Проблема этичного поведения
Марианна Дженнингс, директор Линкольновского центра прикладных проблем этики при университете штата Аризона, высказывает опасения по поводу пренебрежения отдельными этическими моментами при определении социально ответственного поведения.
Лозунги деловой этики обычно включают в себя требования запрета использования животных при тестировании новых товаров и предоставления льгот отечественным фирмам, обязательного принятия мер для сохранения тропических лесов, отказа от ведения бизнеса в Китае и многие другие условия. Давайте же выразим им полную поддержку и публичное одобрение.
Многие аплодировали деятельности Аниты Роддик и ее фирмы Body Shop: косметика из натуральных продуктов и «Products tor People Tested by People». Однако читатели стали высказывать свое недовольство, когда Джон Энтин опубликовал в «Business Ethics» статью, в которой обратил внимание на не соответствующие действительности рекламные утверждения фирмы Body Shop, ее необоснованные привилегии и некоторые другие факты нарушения деловой этики Гордон Роддик, муж Аниты, выступил в печати с возражениями. Но ему все же пришлось признать справедливость обвинений, выдвинутых Энтиным относительно использования синтетических красителей, ароматизаторов и консервантов.
Ben & Jerry's Homemade Inc. часто упоминается в печати в качестве компании, служащей примером высокого чувства социальной ответственности, поскольку ее мороженое содержит исключительно натуральные ингредиенты, а ее владельцы направляют значительные суммы на благотворительные нужды. Однако в отчете о деятельности компании, подготовленном для акционеров и для широкой публики, признавалось, что в ароматизаторе Cherry Garcia использовался консерват, содержащий двуокись серы, а в некоторых вкусовых добавках вместо масла применялся маргарин. Кроме того, из приведенных цифр следовало, что вследствие финансовых затруднений компания существенно сократила благотворительную деятельность.
Компания, соблюдающая этические нормы, способна дать обществу гораздо больше, чем обещано в ее программных заявлениях. Наличие моральных обязательств в программном заявлении компании заставляет нас постоянно задавать себе вопросы об основных этических ценностях Что представляется более важным — отказ от проверки продукции на животных или справедливое получение льгот? Забота о тропических лесах или правдивая информация на ярмарках.9 Благотворительная деятельность или честное отношение к акционерам?
Должен ли список моральных обязательств фирмы устанавливать определенные этические стандарты? К сожалению, мало кто проверяет, не использует ли эта фирма свои достойные похвалы обещания в качестве уловки, предназначенной для увеличения прибылей. Ведь постановка социально значимых целей вовсе не тождественна этичному ведению бизнеса. Хотя мы можем верить в то, что забота о решении социальных проблем является надежным критерием личного поведения, все же она не является абсолютной гарантией честности и справедливости.
Решайте сами
1. Считаете ли вы, что упомянутые компании умышленно вводили в заблуждение общественность, чтобы позиционировать себя в качестве социально ответственных организаций?
2. Каким образом эти компании должны отвечать на упреки потребителя по поводу расхождения их имиджа и реальных действий?
3. Предположим, что вы стали участником маркетингового процесса этих компаний. Изменятся ли в этом случае ваши взгляды на их деятельность?
Источник: Взято с сокращениями из статьи Marianne M. Jennings, «Confessions of a Business Ethicist», «Wall Street Journal», September 25,1995, A 14; Marianne M. Jennings, «What's Going On», первоначально передана по National Public Radio, «All Things Considered», March 18 1996. Интернет- \\www.swcollege.com/bef/jennings/br_whats_going_3.18.96.
Жизненный цикл семьи
Семьи, как и отдельные люди, проходят в своем развитии через последовательность определенных этапов или фаз, оказывающих влияние на их текущие потребности и желания. В табл. 5.5 перечислены фазы развития семьи и соответствующие им образцы поведения. Обратите внимание на резкое изменение структуры покупок, происходящее при переходе людей из категории «молодой, холостой, бездетный» в категорию «молодой, женатый, бездетный».
Изменения жизненного цикла семьи должны находить отражение в маркетинговых коммуникационных стратегиях. Например, такая компания, как Eastman Kodak, использует для этого разнообразные виды рекламы в различных СМИ. С одной стороны, «молодой, холостой и бездетный» человек имеет мало денег для покупки фототехники и обычно связывает процесс фотографирования с такими приятными событиями, как каникулы или отпуск. Учитывая эти факторы, реклама Kodak в журналах «Seventeen» и «Rolling Stone» подчеркивает низкую стоимость предлагаемых фотоаппаратов и изображает молодых людей, фиксирующих на пленку радостные моменты отдыха. С другой стороны, люди, классифицируемые как «женатые, с детьми дошкольного возраста» много и охотно фотографируют свою семью. Поэтому реклама Kodak, распространяемая по кабельному телевидению, методом прямой почтовой рассылки и в таких изданиях, как журнал Parents, часто изображает счастливых родителей, рассматривающих фотографии, на которых запечатлены их маленькие дети.
