Б. При подготовке к практическим занятиям

Введение

Методические указания к организации самостоятельной работы студентов по курсу «Мерчендайзинг» составлены в соответствии с рабочей учебной программой по данной дисциплине и предназначены для студентов очной и вечерней форм обучения по специальности: «маркетинг» - 061 500 (080111.65)

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней

после ее проведения. С этой целью в записях необходимо подчеркнуть заголовки и самые ценные положения разными цветами (применение разноцветных пометок делают важные положения более наглядными, и облегчают визуальное припоминание), внимательно изучить ключевые слова темы занятия. Важно, чтобы конспект лекции максимально раскрывал содержание темы, отражённое в программе курса.

К семинарскому занятию необходимо готовиться заранее - сразу после прочтения лекционного материала по данной теме. Надо изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. По каждому вопросу cеминaрa необходимо сделать небольшой конспект, обозначив все ключевые аспекты. В случае выбора темы доклада, рекомендованной для проведения на семинаре, целесообразно проинформировать об этом преподавателя, при необходимости - посоветоваться с ним по структуре доклада и перечню используемой литературы. Подготовка к семинару должна обеспечивать активное участие обучаемого в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на данном занятии. Обучаемый, также, должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, а также к оценке полноты раскрытия вопросов семинара и к докладу необходимых дополнений.

При подготовке к практическому занятию обучаемый должен изучить план занятия, повторить лекционный материал по данной теме, просмотреть основную и рекомендованную литературу, выполнить определённые практические занятия.

В ходе самостоятельной работы студенты используют имеющийся в учебной программе словарь основных терминов курса и самоконтроля полноты усвоения учебного материала.

Задание для самостоятельной работы студентов

А) При чтении лекций

Тема 1.Место мерчендайзинга в интегрированных маркетинговых коммуникациях

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте обязательно должно быть выделено определение мерчендайзинга, четко усвоено, что мерчендайзинг не сводится исключительно к выкладке товара на полках в магазине. Эффективность работы магазина будут определяться всем комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций в рознице. В конспекте необходимо подчеркнуть, что мерчендайзинг играет бóльшую роль именно в увеличении импульсных продаж, и что мерчендайзинг, организованный по всем правилам, может повышать сбыт на 13-20%.

Ключевые слова: комплекс маркетинговых коммуникаций, расположение магазина; планировка магазина; регулирование покупательских потоков; выкладка товара на полках; ассортимент и рекламно-информационные методы продвижения; эффективность мерчендайзинга.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к работе на лекции по теме 2. Повторить вопросы: понятие об интегрированных маркетинговых коммуникациях, сущность эффекта синергии (учебная дисциплина «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 2. Фактор расположения торговой точки. Территориальные торговые зоны магазина

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте обязательно должно быть выделен тот факт, что, прежде всего, успех в ритейле не менее, чем процентов на 80, определяется его месторасположением. Для будущих маркетологов крайне важно уяснить, что при выборе места для торговой точки необходимо провести рекогносцировку местности на предмет наличия каких-либо физических преград, ограничивающих зоны притока покупателей. При этом надо отметить, что преграды могут создавать и психологические барьеры.

Ключевые слова: месторасположение;ближняя, средняя и дальняя зоны магазина; виды физических преград для покупателей; эффект синергии.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к работе на лекции по теме 3. Повторить вопросы: основы импульсивных покупок, ориентация на референтные группы, сущность понятия «внимание» (учебные дисциплины «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА», «ПСИХОЛОГИЯ», «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 3.Функции планировки магазина и ее виды.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте обязательно должен быть выделен тот факт, что планировка является методологически последовательным шагом в маркетинговом плане по развитию данной торговой точки; кроме того, должно быть подчеркнуто, что рациональным следует считать такое планировочное решение торгового зала, при котором, с одной стороны, должны учитываться интересы коммерсанта (более полное использование торговой площади), а с другой стороны – удобство покупателей.

Ключевые слова: фактор планировки торгового зала; установочная площадь; коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; продольная, поперечная и смешанная, боксовая и островная планировки; регулирование покупательских потоков.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к семинару.

4. Подготовиться к работе на лекции по теме 4. Повторить вопросы: товар («product») как один из основных факторов маркетинга в системе «7p»; критерии выбора покупателем магазина (учебные дисциплины «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА», «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 4.Факторы ассортиментной политики

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте обязательно должен быть выделен тот факт, что на формирование ассортимент магазина влияет целый ряд факторов, что следует различать такие характеристики ассортимента, как его широта и глубина. Важно подчеркнуть, что успеху торгового предприятия вредит как недостаток ассортимента, так и его переизбыток.

