Раздел 2. Маркетинговые исследования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. Плеханова

Кафедра Торговое дело

Утверждено:

на заседании кафедры Торгового дела

протокол № «» 2014г.

Зав. кафедрой__________ (Лукашина Е В.)

(подпись)

МАРКЕТИНГ

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Для бакалавров направлений: 10700,62. Торговое дело «Коммерция», всех профилей;

080200.62. «Менеджмент», всех профилей;

100800.62. «Товароведение», всех профилей;

260800.62 «Технология продукции обществен- ного питания», всех профилей;

80100.62 «Экономика», всех профилей.

Рекомендовано кафедрой

Протокол № …

от «..»…………2014 г.

Пермь 2014

Данное методическое пособие содержит программу предмета «Маркетинг» и варианты контрольных работ для студентов заочного отделения с рекомендациями по ее выполнению.

В результате изучения предмета студенты должны:

знать: ключевые понятия, характеризующие рынок; сущность, принципы, функции, стратегию и тактику маркетинга, факторы окружающей среды маркетинга, элементы комплекса маркетинга (товар, цена, распределение, продвижение);

уметь:анализировать ситуацию на рынке с учетом микро и макросреды маркетинга; проводить сегментацию рынка с оценкой сегментов по основным критериям эффективности (измеримость, доступность, выгодность), оценивать потребителей по реакции на маркетинговые раздражители, а так же выбирать поставщиков и исследовать конкурентов, планировать и осуществлять коммуникативные мероприятия.

владеть:навыками оценки рыночных позиций компании, анализа товарного ассортимента, маркетинговыми методами ценообразования, приемами продвижения.

Содержание курса

Раздел 1. Понятие и сущность маркетинга

Тема 1. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства

Этимология слова «маркетинг». Определение маркетинга. Маркетинг и рынок. Исходные понятия маркетинга. Исходные понятия маркетинга: нужды, потребности, запросы, товар и рынок. Теории человеческих потребностей. Функции маркетинга. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга, социально-экономическая сущность и содержание маркетинга, эволюция содержания и форм маркетинга, маркетинг как определенная теоретическая концепция, философия бизнеса, специфическая форма хозяйствования. Маркетинг как рыночная, ассортиментная и сбытовая политика удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей. Маркетинг как рыночная концепция управления. Маркетинг в России.

Тема 2. Эволюция концепций маркетинга

Зарождение маркетинговых начал. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Концепция маркетинга. Концепция социально-этичного маркетинга. Концепция маркетинга партнерских отношений, Концепция маркетинга, ориентированного на стоимость.

Тема 3. Функции маркетинга

Исследовательская (изучение: рынка, конкурентов, фирменной структуры и культуры, товара; анализ внутренней среды). Производственная (разработка товаров рыночной новизны, управление качеством, управление конкурентоспособностью, организация материально-технического снабжения, организация производства). Сбытовая (организация товародвижения, организация сервиса, формирование спроса и стимулирование сбыта, формирование товарной политики, формирование ценовой политики, организация рекламы). Управленческая (организация информационного обеспечения, организация коммуникаций, стратегическое планирование, организация контроля).

Тема 4. Среда маркетинга

Внешняя макро- и микросреда маркетинга и ее составляющие. Факторы макросреды маркетинга и их характеристика (демографические, экономические, природные, научно-технические, политико-правовые, социально - культурные). Микросреда маркетинга и ее составляющие: покупатели, конкуренты, поставщики, контактные аудитории. Приоритет потребителя. Внутренняя среда предприятия: оценка интеллектуального потенциала, уровня развития НИОКР, производственный и финансовый потенциал.

Раздел 2. Маркетинговые исследования

Тема 1. Система маркетинговой информации о рынке и методы ее сбора

Основные направления маркетинговых исследований: рынок, конкуренты, потребители, товары, цены, каналы распределения, маркетинговые коммуникации. Основные этапы процесса исследования. Цели и результаты исследований.

Тема 2. Классификация и сущность видов маркетинговых исследований

Информация как основа для принятия маркетинговых решений. Виды информации (первичная и вторичная). Кабинетные и полевые исследования.

Тема 3. Поведение потребителя

Виды потребителей. Психологические типы потребителей. Особенности поведения различных видов и типов потребителей.

Тема 4. Сегментирование рынка

Понятие сегмента. Признаки сегментации: географические, демографические, экономические, социальные, психографические, поведенческие. Признаки сегментации для рынка потребительских товаров, для рынка товаров производственно-технического назначения, для рынка услуг. Критерии оценки сегмента, выбор сегментов. Выбор стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.

Наши рекомендации