Реклама GE Capital Assurance нацелена на потребителей зрелого возраста, заинтересованных в финансовых услугах, способных защитить их накопления
Краткий обзор основных понятий
Группы влияния
Для потребителей двумя основными группами влияния являются референтные группы и семья.
1. Референтные группы служат для индивидуума исходным объектом сравнения при формировании его общих или специфических ценностей.
2. Семья формирует многие наши ценности, предпочтения и наше восприятие окружающего мира.
Таблица 5.5.Фазы жизненного цикла семьи и изменения покупательских решений
Фазы цикла | Финансовые возможности | Типичные образцы покупательского поведения |
Фаза 1 Молодой, холостой, бездетный | Доходы и расходы невелики, накопления незначительны, свободное расходование имеющихся средств, первые опыты использования кредитов, возможны незначительные финансовые затруднения | Одежда, модные предметы, товары и услуги по уходу за внешностью, товары для отдыха, предметы первой необходимости и продукты питания, образование, аренда жилья |
Фаза 2 Молодой, женатый, бездетный | Достаточные средства (в семье два источника доходов), незначительные финансовые обязательства, свободное расходование средств, использование кредита, сбережения невелики, возможны незначительные финансовые затруднения | Потребительские товары длительного пользования, бытовые приборы и мебель, аудио- и видеосистемы, путешествия на самолете, еда в ресторанах, посещение спектаклей и концертов, отпуск с семьей, одежда, товары личной гигиены |
Фаза 3 Разведенные одиночки с детьми дошкольного возраста | Ограниченные доходы, осторожное расходование средств, кредиты труднодоступны, отсутствие накоплений, возможны серьезные финансовые затруднения | При совместном проживании раздельная оплата питания и жилья, в зависимости от фазы жизненного цикла семьи других родственников, при наличии отдельного жилья покупательские привычки повторяют привычки родственников, достигших следующей фазы жизненного цикла семьи, бытовые приборы, мебель, товары для ухода за детьми, оплата детсада |
Фаза 4 Женатый, дети дошкольного возраста | Доходы ограничены, если работает только один из родителей, небольшое количество ликвидных активов, осторожное расходование средств и использование кредита, незначительные накопления, нужда и неудовлетворенность | Покупка первого дома и обстановки для него, товары длительного пользования, главным образом бытовые приборы, товары и услуги по уходу за детьми, страхование жизни и имущества, оплата транспорта и коммунальных услуг |
Фаза 5 Разведенные одиночки с детьми школьного возраста | Ограниченные доходы, осторожное расходование средств, использование кредита в тех случаях, когда он доступен, незначительные сбережения, серьезные финансовые затруднения, сильная неудовлетворенность | Выплата по закладной или оплата аренды жилья, недорогие бытовые приборы и мебель, продукты питания, одежда, образование, расходы на поездки детей, ограниченные личные траты, расходы на домашнее хозяйство и/или на лечение детей, недорогой отдых |
Источник: Robert В. Settle, Pamela L. Alreck, Why They Buy: American Consumers Inside and Out Copyright 1986 by John Wiley & Sons. Перепечатано с разрешения John Wiley & Sons Inc. |
Резюме
1. Объясните, каким образом культура и субкультура влияют на маркетинговую коммуникацию.
Разработчики стратегий маркетинговых коммуникаций, собирающиеся действовать в динамичных маркетинговых условиях XXI в., должны непрерывно наблюдать и оценивать изменения в социально-культурной среде. Культура, представляющая собой самый сложный элемент этой среды, состоит из трех компонентов. Первый компонент — убеждения. Отражает наши знания и оценки чего-либо. Второй компонент — ценности. Подразделяется на ценности базовые и вторичные. Базовые ценности преобладают в культуре, а вторичные — в субкультуре или сознании отдельного индивидуума. Оба типа ценностей помогают нам делать выбор в повседневной жизни. Третий компонент — обычаи. Представляет собой типы поведения, предписанные в данной культуре.
2. Перечислите демографические факторы, влияющие на маркетинговые коммуникации, объясните роль каждого из них.
Демографические факторы представляют собой ряд отличительных характеристик людей, доступных внешнему наблюдению. Девятью общими демографическими тенденциями, влияющими на маркетинговые коммуникации, являются медленный рост домашних хозяйств, исчезновение традиционной семьи, рост образовательного уровня населения, рост занятости в сфере услуг, более быстрый по сравнению с ожидавшимся рост населения, увеличение численности национальных меньшинств, старение населения, миграция населения на юг, сокращение доходов среднего класса. Кроме того, три демографически взаимосвязанных сегмента населения («бэби-бумеры», Поколение Х и поколение «отзвука бума») также имеют значение для маркетинговых коммуникаций, поскольку каждый из этих сегментов реагирует на нее особым образом.