Ключевые слова: широта ассортимента; глубина ассортимента; правило эффективного запаса; правило присутствия; товарные группы «прибыльные», «ходовые», «малоприбыльные», «неходовые»; правила ассортимента; ассортимент и социальный состав покупателей; «вымывание» неходовых марок.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

4. Подготовиться к работе на лекции по теме 5. Повторить вопросы: мотивы покупок; сущность импульсивных покупок; потребность в экономии времени (учебная дисциплина «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 5.Правила размещения товара и правила выкладки

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При конспектировании данной темы следует подчеркнуть, что строгих правил по размещению товаров в торговом зале нет, и в каждом отдельном случае маркетологам приходится действовать по обстановке. Отметить, что правила размещения товара и его выкладки должны соблюдаться с учетом максимального удобства покупателей при сохранении коммерческих интересов ритейлеров. При изложении этой темы особо выделить важность таких правил, как правило пропорционального присутствия, правило нарастания качества и цены товаров с нижней полки к сторону верхних при вертикальной выкладке. И правило возрастания качества, цены и размеров упаковок слева на право при горизонтальной выкладке.

Ключевые слова: «сопутствующие товары»; преимущества прикассовой зоны; функции выкладки; правила оформления содержание ценников и их оптимального расположения; виды выкладки; виды разделителей вертикальных блоков; принцип пропорционального присутствия; последовательность размещения при вертикальной выкладке в зависимости от цены и объема; расположение по цене и размеру упаковок при горизонтальной выкладке; фронтальная выкладка; места повышенного сбыта товаров импульсивного спроса; прием «повторение»; выкладка «внутри «стен замка»»; выкладка «крепкий орешек»; рекламная выкладка.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

4. Подготовиться к работе на лекции по теме 6. Повторить вопросы: сущность продвижения продаж и стимулирования сбыта; роль мерчендайзинга в стимулировании сбыта; эффект синергии в маркетинговых коммуникациях (учебная дисциплина «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 6. Методы продвижения продаж и стимулирования сбыта с помощью мерчендайзинга.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте обязательно должны быть раскрыты: приемы использования муляжей; приемы выделения марок на полках; приемы использования наиболее выгодных мест размещения; функции и виды рекламно-информационных материалов.

Ключевые слова: использование муляжей упаковок; приемы выделения марок на полках; функции информационных материалов; реклама от поставщиков; указатели секций, пиктограммы; напольные наклейки и коврики; монетницы у касс; разделители на транспортерах; полочные наклейки (шелфтокеры); мобайлы; воблеры; динамичная механическая и световая реклама; расположение на виду и покупательских потоков; приемы привлечения детей в магазины.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к семинару.

4. Подготовиться к работе на лекции по теме 7. Повторить вопросы: подбор и обучение персонала; мотивация персонала; организация работы наставников; техника личных продаж (учебные дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ», «ИСКУССТВО ТОРГОВЛИ», «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 7.Организация службы мерчендайзинга и обучение мерчендайзингу.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При конспектировании данной темы следует подчеркнуть, что необходимо организовывать обучение продавцов не только знанию товара, работе за кассой, технике личных продаж в торговом зале. Продавцы должны знать и основные принципы мерчендайзинга. Обратить внимание на то, что в сетях и крупных торговых центрах более рационально организовывать учебные классы для проведения централизованного обучения. Отметить, что есть специальные компании, которые предоставляют услуги своих профессиональных мерчендайзеров.

Ключевые слова: организация обучения; учебные классы; имитация торгового зала; мерчендайзинговые компании; внешние тренеры; функций внешних мерчендайзеров; техника личных продаж.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к работе на лекции по теме 8. Повторить вопросы: мотивы покупок; сущность импульсивных покупок; потребность в экономии времени (учебная дисциплина «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»). Быть готовым к обсуждению этих вопросов в ходе лекции.

Тема 8.Принципы и правила оформления уличных витрин торгового предприятия.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте обязательно должны быть раскрыты: основные функции уличных витрин; классификация витрин. Подчеркнуть преимущества и недостатки тех или иных типов витрин, чтобы уметь выбирать их конструкцию в соответствие с особенностями магазина. Отметить, что основное требование к потолку и полу витрин – это возможность крепить к ним декоративные материалы и конструктивные элементы типа решеток для выкладки товаров. Особое внимание обратить на типовые ошибки, которые допускают в витринном мерчендайзинге.

Ключевые слова: целевое информационное содержание витрины; конструктивные элементы витрин; освещение витрин; эффективные оформительские приемы; правила витринного мерчендайзинга; особенности витринных ценников; рекламный текст в витрине; основные ошибки в витринном мерчендайзинге.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к семинару.

Планы семинарских и практических занятий

А. Планы семинарских занятий

Тема 2. Факторы расположения торговой точки. Территориальные торговые зоны магазина.

Студенты должны подготовиться к семинару, на котором возможно обсуждение доклада «Важность фактора расположения торгового предприятия для успешного развития». В соответствие с указаниями преподавателя студенты должны в письменном виде изложить свои мнение по величине территориальных торговых зон для магазинов с различными профилем торговли (продукты питания; автозапчасти; хозяйственных товаров; компьютерной техники и пр.). Возможен выбор профиля торговой точки по своему желанию.

Тема 3.Функции планировки магазина и ее виды.

