Осуществление экспортных сделок через ТПФ

ТПФ осуществляют по поручению производителя-экспортера операции, связанные с куплей-продажей товаров на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.

К ТПФ относятся фирмы в юридическом отношении не зависимые от производителя-экспортера и потребителя товара.

Использование торг-х посредников позволяет фирме-экспортеру не вкладывать значит. ср-в в орг-ю сбытовой сети на террит.страны-импортера.

В зависимости от хар-ра взаимоотн-й между производ-экспортерах и торг-м посредником выдел-ся неск-ко видов торгово-поср.операций

-операции по перепродажам

-комиссионные операции

-агентские операции

-броккерские операции

Операции по перепродажам осущ-ся торговым посредником от своего имени и за свой счет.

Различают 2 вида операций по перепродаже:

1)операции, в кот.торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель(купец), приобретающий товары на основе договора купли-продажи.

2) Операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу.

Комиссионные операции состоят в совершении одной стороной-комиссионером по поручению другой стороны-комитента сделок от своего имени, но за счет комитента.

Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии, в соответствии с которым комиссионер не покупает товары комитента, а совершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента.

За посред-ство комиссионер получает от комитента вознаграждение, обозначенное в договоре.

№5. Структура и содержание внешнеторгового контракта.

1) Определение сторон: контракт начинается с определения сторон, т.е. названия фирмы или организации являющихся экспортером и импортером.

2) Предмет контракта определяет вид договора и краткое описание товара.

3) Базисные условия поставок определяют разделение между экспортерами и импортерами обязанностей, связанных с осуществлением поставок товара.

4) Сроки поставок: в контрактах чаще всего указываются календарные сроки поставок, а также оговаривается право продавцов на досрочную поставку.

5) Количество товара обычно указывается в метрических единицах, штуках, парах, комплектах.

В этом разделе контракта часто предусматривается какие организации определяют кол-во товара и какими документами оно свидетельствуется.

6) Цена и общая сумма контракта: в контрактах обычно устанавливается цена за единицу кол-ва товара и указывается общая сумма контракта.

Цены устанавливаются в денежных единицах свободно конвертируемых или клиринговых валютах. Цены утверждаются директорами внешнеторговых фирм, которые несут персональную ответственность за экономическую обоснованность внешнеторговых цен.

7) Условия платежей: контракты содержат подробное изложение порядка взаимных расчетов. Наиболее распространенной формой расчета с контрагентами явл. аккредитив.

Аккредитив – это поручение банку о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий.

Участниками аккредитивной операции явл.

-клиент, дающий поручение банку об открытии аккредитива,

-банк,

-получатель аккредитива.

8) Упаковка и маркировка: вид упаковки определяется базисными условиями поставок, а маркировка грузов выполняется в соответствие с общепринятыми международными нормами и спец. требованиями покупателя.

Часто упаковка и маркировка товаров используется как эффективное средство рекламы.

9) Качество товара: большинство контрактов содержат коммерческие гарантии качества, которые представляют собой обязательства продавца поставить покупателю товар, обладающий в течение установленного гарантийного срока определенными свойствами.

Обнаружив в течение гарантийного периода несоответствие товара гарантийным характеристикам, покупатель имеет право предъявить продавцу претензию.

10) Страхование: В ходе исполнения контрактов купли-продажи осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. Страхование является добровольным актом, а сторона-страхователь определяется выбором базисных условий поставок.

Обычно груз страхуется в пользу покупателей или получателя товара на 110% его стоимости.

В контракте указываются виды страхования или перечисляются риски, от которых товар должен быть застрахован.

11 Форс-мажорные обстоятельства. В ходе выполнения контакта могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, препятствующие нормальному выполнению контракта, которые невозможно предусмотреть перед подписанием предотвращением таких обстоятельств, называемых форс-мажорными (землетрясение, ураган, забастовка, правительственные меры ).

12 Штрафные санкции. Конкретно предусматривает ответственность сторон за использование и неподлежащие использование обязательств, такая материальная ответственность может быть предусмотрена, как в форме уплаты штрафа, так и в форме возмещения убытка.

Контакты могут предусматривать возмещение убытков за принесенный материальный ущерб, вызванный нарушением договорных обязательств.

13 Арбитражное и судебное разбирательство споров, обычно стороны пытаются разрешить возникшие разногласия, путем переговоров однако, контракты всегда предусматривают, что если сторонам не удается разрешить путем переговоров. то они представляются в арбитражном суде.

14 Другие условия контракта. К ним относят:

-порядок заключения, изменения, прекращения контакта.

-обязательство транспортеров в части предоставления технической документации на товар.

-отгрузочные инструменты и извещение о поступлении товаров.

-порядок и сроки предъявления

-обязательства сторон по получению ввозных лицензий

-обязательства сторон по оплате таможенных пошлин, налоговых сборов

-взаимные обязательства по определению технического обслуживания и обеспечения

15 Юридические адреса сторон

№6. Классификация и характеристика основных видов торгово-посреднических операций.

В зависимости от характера взаимоотношений между производителем-экспортером и торговым посредником выделяются несколько видов торгово-посреднических операций:

1. операции по перепродажам;

2. комиссионные операции;

3. агентские операции;

4. брокерские операции.

Операции по перепродажам осуществляются торговыми посредниками от своего имени за свой счет. Это означает, что торговый посредник сам выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты.

Различают два вида операций по перепродажам:

1) операции, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товара и может реализовать его по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене.

