СООО ”Витавит“ (Молдова) | |
SRL «IVARO“ (Молдова) | |
СП ООО ”Beermaster“ АО (Молдова) | |
Компания “PROM TRADE LTD. “ (Туркменистан) | |
ОCОО ”Абдыш-Ата“ (Киргизия) | |
ООО ”Армяно-Белорусский торговый дом АР-БЕ“ (Армения) | |
ООО ”Черепановское пиво“ (РФ) | |
ООО ”Регионопт“ (РФ) | |
АО ”Caspian Beverage Holding“ (Казахстан) | |
ТОО ”Алтын Омир“ (Казахстан) |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Большинство предприятий пивной отрасли республики в рамках программы технического перевооружения внедряют новые технологии, современное оборудование и упаковочные материалы, что позволяет наращивать объемы производства, расширять ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции. Так как ОАО ”Белсолод“ – основной производитель и поставщик солода для отечественных пивоваренных организаций, то концентрация производства с применением современного оборудования и использования высококачественного сырья позволит ОАО ”Белсолод“ получить солод, отвечающий их требованиям. В свою очередь, использование отечественного солода позволит пивоварам снизить долю данного сырья в общей структуре импортируемого сырья.
Определим конкурентоспособность ОАО ”Белсолод“ по сравнению с самым опасным конкурентом ОАО ”Русский солод“. Оценка признаков предприятий проводилась по пятибалльной шкале путём опроса сотрудников отдела маркетинга ОАО ”Русский солод“.
В таблице 2.5 представлена оценка признаков предприятия ОАО ”Белсолод“.
Таблица 2.5 – Оценка признаков предприятия ОАО ”Белсолод“
Признак | цена | качество | сбыт | Уровень рекламной деятельности | Послепродажное обслуживание | Номенклатура продукции | Рыночная доля | Имидж предприятия |
Оценка, хi | ||||||||
2 | 0,25 | 2,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
В таблице 2.6 представлена оценка признаков предприятия ОАО ”Русский солод“.
Таблица 2.6 – Оценка признаков предприятия ОАО ”Русский солод“
Признак | цена | качество | сбыт | Уровень рекламной деятельности | Послепродажное обслуживание | Номенклатура продукции | Рыночная доля | Имидж предприятия |
Оценка, хi | ||||||||
2 | 0,77 | 0,016 | 0,016 | 0,016 | 4,5 | 0,77 | 0,016 | 0,77 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Для построения многоугольника конкурентоспособности рассчитаем коэффициент вариации для определения однородности совокупности признаков предприятий ОАО ”Белсолод“ и ОАО ”Русский солод“ по формуле (2.1):
; (2.1)
где – среднее квадратичное отклонение;
– средняя величина.
Среднее квадратичное отклонение рассчитывается по формуле (2.2):
; (2.2)
Коэффициент вариации для ОАО ”Белсолод“:
;
.
Кв=0,20<0,30, следовательно совокупность признаков является однородной и её можно использовать для анализа.
Коэффициент вариации для ОАО ”Русский солод“:
Кв=0,22<0,30, следовательно, совокупность признаков является однородной и её можно использовать для анализа.
Многоугольник конкурентоспособности предприятий ОАО ”Белсолод“ и ОАО ”Русский солод“ представлен на рисунке 2.5.
Из многоугольника конкурентоспособности видно, что ОАО ”Белсолод“ превосходит ОАО ”Русский солод“ по таким показателям как качество и надежность поставок; уступает по таким показателям как цена, сбыт, уровень рекламной деятельности, имидж предприятия, рыночная доля. По условиям поставок данные предприятия равны.
Рисунок 2.5 – Многоугольник конкурентоспособности предприятий ОАО”Белсолод“ и ОАО”Русский солод“
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Проведем макроэкономический анализ среды предприятия по методике РЕSТ – анализ. Цель использования методики РЕSТ-анализа: выявить важнейшие факторы макросреды предприятия, оказывающие на его деятельность и ее перспективы решающее значение.
Основная идея методики: в составе макросреды предприятия можно выделить четыре основных их группы – политические, экономические, социальные и технологические факторы. Именно они должны подвергнуться анализу в первую очередь. Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз “дальнего окружения“, факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на предприятие – вероятность их реализации.
Алгоритм применения методики представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных этапов:
1) в рамках макросреды предприятия выделяются четыре основных группы факторов – политические, экономические, социальные и технологические факторы. В рамках каждой из выделенных групп определяются частные факторы, которые могут быть важными с точки зрения влияния на деятельность предприятия.
2) внешняя среда предприятия подвергается анализу по четырем выделенным направлениям в контексте функционирования предприятия. Выделенные на предыдущем этапе частные факторы сопоставляются с деятельностью предприятия, и определяется их важность. Необходимо отметить, что деятельность предприятия рассматривается в данном случае целостно, без разделения на составляющие бизнес-портфеля.
3) производится оценка значимости проанализированных на предыдущем этапе факторов.
4) наиболее значимые факторы заносятся в четырехклеточную матрицу.
5) далее выделенные при помощи методики РЕSТ-анализа факторы макросреды предприятия подвергаются дальнейшему анализу при помощи специфических для каждого из них методов.
6) оценивается значимость выделенных при помощи методики РЕSТ-анализа факторов макросреды с точки зрения их влияния на предприятие с помощью матрицы «влияние на предприятие - вероятность реализации».
