Тема №7. Производительность работников умственного труда
Величайшим достижением менеджмента в XX веке стало повышение в 50 раз производительности физического труда на предприятиях промышленного производства.
Конкурентное преимущество в XXI веке достигается менеджментом продолжением повышения производительности труда, но на этот раз уже умственного, что неразрывно связано с повышением производительности работника умственного труда.
Если в XX веке самым ценным активом любой компании было производственное оборудование. То в XXI веке самым ценным активом любой организации — как коммерческой, так и некоммерческой, — станут ее работники умственного труда и их производительность.
7.1. Принципы производительности физического труда
В производстве с физическим трудом необходимо применять принципы Тейлора так же как применяют закон всемирного тяготения, сформулированный И. Ньютоном.
Первый принцип повышения производительности физического труда гласит: надо изучить задачу и проанализировать движения, необходимые для ее выполнения.
Второй принцип: надо описать каждое движения и составляющие его усилия, а также измерить время, за которое оно производится.
Третий принцип: устранить все лишние движения; каждый раз, начиная изучать физический труд, мы обнаруживаем, что большинство освященных временем процедур оказываются пустой тратой времени и мешают повышению производительности труда.
Четвертый принцип: каждое из оставшихся движений, необходимых для выполнения поставленной задачи, снова соединяются вместе — так, чтобы работник тратил на его выполнение как можно меньше физических и умственных усилий и минимальное количество времени. Потом все движения снова соединяют в единую логическую последовательность.
Наконец, последний принцип гласит: необходимо соответствующим образом изменить конструкцию всех инструментов, используемых в данной работе. Сколько раз мы ни брались бы за оптимизацию разных работ — независимо от того, сколько тысяч раз в год эти работы производятся, — всякий раз обнаруживается, что традиционные инструменты требуют доработки. Так произошло с совком для песка (перенос песка был одним из первых видов физического труда, изученных Тейлором). Совок был неправильной формы, имел неподходящий размер и неудобную ручку. Множество недостатков можно найти и в инструментах, которыми пользуются, скажем, хирурги.
Принципы Тейлора выглядят очевидными и простыми, как и любые эффективные методы. Но чтобы выработатьих, Тейлор экспериментировал в течение 20 лет.
Также как и закон всемирного тяготения, описанный И. Ньютоном, принципы «научной организации труда», описанные Ф.Тейлором претерпевая бесчисленное множество изменений, уточнений и усовершенствований остаются неизменными, актуальными и востребованные современной жизни и производстве.
Не существует новых методик «отвергающих» или «опровергающих» Тейлора, поскольку он показал, что никакого мастерства в физическом труде нет, а есть простые, повторяющиеся движения. Производительными их делает знание, об оптимальных способах исполнения и организации простых однообразных движения. Именно Тейлор был первым, кто соединил знания и труд. Тейлор разрушил романтику труда. «Тайны ремесла» он заменил «последовательностью элементарных движений».
На протяжении последних ста лет каждый новый метод, позволивший достичь хотя бы минимальных успехов в повышении производительности работников физического труда основывался на принципах Тейлора. Идеи Тейлора об анализе задач и научной организации всего процесса физического труда использованы и в принципе конвейера Генри Форда, разработанном уже после 1914 года. Идеи Тейлора использованы и в японских «кружках качества», и в системе непрерывного совершенствования «кайзен», и в организации поставок «точно вовремя».
Научный менеджмент и его следующая ступень, научная организация производства представляет собой одно из течений философии производства, получившее признание во всем мире. В последнем столетии только одно философское течение могло конкурировать с учением Тейлора — марксизм. Однако в конечном счете Тейлор победил и Маркса.
Принципы Тейлора немцы и американцы применили к обучению персонала. Руководство Германии, проиграв Первую мировую войну, применило «рационализацию производства (научный менеджмент Тейлора) к организации работы для бывших солдат и к подготовке военных кадров. Это позволило Гитлеру создать невиданную военную машину за те шесть лет, которые прошли от его прихода к власти до начала Второй мировой войны в 1939 году. В США при подготовке промышленных рабочих применялись те же принципы Тейлора, в Первую мировую войну — в порядке эксперимента, во Вторую мировую войну — уже в полную силу. Благодаря этому США превзошли Германию по уровню производства. Такая подготовка кадров на основе научного менеджмента позволило гражданскому населению США более чем в два раза превысить производительность рабочих гитлеровской Германии и захваченных фашистами стран Западной Европы.
Экономическое развитие за пределами стран Запада, начиная с 1950 года, в основном шло за счет применения принципов научного менеджмента для достижения более высокой производительности физического труда.
