Реклама, адресованная детям
Сторонники регулирования рекламы, предназначенной для детей, утверждают, что ребенок не обладает достаточным опытом для того, чтобы оценить направляемые ему рекламные обращения и принять покупательские решения на основе полного учета информации о товаре. Кроме того, рекламные методы и стратегии, подходящие для взрослых, способны ввести в заблуждение детей.
Регулирование рекламы, адресованной детям, началось в 1970-х гг., когда эксперты установили, что каждый человек в детском возрасте испытывает на себе воздействие в среднем около 20 000 рекламных объявлений.13 Две такие влиятельные организации, как «Действие в защиту детского телевидения» (ACT) и «Научный центр изучения общественных интересов» (CSPI) обратились в FTC с просьбой оценить сложившуюся ситуацию.
2 октября 1990 г. Палата представителей и Сенат приняли Закон о рекламе в детских телепередачах, который ограничил максимальное время показа рекламы во время детских передач 10,5 минутами в час в выходные и 12 минутами в час в будние дни. В законе также содержалось требование о том, чтобы рекламные вставки отделялись от основной передачи и не содержали попыток использования ее персонажей для стимулирования продаж различных товаров.
По мере того как растут ожидаемая продолжительность и качество жизни людей старшего поколения, сложившиеся стереотипные представления о них отходят в прошлое. Эта реклама овощного сока V8 показывает уже немолодого, но не желающего стареть человека, ведущего активный и здоровый образ жизни
В феврале 1996 г. президент США подписал Закон о телекоммуникациях. Этот закон потребовал, чтобы все телевещательные организации разработали систему классификации своих программ и наладили выпуск устройств, которые могли бы блокировать просмотр детьми передач, содержащих сцены насилия или интимных отношений.14 В результате телекомпании создали систему классификации телепередач, а рекламодатели, целевой аудиторией которых являются дети, стали разрабатывать свою рекламу с учетом ранга программ, во время которых ее предполагалось транслировать.
Закон о недопущении нарушений общественной морали при осуществлении коммуникационной деятельности (CDA), входящий составной частью в Закон о телекоммуникациях, регулирует распространение «неприличных» материалов в сети Интернет. Хотя диапазон ограничений, установленных CDA, был впоследствии признан чрезмерно широким, тем не менее все рекламодатели, чьи обращения могут быть увидены детьми, должны придерживаться основных его положений, по-прежнему не утративших своей юридической силы (например, запрещающих показ чрезмерно откровенных сцен или уголовно наказуемых действий).15
Саморегулирование маркетинговых коммуникаций
Одна из причин необходимости законодательного регулирования рыночной деятельности как на уровне штатов, так и федерального центра заключается в устойчивом убеждении многих людей в том, что она нередко осуществляется с различными нарушениями правовых и этических норм. К сожалению, маркетинговые коммуникации также нередко попадают под огонь общественной критики. Поэтому профессионалы, занятые в этой сфере, разработали нормы и правила этичного поведения, следование которым позволяет компаниям избегать нарушения законов и одновременно проявлять социальную ответственность.
Например, американские предприятия, производящие алкогольные напитки (за исключением вина и пива), 48 лет тому назад по собственной инициативе ввели запрет на рекламирование своей продукции на радио и телевидении. Эта мера действовала почти что в течение полувека. Затем в 1996 г. Эдгар Бронфман, президент и исполнительный директор Seagram Co., выпустил 30-секундный рекламный ролик для «Royal Whiskey» на одном из подконтрольных NBC каналов в Техасе. С тех пор Seagram приобрела рекламное время на разных рынках и стала продвигать разные алкогольные напитки в обход существующего соглашения. Ее примеру последовала Hiram Walker & Sons Inc., разместившая рекламу своей алкогольной продукции на 22 местных рынках. Подобная рекламная активность вызвала обеспокоенность FTC и привлекла внимание президента Клинтона. Некоторые правоведы считают, что правительство может попытаться ввести в этой сфере деятельности меры государственного регулирования, которые будут во многом повторять уже существующие правила саморегулирования отрасли, а возможно, окажутся еще жестче.16
Решайте сами
Кляйн действует снова
В 1995 г. Келвин Кляйн начал рискованную рекламную кампанию, которая, по мнению многих специалистов по маркетинговым коммуникациям, должна была завести его слишком далеко. Вызвавшая многочисленные споры реклама одежды из джинсовой ткани была изготовлена непосредственно его фирмой. На ней были изображены полуобнаженные юноша и девушка в весьма откровенных позах, не оставляющих сомнений в том, чем эта пара занимается в данный момент. Подобный ход был вполне в духе этого дизайнера, однако проблема заключалась в том, что эта шестистраничная реклама была напечатана в журнале «YM», читателями которого являются в том числе и 12-летние подростки.
Реклама вызвала нервное оживление среди издателей журналов и острую полемику по поводу того, допустимо ли в изданиях, охватывающих столь юную аудиторию, печатать такую рекламу. По крайней мере один журнал, имеющий примерно тот же круг читателей, а именно «Sewenteen», заявил, что такая реклама никогда не появилась бы в «YM», если бы ее автором не был Келвин Кляйн «Все это слишком очевидно, — заявила издатель Seventeen Джанис Гроссман. — Подобное недопустимо в отношении рынка, на который мы нацеливаемся». Ира Гарей, издатель другого молодежного журнала, «Sassy», заявила, что «теперь она крепко задумается, прежде чем согласиться напечатать рекламу джинсов». Однако «YM» не согласился с такими оценками. «Мы действовали на грани допустимого, но ни разу не перешли ее, — считает издатель «YM» Виктория Ласдон Роуз. — От Келвина Кляйна мы ожидали определенной остроты. Большинство его рекламных кампаний никогда не укладывались в привычные мерки... Наши читатели привыкли открыто высказывать свою точку зрения. Они охотно пишут нам и сообщают, что им не нравится в журнале как в плане редакционных материалов, так и рекламы».