Отношения между экспортером и посредником прекращается после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли-продажи.

2) операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товара. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются количество и качество поставляемого товара, цена и др.

Посредничество торговцев по договору состоит в содействии продвижения товара от экспортера конечному потребителю, включающем организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей зап. частями.

Комиссионные операции состоят в совершении одной стороной-комиссионером по поручению другой стороны-комитента сделок от своего имени и за счет комитента.

Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии, в соответствии с ним комиссионер не покупает товары комитента, а совершает сделку по купле-продаже товаров за счет комитента, т.е. остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного покупателя.

Находящиеся в распоряжении комиссионера товары, присланные ему комитентом для продажи, признаются собственностью комитента, а риск случайных утраты и повреждения таких товаров при осуществлении иной договоренности сторон лежит на комитенте.

В договоре комиссии устанавливается порядок определения цены, по которой комиссионер продает товары комитента.

За посредничество комиссионер получает от комитента вознаграждение, обозначенное в договоре.

Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении одной стороной, именуемой консигнантом, другой стороне, именуемой консигнатором, продажи товаров со склада от своего имени и за счет консигнанта.

Консигнационные операции осуществляются на основе договора консигнации.

Договор консигнации – такой договор, в соответствии с которым консигнатор обязуется по поручению консигнанта в течение определенного времени за обусловленное вознаграждение продавать от своего имени и за счет консигнанта поставленные на склад в стране консигнатора товары.

Агентские операции в международной торговле состоят в поручении одной стороной-принципалом независимой от нее другой стороне-агенту совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на определенной территории за счет и от имени принципала.

Агентские операции совершаются на основе агентского соглашения.

Агентом в большинстве случаев является юридическое лицо, зарегистрированное в торговом регистре.

Агент способствует совершению сделки купли-продажи, но сам в ней в качестве стороны-контракта не участвует и не покупает за свой счет товары. Он действует лишь как представитель принципала в рамках ответственности, возложенной агентским соглашением.

Брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем.

Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при посредничестве брокера.

№7. Формы и методы выхода на внешние рынки при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Мировой рынок – это рынок покупателя, т.е. характеризуется превышением предложения над спросом.

Во внешней торговле применяется 3 основных метода выхода на внешний рынок и осуществления внешнеторговых операций: прямой, косвенный, комбинированный.

Прямой метод осуществляется путем заключения внешнеторговой сделки непосредственно с потребителем или производителем товара, причем осуществление внешнеторговых операций через внешнеторговые фирмы также приравнивается к прямому методу ведения внешней торговли.

Этот метод приносит определенную финансовую экономию, так как сокращает издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижает риски и зависимость результатов коммерческой деятельности от добросовестности посреднических организаций.

Однако прямой метод продаж требует значительной коммерческой квалификации, богатого торгового опыта на внешнем рынке и проведения качественной маркетинговой работы. Необоснованным также является использование прямого метода при выходе с новым товаром или на новые рынки. В этих случаях значительный финансовый и коммерческий выигрыш будет получен путем использования косвенного метода торговли.

Косвенный метод заключается в осуществлении международной торговли через посредников:

- По договору поставки, когда ВЭО-посредник становится собственником товара и действует от своего имени и за свой счет.

- По договору комиссии, когда товары не поступают в собственность ВЭО-посредника, а право владения, пользования и распоряжения, как и риск случайной гибели товара сохраняются за представителем до момента перехода права собственности на товар и риска его случайной гибели к иностранному покупателю, а ВЭО реализует товар от своего имени, но за счет и по поручению представителя.

- По договору поручения, когда ВЭО-посредник заключает от имени представителя и за его счет с иностранным партнером контракт, по которому все обязанности и права принадлежат представителю.

Комбинированный (смешанный) метод осуществляется по 2 направлениям:

- через смешанные обязательства с участием специализированных внешнеторговых организаций за границей

- через СП с участием иностранных организаций и фирм на территории России.

В зависимости от критериев можно выделить следующие формы внешней торговли:

1. По степени завершенности производственного цикла товара:

- комплектные поставки

- поставки отдельных видов готовой продукции серийного производства

- поставки деталей и узлов в разобранном виде

2. По видам услуг:

- инжиниринг и реинжиниринг

- франчайзинг

- техническое обслуживание и снабжение запасными частями

- аренда оборудования

3. По видам сотрудничества:

- технико-экономическое сотрудничество

- промышленное или производственное сотрудничество

- научно-техническое сотрудничество

4. По видам сделок:

- несвязанная торговля (на коммерческих условиях)

- встречная (связанная) торговля (бай-бек, бартерная, компенсационная, сделки с СВИТЧ, офсет, операции на довальческом сырье).

5. Торги как специальная форма внешней торговли.

№8. Международные торги как специализированная форма внешней торговли машинами и оборудованием.

В современных условиях торги являются распространенным способом размещения заказов на поставки машин и оборудования, выполнение научных, проектных и изыскательских работ, сооружение промышленных и социальных объектов.

Торги - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях. Заказчики создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах.

Тендерное предложение (оферта) - письменное предложение, представленное оферентом (участником торгов) в адрес тендерного комитета с описанием предлагаемых товаров и услуг. В современной международной торговле применяются открытые и закрытые торги.

«открытые торги» участвуют все желающие фирмы.

«закрытых торгах» приглашаются фирмы, имеющие достаточно высокий авторитет на мировом рынке.

Биржи - это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров.

Наши рекомендации