Таким образом, из множества факторов макросреды предприятия методика РЕSТ-анализа позволяет выделить основные, при этом их выделение основано на эмпирических исследованиях важности различных факторов макросреды для результативности деятельности предприятия.
Результаты анализа представим в виде матрицы PEST – анализа таблице 2.7.
Таблица 2.7 – PEST- анализ среды ОАО “Белсолод“
Вид фактора | Сила и направление влияния | Описание формы влияния на предприятие | Меры по усилению (ослаблению) влияния |
Политико-правовые | - | - | - |
создание единого таможенного союза | оказывает сильное положительное влияние | беспошлинное движение товара по территории союза, что в свою очередь приводит к снижению цен и повышению конкурентоспособности | продвижение продукции на рынки стран ТС за счет расширения товаропроводящей сети |
высокий уровень госрегулирования | оказывает умеренное положительное влияние | поддержка производителя за счёт госинвестиций и программ по развитию промышленности | включение выпуска продукции в республиканские программы, госзаказы |
проведение государством активной политики импортозамещения | оказывает умеренное положительное влияние | ограждение государственных предприятий от зарубежных конкурентов способствует снижению интенсивности конкуренции на рынке | включение выпуска продукции в республиканские программы, налаживание производства импортозамещающей продукции |
Экономические | - | - | - |
нестабильность курса национальной валюты | оказывает сильное отрицательное влияние | ухудшение экономического положения, снижение объемов производства продукции /падение спроса | снижение цены за счет снижения себестоимости продукции / проведение стимулирующих мероприятий |
рост спроса у предприятий- производителей пива | оказывает сильное положительное влияние | рост спроса на продукцию | наращивание продаж (создание каналов сбыта) |
рост конкуренции за счет солода российского и азиатского производства | оказывает сильное отрицательное влияние | падение спроса и продаж | повышение качества продукции, гибкая система цен |
рост себестоимости производства | оказывает сильное отрицательное влияние | рост конечной цены, падение спроса | модернизация производства, сокращение производ.затрат |
Социальные | - | - | - |
высокая трудовая миграция | оказывает сильное отрицательное влияние | отток квалифицированных кадров | повышение оплаты труда |
Технологические | - | - | - |
распространение интернет-технологий | оказывает умеренное положительное влияние | возможность дешевой рекламы | сокращение расходов на маркетинг, использование интернет – рекламы и приемов малобюджетного маркетинга |
уровень развития технологий конкурентами на внешних рынках | оказывает умеренное отрицательное влияние | переключение на продукцию конкурентов | модернизация производства |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Проведенный PEST-анализ позволяет сделать вывод о том, что на деятельность предприятия оказывает влияние широкий круг факторов внешней среды, которые предприятие должно учитывать при разработке стратегии развития.
В результате проведенного анализа можно выделить слабые и сильные стороны в развитии предприятия. К сильным сторонам относиться:
-доминирующее положение ОАО “Белсолод“ как единственного и крупнейшего предприятия в Республике Беларусь по изготовлению солода;
-увеличение объёма товарной продукции предприятия за рассматриваемый период как в действующих, так и в сопоставимых ценах;
-широкая география поставок ОАО “Белсолод“ на внешний рынок.
К слабым сторонам относиться:
- рост себестоимости реализованной продукции, на что оказали влияние инфляционные процессы и рост цен на сырье, материалы и топливо;
-судя по динамике рентабельности, эффективность основной деятельности предприятия немного снизилась, что обусловлено увеличением затрат по энергоносителям и процентам по кредиту на сырье;
-темпы роста объемов продаж на внутреннем рынке отстают от аналогичного показателя на внешних рынках. Это связано также с усилением конкуренции на внутреннем рынке. Всё это требует от предприятия активизации мероприятий, направленных на развитие региональных продаж на территории РБ.
В результате проведенного анализа внешней среды, можно сделать вывод, что 99% вариации прибыли предприятия объясняется влиянием следующих трёх факторов: количество посредников предприятия, доля внутреннего рынка, обновление ассортимента предприятия. Остальное же (1 %) остается необъясненным и может быть связано с влиянием других, неучтенных факторов. Таким образом, для совершенствования деятельности предприятия, необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях: повышение доли внутреннего рынка, совершенствование ассортимента и развитие товаропроводящей сети.
Проанализировав маркетинговую деятельность ОАО ”Белсолод“, можно твердо сказать, что переходный период в процессе формирования рыночной экономики вызывает необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Действенным инструментом решения этой задачи является эффективный маркетинг, умелое использование которого обеспечивает не только эффективное производство нужных потребителям продукции и услуг, но и успех предприятия в конкурентной борьбе.
Положительные стороны деятельности отдела маркетинга:
- оперативность выполнения заявок потребителей;
- контроль за соблюдением требований потребителей к качеству поставляемого солода;
- своевременное рассмотрение, оперативное принятие решений по заявкам потребителей и заказчиков;
- качественное и своевременное проведение процедур подготовки, заключения, исполнения договоров (контрактов);
- проведение маркетинговых исследований в объемах и в сроки, установленные ”программой маркетинговой деятельности“;
К отрицательным факторам можно отнести то, что сотрудники отдела не в силах повлиять на ситуацию, которую диктует рынок: как по цене, так и по качеству пивоваренного солода.