Спорная реклама не вызвала восторга у многих фирм, занимающихся розничной торговлей Например, Стивен Уотсон, президент Dayton Hudson Corp., представляющей универмаги Marshall Fields, Dayton и Hudson в девяти штатах, не разрешил Келвину Кляйну упоминать в его новой рекламе названия своих торговых точек. Другие критики в лице Католической лиги, Общества защитников нравственности в СМИ, американского филиала организации Aqudah Israel утверждали что такая реклама демонстрирует нечто большее, чем простое отсутствие вкуса. Они назвали ее примером пропаганды «детской порнографии» и призвали потребителей объявить бойкот продукции Келвина Кляйна. Несмотря на заверения Кляйна, что эта рекламная кампания была частью вполне здоровой коммуникационной стратегии, в конце концов он объявил о ее прекращении.
В довершении всего вскоре после этого заявлении Кляйна ФБР начало расследование по поводу возможного нарушения данной рекламой законов о детской порнографии, поскольку, по крайней мере, одна из привлекавшихся к ее созданию фотомоделей была несовершеннолетней. В ответ на это представитель Кляйна заявил следующее: «Мы абсолютно уверены в том, что не нарушили никаких законов». Член нью-йоркского муниципалитета Ноа Диар, выступающий за запрет чрезмерно откровенной рекламы в автобусах и метро, выразил свои чувства в следующих словах «Нет никакой разницы между порнографией и рекламой, подобной той, которую распространяет Кляйн. И то и другое должно оцениваться с точки зрения одних и тех же законов».
Решайте сами
1. Считаете ли вы, что реклама Келвина Кляйна является социально безответственной?
2. Можете ли вы придумать стратегически оправданные основания для создания такой рекламы?
3. Если бы вы были руководителем службы маркетинговых коммуникаций фирмы Кляйна, то стали бы размещать рекламу, основанную на сексуальных мотивах, в журналах, читателями которых могут быть подростки в возрасте а) 12 лет; б)10 или 11 лет, в) 15 лет?
Источники: Rick Hampson, «FBI Probes Jean Ads for Porn», «The Denver Post», September 9,1995,1A, 20A, Judice Glaue, «Calvin Klein Axes Controversial Campaign», «The Denver Post», August 29,1995,9C; Kevin Goodman, «Calvin Klein Ad Re kindles Debate as It Runs in Youth's Magazine», «Wall Street Journal», July 10, 1995, B-8.
Внутренний контроль маркетинговых коммуникаций
В дополнение к правилам внешнего регулирования большинство компаний, агентств и средств массовой информации имеют собственный набор мер контроля маркетинговых коммуникаций. Хотя в каждой копании эти меры имеют свои отличительные особенности, обычно они начинаются с наблюдения за творческой группой и заканчиваются контролем средства распространения маркетинговых коммуникаций, например, телепередачи, журнала, упаковки или сайта в Интернете.
На каждом этапе этого процесса маркетинговые коммуникации критически рассматриваются с различных точек зрения для того, чтобы исключить вероятность их несоответствия правилам этики и хорошего вкуса и, разумеется, требованиям закона. Юристы могут контролировать маркетинговые коммуникации на разных этапах их создания и распространения. Нередко рекламные агентства имеют собственный набор внутренних требований, соблюдение которых является обязательным на всех этапах работы. Все действия по реализации маркетинговых коммуникаций, которые не удовлетворяют установленным требованиям, считаются недопустимыми. На рис. 7.1 показан пример процесса наблюдения за созданием и распространением маркетинговых коммуникаций.
Практически каждое крупное СМИ создает собственные стандарты маркетинговых коммуникаций. Например, «Reader's Digest» имеет длинный перечень товаров, реклама которых считается в этом издании недопустимой. Три основные телекомпании США также разработали строгие требования к распространяемым с их помощью маркетинговым обращениям.
Рис. 7.1. Схема этапов процесса контроля рекламы
Специалисты по маркетинговым коммуникациям убеждены в том, что строгие правила внутреннего контроля приносят свои плоды. Ведь без них риск появления безнравственной или противозаконной рекламы был бы слишком высоким.
Саморегулирование, осуществляемое профессиональными объединениями
В настоящее время существует очень мало универсальных стандартов (если они вообще существуют) для оценки маркетинговых коммуникаций. Специалисты по маркетинговым коммуникациям до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что же считать разрешенным в их деятельности, и сами критикуют применение собственных этических норм. Но, несмотря на отсутствие консенсуса по этому вопросу, неопределенность, связанная с границами допустимых действий в этой сфере, заметно снизилась в течение последних двух десятилетий. Произошедшее изменение во взглядах стало в основном результатом деятельности независимых организаций, устанавливающих новые требования с учетом пожеланий общественности, а также разработки свода правил теми группами организаций рекламного бизнеса, которые стремятся добиться его саморегулирования. Эти правила обычно имеют конкретную ориентацию и касаются таких проблем, как использование свидетельств, реализация некоторых способов личных продаж или применение купонов.