Сэссер изложил несколько стратегических подходов к достижению наилучшей взаимоувязка спроса и предложения на предприятиях сферы услуг
Со стороны спроса
Установление дифференцированных цен может сместить часть спроса с пикового времени на периоды затишья, Среди примеров такого подхода установление низких цен на предвечерние сеансы в кинотеатрах и цен со скидкой на прокат автомобилей в течение уик-энда,
Можно намеренно культивировать спрос в периоды его спада, Фирма «Макдональдс» открыла службу завтраков под названием «Эгг Макмаффин», а отели стали предлагать программы мини-отпуска на уик-энд,
В периоды максимального спроса можно предлагать дополнительные услуги в качестве альтернативы для ожидающих своей очереди клиентов, например устроить коктейль-бар для посетителей, ждущих столика в ресторане или доступа к банковскому автомату,
4. Одним из способов управления уровнем спроса является введение систем предварительных заказов, Такими системами широко пользуются авиакомпании, отели и врачи·
Со стороны предложения
Для обслуживания клиентов в периоды максимального спроса можно привлекать временных служащих или служащих на неполный рабочий день, При увеличении контингента студентов колледжа привлекают дополнительных преподавателей на временную работу, а ресторан-с случае необходимости - берет на временную работу дополнительное число официанток,
2. Можно установить особый распорядок работ в период пиковой загрузки· В такие моменты служащие выполняют только самые необходимые обязанности, В периоды максимальных нагрузок врачам помогает средний медицинский персонал,
Можно поощрять выполнение большего числа работ самими клиентами, которые могут сами заполнять собственные медицинские карты или самостоятельно упаковывать купленные в магазине продукты,
Можно разработать программу предоставления услуг совместными силами, как в тех случаях, когда несколько больниц сообща приобретают необходимое им медицинское оборудование,
Можно предпринять действия, делающие возможным рост существующих мощностей, как в тех случаях, когда парк с аттракционами приобретает окружающие его земельные участки с целью дальнейшего расширения,
Классификация услуг
Услуги значительно отличаются друг от друга и по своему типу, Их можно классифицировать по разным признакам, Во-первых, являются ли источником услуги люди или машины? Психиатр практически не нуждается в оборудовании, а вот летчику обязательно нужен самолет, Среди услуг, источником которых является человек, есть такие, что требуют либо наличия профессионалов (бухгалтерское дело, консультирование по проблемам управления), либо квалифицированных специалистов (сантехнические работы, ремонт автомобилей), либо неквалифицированная рабочей силы (дворницкие работы, уход за газонами), Среди услуг, источником которых служит машина, есть такие, что требуют либо наличия автоматов (автоматические установки для мойки автомобилей, торговые автоматы), либо устройств, управляемых операторами сравнительно низкой квалификации (такси, кинотеатры), либо оборудования, работающего под управлением высококвалифицированных специалистов (самолеты, компьютеры) . Даже в одной и той же конкретной отрасли сферы услуг разные поставщики услуг пользуются разным количеством оборудования, Для этого достаточно сравнить между собой Джеймса Тейлора с его единственной гитарой и группу «Роллинг стоунз» с ее многотонным комплектом звуковой аппаратуры, Иногда оборудование придает услуге дополнительную ценность (стереоусиление), а иногда используется для снижения потребностей в рабочей силе (автоматические установки для мойки автомобилей),
Во-вторых, обязательно ли присутствие клиента в момент оказания ему услуги? При проведении операции на мозге присутствие клиента обязательно, а вот при ремонте автомобиля- нет, Если присутствие клиента обязательно, поставщик услуги должен учитывать запросы этого клиента, Так, владельцы косметических салонов красиво отделывают свои заведения, В салонах звучит негромкая музыка, а мастера ведут с клиентами непринужденный разговор,
В-третьих, каковы мотивы приобретения услуги клиентом? Предназначена ли услуга для удовлетворения личных нужд (услуги личного характера) или деловых нужд (деловые услуги)? Врачи взимают разную плату за обследование пациентов, приходящих частным порядком, и работников фирмы, с которой заключено соответствующее соглашение о централизованном обслуживании с централизованной оплатой, Как правило, поставщики услуг разрабатывают разные программы маркетинга для рынков услуг личного потребления и рывков деловых услуг.
В-четвертых, каковы мотивы поставщика услуг (коммерция или некоммерческая деятельность) и в какой форме предоставляются услуги (обслуживание отдельных лиц или услуги общественного характера)? Сочетание этих двух характеристик дает в результате совершенно разные по своему типу организации обслуживания, Совершенно очевидно, что маркетинговые программы частной коммерческой больницы, частной благотворительной больницы и госпиталя Управления ветеранов войны будут отличаться друг от друга.
Классификация услуг Лавлока: