Понятие стратегического менеджмента, задачи и принципы стратегического управления, его место в управлении предприятием РГБ
Стратегический менеджмент — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Задачи стратегического менеджмента формулируются так.
1.Определение целей и долгосрочных перспектив развития, т.е. вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития в бизнесе.
2.Превращение общих целей в конкретные направления работы.
3.Реализация выбранного плана по достижению желаемых показателей.
4.Реализация выбранной стратегии.
5.Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее реализацию в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.
основные принципы стратегического управления.
1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития предприятий полон противоречий. Для их разрешения должны разрабатываться эффективные решения в области создания новой продукции, ее продвижения на рынки, проектирования новых технологий и другие определяющие возможности организации.
2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации.
3. Обеспечение взаимодействия и взаимовлияния между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Важно поддерживать конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации.
4. Индивидуализация стратегий. Каждая организация уникальна, поскольку имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, фирменной культурой и другими характерными чертами. Поэтому разработка стратегий производится с учетом таких особенностей.
5. Четкое организационное отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.
Указанные принципы в разной мере реализуются на предприятиях, что отражается на конкурентных преимуществах
Сущность и классификация инноваций, применительно к к деятельности предприятий РГБ
Инновация – это новый продукт, идея, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни. Инновация создается в результате интеллектуальной деятельности, которая превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующие. Развитие изобретательства, появление пионерных и крупных изобретений является важным фактором инновации.
В общем виде понятие инновация обозначает: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, продукты (товары) и услуги, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса.
Выделяют две важнейшие характеристики инновации – новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем, научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос.
Инноваций классифицируются по ряду признаков.
1. По степени новизны:
- радикальные инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
- улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
- модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
- продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
- процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
- комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения: отраслевые; межотраслевые; региональные; в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
- реактивные инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
- стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности: экономическая; социальная; экологическая; интегральная.