7.2. Будущее производительности труда
Методы Тейлора по-прежнему лежат в основе главного принципа организации производства в странах, где физический труд на производстве, остается сектором роста общества и экономики, другими словами, в странах третьего мира, где все еще очень велико — и неуклонно растет — число молодых людей без образования и практически без какой-либо профессии.
В тоже время в развитых странах главная задача сегодня заключается не в повышении производительности физического труда, — в конце концов, известно, как этого добиться. Центральной задачей становится всемерное повышение производительности умственного труда. Работники умственного труда очень быстро становятся самой крупной группой внутри рабочего класса развитых стран. Сегодня они уже составляют около двух пятых всей рабочей силы США; в других странах их доля меньше, но тоже быстро увеличивается. В первую очередь именно от производительности этой группы работников будет зависеть будущее процветание — более того, само существование, — развитых стран.
7.3. Производительность работников умственного труда
Исследования и работа над повышением производительности работников умственного труда только начинается. В 2000 году она находится примерно на том же уровне, на каком в 1900 году находились работа по повышению производительности физического труда. Но сегодня о производительности работников умственного труда нам известно уже неизмеримо больше, чем было известно о производительности работников физического труда нашим предшественникам сто лет назад. Ученым современного менеджмента получены почти все ответы на главные вопросы. Но также ясно виды и проблемы, решить которые пока не под силу, а между тем решать их надо уже сегодня.
Производительность работника умственного труда представить шестью факторами.
1. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: «В чем заключается производственное задание?».
2. Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость.
3. Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений.
4. Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой — постоянно учить.
5. Производительность работника умственного труда не измеряется количеством или объемом — во всяком случае, это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение.
6. Наконец, для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на «издержки», а скорее как на «капитал», и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям.
Все эти требования — за исключением, пожалуй, последнего, — почти полностью противоположны требованиям, необходимым для повышения производительности работника физического труда.
В большинстве научных работ, связанных с умственным трудом, качество не бывает минимальным и регламентированным. Качество — это и есть конечный продукт умственного труда. Изучая производительность учителя, мы не задаемся вопросом, сколько учеников посещает его занятия. Мы интересуемся, сколько учеников преуспели в преподаваемой им дисциплине, а это вопрос качества. При оценке производительности медицинской лаборатории вопрос о том, какое количество анализов можно выполнить на ее оборудовании, второстепенен и возникает только после вопроса о том, каковы качество и надежность результатов анализов. Качеством измеряется даже производительность работы клерка в регистратуре или чиновника на рабочем месте.
Производительность работника умственного труда поэтому должна быть в первую очередь нацелена на достижение качества, причем не минимального уровня качества, а оптимального, а лучше — максимального. Только при наличии такого уровня качества можно задавать вопрос: «А где объем, где количественные показатели работы?».
Это не только означает, что к задаче повышения производительности работника умственного труда мы подходим скорее с точки зрения качества, чем количества. Это также означает, что нам предстоит научиться определять это качество.
7.4. В чем заключается производственное задание
Такой вопрос полностью противоречит постановке вопроса в производительности физического труда. Для физического труда ключевым всегда является вопрос: «Как это задание должно быть выполнено?» В физическом труде задание всегда четко сформулировано и разъяснено. Никто из специалистов, изучающих производительность работников физического труда, не задает вопроса: «Каким образом работник может выполнить это задание?» Их вопрос звучит так: «Как добиться того, чтобы работник физического труда выполнил свою работу как можно лучше?»
В сфере умственного труда ключевой вопрос звучит так: «В чем заключается производственное задание работника?». Одна из причин этого состоит в том, что интеллектуальный труд, в отличие от физического, не принуждает работника выполнять определенные действия. Работник сборочной линии автомобильного завода, который прикрепляет колеса, «запрограммирован» на одновременное поступление шасси по одной линии и колес — по другой. Фермер, который пашет поле перед севом, не может отложить это занятие на потом: он не вылезет из трактора, чтобы ответить на телефонный звонок, посетить собрание или написать отчет, потому что его рабочий график определяется природой. В физическом труде всегда ясно, что должно быть сделано.
А задание работника умственного труда не определяет его действий. Первое требование при разработке плана для работника умственного труда заключается в определении сущности задания, что позволяет работнику умственного труда сконцентрироваться на выполнении этого задания и отбросить все лишнее, насколько это возможно. Но для этого требуется, чтобы работники умственного труда сами определили, в чем заключается — или должно заключаться — их задание. Ибо только они сами могут правильно сформулировать свои задачи.
Поэтому работа над повышением производительности работников умственного труда начинается с того, что работник отвечает на ряд вопросов.