Организационные структуры управления маркетингом
Для организации и координации работ по осуществлению функций маркетинга в компании создается служба маркетинга, которая может иметь разную оргструктуру.
Выделяют следующие принципы построения оргструктур маркетинга: функции маркетинга, географические зоны деятельности, товары, рынки. Исходя из этого, определяется одна из следующих видов оргструктур маркетинга:
· функциональная оргструктура;
· региональная;
· продуктовая (товарная);
· рыночная;
· ориентированная на покупателя;
· матричная.
Функциональная оргструктура маркетинга
Директор | |||||||||
Производство | Снабжение | Маркетинг-директор | Финансы | Отдел сбыта | |||||
Отдел М. исследований | Отдел разработки новых товаров | Отдел рекламы и связи с общественностью | Группа планирования | Бюро ценовой политики | Бюро маркетинг-логистики |
Продуктовая оргструктура маркетинга
Маркетинг-директор | ||||||||
Менеджер по товару А | Менеджер по товару В | Менеджер по товару С |
Группы по исследованиям, разработке и планированию, рекламе, сбыту товара А, В, С |
Оргструктура маркетинга, ориентированная на покупателя
Маркетинг-директор | ||||||||
Менеджер по группе покупателей 1 | Менеджер по группе покупателей 2 | Менеджер по группе покупателей 3 |
Группы по исследованию, разработке и планированию, рекламе, сбыту, логистике товаров |
Рыночная оргструктура- применяется в компаниях, выпускающих однородную продукцию. Ответственность за разработку и реализацию стратегии маркетинга на каждом рынке возлагается на менеджеров по рынку. Данная структура позволяет сконцентрировать М-деятельность вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, обеспечивает более достоверный прогноз рынка. Имеет те же недостатки, что продуктовая оргструктура.
Региональная оргструктура- применяется в компаниях, продукция которых распределяется в различные географические регионы. В рамках этой оргструктуры специалисты по маркетингу группируются по отдельным регионам и под руководством менеджера по конкретному региону обеспечивают разработку и реализацию стратегии маркетинга. Региональные оргструктуры применяют транснациональные корпорации, международные компании, а также компании с неоднородной продукцией, и компании, имеющие проблемы со сбытом продукции.
На практике часто применяются комбинации указанных оргструктур, например: функционально-продуктовая, продуктово-рыночная, функционально-продуктово-рыночная, которые носят название матричных.
Матричные оргструктуры представляют собой комбинацию служб маркетинга, которые вырабатывают и координируют выполнение некоторых единых целей и задач маркетинга в оргструктуре всей компании, и служб маркетинга, ответственных за реализацию маркетинговых стратегий для определенных продуктов, по отдельным рынкам и т.д.