Установление повышенных таможенных пошлин на импортные товары
в) преференции (от лат. «привилегия»);
Благодаря им создаются так называемые «преференциальные» рынки, подпадающие под действие международных торговых соглашений, направленных на их стабилизацию.
БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка.
Евразийский союз – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия (с мая 2015 г.).
г) ограничения, связанные с обеспечением безопасности продукции.
Запрет ввоза в Россию куриных окорочков из США, свинины из Польши, вин из Молдовы и Грузии, молочных продуктов из Беларуси и Литвы, овощей и фруктов из стран ЕС.
Правда, Запад также не остаётся в долгу, о чём свидетельствует, к примеру, запрет некоторым нашим самолётам из-за излишнего шума летать, а грузовым автомобилям из-за более высоких вредных выхлопов ездить в рамках границ ЕС.
Весьма часто с ограничениями можно столкнуться на рынке новых лекарственных средств и фармацевтических препаратов, когда последние не могут поступить в свободную торговлю, пока не пройдут все возможные и невозможные лабораторные испытания.
В. Межотраслевая конкуренция с производителями
товаров-заменителей (субститутов) из других отраслей
Позволяет повысить эффективность удовлетворения существующих потребностей.
Зрение – очки, линзы, офтальмологические центры (операции).
Информация – газеты, радио, ТВ, Интернет.
Книги – типографские и электронные издания.
Тара – пергамент, стекло, жесть, целлофан, пластик, тетрапак (розлив вина).
P.S. Напомню, что в экономической теории существует схожее понятие «перекрё-стной эластичности» (Еxy), определяющее отношение %-го изменения величины спроса на продукт X к заданному % изменения цен другого продукта (Y) при прочих равных условиях.
Вид товара | Значение ко- эффициента | Ситуация | Поведение кривой спроса | Примеры |
Заменители | Еxy > 0 | Повышение цены на один из товаров ведёт к увели-чению спроса на другой, стоимость которого не изменилась | Уменьшение цены на первый из взятой пары товаров вызывает сдвиг кривой спроса второго товара влево, а повышение цены – вправо | Апельсины – мандарины Кофе – чай Гречневая крупа – рис |
Комплимен- тарные[8] | Еxy < 0 | Потребляются одновременно | Изменение спроса на один из товаров вызывает изменение спроса на другой в том же направлении | Автомобиль – бензин Подушка – одеяло, Компьютер – клавиа-атура – мышка |
Независимые | Еxy = 0 | Изменение цены одного из товаров не влияет на объём спроса на другой | Остаётся без изменений | Мебель – сантехника Ковры – одежда |
Г. Поставщики, давление со стороны которых значимо в следующих случаях.
1) Покупка продукции у них обходится дешевле, чем её выпуск своими силами.
Например, производители крупногабаритной техники и оборудования предпочитают приобретать электромоторы у других компаний, а не изготавливать их собственными силами, поскольку при небольших объёмах производства это убыточно.
Та же самая тенденция наблюдается и в самолётостроении: КБ конструирует новую оригинальную форму авиалайнера, улучшает его аэродинамические показатели, повышает уровень комфортности, а моторы заказывает у фирм, специализирующихся на их выпуске.
2) Внедрена система «точно во время» (Just In Time, JIT), сокращающая складские и операционные издержки заказчика.
Широкое распространение получила с конца 1950-х гг., когда японская компания "Toyota Motors", а потом и другие начали внедрять систему «кан(м)бан».
Идея – организация при заданном производственном расписании движения всех материалов, и полуфабрикатов, которые должны поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Это ведёт к отмене замораживания денежных средств фирмы на покупку и содержание дополнительных страховых запасов.
3) Соблюдается высокое качество поставляемых изделий.
Если комплектующие имеют высокий уровень брака, то производители несут большие убытки по гарантийному обслуживанию и замене дефектных деталей, что негативно сказывается на их прибыли, репутации и конкурентной позиции на рынке.
В системе менеджмента качества даже существует специальный показатель – «коэффициент дефектности», который определяет уровень брака, обусловленный с точки зрения экономической рациональности (в среднем сегодня это нормативное значение составляет не более 1%).
В то же время известны и другие примеры. Так, компания "Motorola" стала мировым лидером в производстве мобильных телефонов, благодаря своей уникальной компетенции в организации практически бездефектного производства со стандартом качества "six-sigma", означающего дефектность продукции на уровне 3,4 единицы на 1.000.000 (т.е. 0,00034% – ноль целых и тридцать четыре стотысячных процента).
В России же – дело известное. Возьмём, к примеру, комбайны «Дон», выпускаемые «Ростсель-машем». Механизаторы, их эксплуатирующие, постоянно жалуются на то, что «качество ростовских комбайнов настолько низкое, что по-хорошему надо покупать на каждые два агрегата ещё и третий – на запасные части».
4) Новые поставщики делают более привлекательное ценовое предложение.