Организационные структуры управления маркетингом

Для организации и координации работ по осуществлению функций маркетинга в компании создается служба маркетинга, которая может иметь разную оргструктуру.

Выделяют следующие принципы построения оргструктур маркетинга: функции маркетинга, географические зоны деятельности, товары, рынки. Исходя из этого, определяется одна из следующих видов оргструктур маркетинга:

· функциональная оргструктура;

· региональная;

· продуктовая (товарная);

· рыночная;

· ориентированная на покупателя;

· матричная.

Функциональная оргструктура маркетинга

        Директор        
Организационные структуры управления маркетингом - student2.ru                    
Производство   Снабжение   Маркетинг-директор   Финансы   Отдел сбыта
                   

 
  Организационные структуры управления маркетингом - student2.ru
Организационные структуры управления маркетингом - student2.ru


Отдел М. исследований   Отдел разработки новых товаров   Отдел рекламы и связи с общественностью   Группа планирования   Бюро ценовой политики   Бюро маркетинг-логистики

Продуктовая оргструктура маркетинга

        Маркетинг-директор        
Организационные структуры управления маркетингом - student2.ru                
Менеджер по товару А   Менеджер по товару В   Менеджер по товару С
Группы по исследованиям, разработке и планированию, рекламе, сбыту товара А, В, С

Оргструктура маркетинга, ориентированная на покупателя

        Маркетинг-директор        
Организационные структуры управления маркетингом - student2.ru                
Менеджер по группе покупателей 1   Менеджер по группе покупателей 2   Менеджер по группе покупателей 3
Группы по исследованию, разработке и планированию, рекламе, сбыту, логистике товаров

Рыночная оргструктура- применяется в компаниях, выпускающих однородную продукцию. Ответственность за разработку и реализацию стратегии маркетинга на каждом рынке возлагается на менеджеров по рынку. Данная структура позволяет сконцентрировать М-деятельность вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, обеспечивает более достоверный прогноз рынка. Имеет те же недостатки, что продуктовая оргструктура.

Региональная оргструктура- применяется в компаниях, продукция которых распределяется в различные географические регионы. В рамках этой оргструктуры специалисты по маркетингу группируются по отдельным регионам и под руководством менеджера по конкретному региону обеспечивают разработку и реализацию стратегии маркетинга. Региональные оргструктуры применяют транснациональные корпорации, международные компании, а также компании с неоднородной продукцией, и компании, имеющие проблемы со сбытом продукции.

На практике часто применяются комбинации указанных оргструктур, например: функционально-продуктовая, продуктово-рыночная, функционально-продуктово-рыночная, которые носят название матричных.

Матричные оргструктуры представляют собой комбинацию служб маркетинга, которые вырабатывают и координируют выполнение некоторых единых целей и задач маркетинга в оргструктуре всей компании, и служб маркетинга, ответственных за реализацию маркетинговых стратегий для определенных продуктов, по отдельным рынкам и т.д.

Наши рекомендации