Установление повышенных таможенных пошлин на импортные товары

в) преференции (от лат. «привилегия»);

Благодаря им создаются так называемые «преференциальные» рынки, подпадающие под действие международных торговых соглашений, направленных на их стабилизацию.

БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка.

Евразийский союз – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия (с мая 2015 г.).

г) ограничения, связанные с обеспечением безопасности продукции.

Запрет ввоза в Россию куриных окорочков из США, свинины из Польши, вин из Молдовы и Грузии, молочных продуктов из Беларуси и Литвы, овощей и фруктов из стран ЕС.

Правда, Запад также не остаётся в долгу, о чём свидетельствует, к примеру, запрет некоторым нашим самолётам из-за излишнего шума летать, а грузовым автомобилям из-за более высоких вредных выхлопов ездить в рамках границ ЕС.

Весьма часто с ограничениями можно столкнуться на рынке новых лекарственных средств и фармацевтических препаратов, когда последние не могут поступить в свободную торговлю, пока не пройдут все возможные и невозможные лабораторные испытания.

В. Межотраслевая конкуренция с производителями

товаров-заменителей (субститутов) из других отраслей

Позволяет повысить эффективность удовлетворения существующих потребностей.

Зрение – очки, линзы, офтальмологические центры (операции).

Информация – газеты, радио, ТВ, Интернет.

Книги – типографские и электронные издания.

Тара – пергамент, стекло, жесть, целлофан, пластик, тетрапак (розлив вина).

P.S. Напомню, что в экономической теории существует схожее понятие «перекрё-стной эластичности» (Еxy), определяющее отношение %-го изменения величины спроса на продукт X к заданному % изменения цен другого продукта (Y) при прочих равных условиях.

Вид товара Значение ко- эффициента Ситуация Поведение кривой спроса Примеры
    Заменители     Еxy > 0 Повышение цены на один из товаров ведёт к увели-чению спроса на другой, стоимость которого не изменилась Уменьшение цены на первый из взятой пары товаров вызывает сдвиг кривой спроса второго товара влево, а повышение цены – вправо   Апельсины – мандарины Кофе – чай Гречневая крупа – рис
  Комплимен- тарные[8]     Еxy < 0   Потребляются одновременно Изменение спроса на один из товаров вызывает изменение спроса на другой в том же направлении Автомобиль – бензин Подушка – одеяло, Компьютер – клавиа-атура – мышка
  Независимые   Еxy = 0 Изменение цены одного из товаров не влияет на объём спроса на другой   Остаётся без изменений   Мебель – сантехника Ковры – одежда


Г. Поставщики, давление со стороны которых значимо в следующих случаях.

1) Покупка продукции у них обходится дешевле, чем её выпуск своими силами.

Например, производители крупногабаритной техники и оборудования предпочитают приобретать электромоторы у других компаний, а не изготавливать их собственными силами, поскольку при небольших объёмах производства это убыточно.

Та же самая тенденция наблюдается и в самолётостроении: КБ конструирует новую оригинальную форму авиалайнера, улучшает его аэродинамические показатели, повышает уровень комфортности, а моторы заказывает у фирм, специализирующихся на их выпуске.

2) Внедрена система «точно во время» (Just In Time, JIT), сокращающая складские и операционные издержки заказчика.

Широкое распространение получила с конца 1950-х гг., когда японская компания "Toyota Motors", а потом и другие начали внедрять систему «кан(м)бан».

Идея – организация при заданном производственном расписании движения всех материалов, и полуфабрикатов, которые должны поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Это ведёт к отмене замораживания денежных средств фирмы на покупку и содержание дополнительных страховых запасов.

3) Соблюдается высокое качество поставляемых изделий.

Если комплектующие имеют высокий уровень брака, то производители несут большие убытки по гарантийному обслуживанию и замене дефектных деталей, что негативно сказывается на их прибыли, репутации и конкурентной позиции на рынке.

В системе менеджмента качества даже существует специальный показатель – «коэффициент дефектности», который определяет уровень брака, обусловленный с точки зрения экономической рациональности (в среднем сегодня это нормативное значение составляет не более 1%).

В то же время известны и другие примеры. Так, компания "Motorola" стала мировым лидером в производстве мобильных телефонов, благодаря своей уникальной компетенции в организации практически бездефектного производства со стандартом качества "six-sigma", означающего дефектность продукции на уровне 3,4 единицы на 1.000.000 (т.е. 0,00034% – ноль целых и тридцать четыре стотысячных процента).

В России же – дело известное. Возьмём, к примеру, комбайны «Дон», выпускаемые «Ростсель-машем». Механизаторы, их эксплуатирующие, постоянно жалуются на то, что «качество ростовских комбайнов настолько низкое, что по-хорошему надо покупать на каждые два агрегата ещё и третий – на запасные части».

4) Новые поставщики делают более привлекательное ценовое предложение.

Наши рекомендации