Студенты должны подготовиться к семинару, на котором возможно обсуждение доклада «Значение, функции и виды планировки магазина». В соответствие с указаниями преподавателя студенты должны в письменном виде изложить свои мнение по поводу применения тех или иных видов планировок для разных вариантов торгового профиля магазина (например, элитный разряд или дискаунтер). Возможен выбор профиля торговой точки по своему желанию.

Тема 4.Факторы ассортиментной политики.

При подготовке к семинару студенты должны быть готовы к обсуждению доклада «Влияние ассортимента на успех розничной торговли». В соответствие с указаниями преподавателя студентам по возможности следует заранее собрать информацию о том, как формируется и оптимизируется ассортимент товаров/услуг на предприятиях, где они работают/работали.

Тема 5.Правила размещения товара и правила выкладки.

При подготовке к семинару по данной теме студентам следует посетить магазины по своему выбору с целью анализа для выявления ошибок в размещении товара и в его выкладке. В ходе обсуждения на семинаре эта информация окажется очень полезной для усвоения соответствующего материала.

Тема 6. Методы продвижения продаж и стимулирования сбыта с помощью мерчендайзинга.

При подготовке к семинару по данной теме студентам следует посетить магазины по своему выбору с целью анализа для выявления оригинальных средствах продвижения продаж и стимулирования сбыта с помощью мерчендайзинга, которые им встречались в розничной торговле.

Тема 7.Организация службы мерчендайзинга и обучение

Мерчендайзингу.

В процессе подготовки к семинару по данной теме студентам следует быть готовы к обсуждению доклада «Значение и методы системного обучения мерчендайзингу». В частности, учащимся следует обдумать свои предложения по поводу более эффективных методов обучения с помощью, например, слайдов или видеофильмов.

Тема 8.Принципы и правила оформления уличных витрин торгового предприятия.

При подготовке к семинару по данной теме студентам следует быть готовыми проанализировать в письменном виде оформления витрин по фото-примерам, показанным преподавателем.

Б. При подготовке к практическим занятиям

Тема 5. Правила размещения товара и правила выкладки.

Наиболее эффективный прием проведения практических занятий – это с помощью мультимедийного оборудования показывать фото-примеры, на которых студенты должны делать анализ размещения секций, товарных категорий и выкладки товаров.

Тема 8. Принципы и правила оформления уличных витрин торгового предприятия.

При подготовке к практическим занятиям по данной теме студентам следует провести наблюдения по оформлению уличных витрин торговых предприятий, которые попадаются на пути их следования. При этом крайне полезным будет фотографирование (хотя бы на мобильные телефоны) тех витрин, которые выделяются а) удачными решениями и б) явными ошибками. С помощью этих фотографий удобно иллюстрировать анализ своих наблюдений по указанию преподавателя на практических занятиях.

3. Вопросы для самоконтроля и проверки качества знаний

1. Определение мерчендайзинга.

2. Процентный показатель импульсивного характера покупок.

3. Факторы мерчендайзинга, влияющие на рентабельность ритейла.

4. Фактор расположения торговой точки.

5. Территориальные торговые зоны магазина

6. Виды преград для покупателей.

7. Эффект синергии.

8. Фактор планировки торгового зала.

9. Рациональное планировочное решение торгового зала.

10. Установочная площадь.

11. Нормы удельного веса торговой площади от общей площади предприятия.

12. Коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров.

13. Варианты планировок торгового зала.

14. Планирование покупательских потоков.

15. Регулирование покупательских потоков.

16. Эффективность мерчандайзинга и срок его окупаемости.

17. Правило эффективного запаса.

18. Правило присутствия.

19. Правила ассортимента.

20. Зависимость ассортимента от социального состава покупателей.

21. Правила размещения товара.

22. Функции выкладки.

23. Содержание ценников.

24. Расположение ценников.

25. Виды выкладки.

26. «Горизонтальная» и «вертикальная» выкладка.

27. Разделители вертикальных блоков.

28. Принцип пропорционального присутствия.

29. Последовательность размещения марок при вертикальной выкладке в зависимости от цены и объема.

30. Расположение марок по цене и размеру упаковок при горизонтальной выкладке.

31. Фронтальная выкладка.

32. Места повышенного сбыта товаров импульсивного спроса.

33. «Прием повторения».

34. Метод выкладки «внутри «стен замка»».

35. Метод выкладки «крепкий орешек».

36. Рекламная выкладка.

37. Методы пропаганды и информирования о новом товаре.

38. Использование муляжей упаковок.

39. Приемы выделения марок на полках.

40. Функции информационных материалов. Реклама от поставщиков.

41. Указатели секций, пиктограммы; полочные наклейки (шелфтокеры), мобайлы, воблеры.

42. Приемы увеличения продаж.

43. Приемы привлечения детей в магазин.

44. Обучение мерчандайзингу

45. Функции внешних мерчандайзеров.

46. Функции уличной витрины.

47. Целевое информационное содержание витрины.

48. Особенности конструктивных элементов витрины. Пол и потолок витрины.

Наши рекомендации