Осуществление экспортных сделок через ТПФ
ТПФ осуществляют по поручению производителя-экспортера операции, связанные с куплей-продажей товаров на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.
К ТПФ относятся фирмы в юридическом отношении не зависимые от производителя-экспортера и потребителя товара.
Использование торг-х посредников позволяет фирме-экспортеру не вкладывать значит. ср-в в орг-ю сбытовой сети на террит.страны-импортера.
В зависимости от хар-ра взаимоотн-й между производ-экспортерах и торг-м посредником выдел-ся неск-ко видов торгово-поср.операций
-операции по перепродажам
-комиссионные операции
-агентские операции
-броккерские операции
Операции по перепродажам осущ-ся торговым посредником от своего имени и за свой счет.
Различают 2 вида операций по перепродаже:
1)операции, в кот.торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель(купец), приобретающий товары на основе договора купли-продажи.
2) Операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу.
Комиссионные операции состоят в совершении одной стороной-комиссионером по поручению другой стороны-комитента сделок от своего имени, но за счет комитента.
Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии, в соответствии с которым комиссионер не покупает товары комитента, а совершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента.
За посред-ство комиссионер получает от комитента вознаграждение, обозначенное в договоре.
№5. Структура и содержание внешнеторгового контракта.
1) Определение сторон: контракт начинается с определения сторон, т.е. названия фирмы или организации являющихся экспортером и импортером.
2) Предмет контракта определяет вид договора и краткое описание товара.
3) Базисные условия поставок определяют разделение между экспортерами и импортерами обязанностей, связанных с осуществлением поставок товара.
4) Сроки поставок: в контрактах чаще всего указываются календарные сроки поставок, а также оговаривается право продавцов на досрочную поставку.
5) Количество товара обычно указывается в метрических единицах, штуках, парах, комплектах.
В этом разделе контракта часто предусматривается какие организации определяют кол-во товара и какими документами оно свидетельствуется.
6) Цена и общая сумма контракта: в контрактах обычно устанавливается цена за единицу кол-ва товара и указывается общая сумма контракта.
Цены устанавливаются в денежных единицах свободно конвертируемых или клиринговых валютах. Цены утверждаются директорами внешнеторговых фирм, которые несут персональную ответственность за экономическую обоснованность внешнеторговых цен.
7) Условия платежей: контракты содержат подробное изложение порядка взаимных расчетов. Наиболее распространенной формой расчета с контрагентами явл. аккредитив.
Аккредитив – это поручение банку о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий.
Участниками аккредитивной операции явл.
-клиент, дающий поручение банку об открытии аккредитива,
-банк,
-получатель аккредитива.
8) Упаковка и маркировка: вид упаковки определяется базисными условиями поставок, а маркировка грузов выполняется в соответствие с общепринятыми международными нормами и спец. требованиями покупателя.
Часто упаковка и маркировка товаров используется как эффективное средство рекламы.
9) Качество товара: большинство контрактов содержат коммерческие гарантии качества, которые представляют собой обязательства продавца поставить покупателю товар, обладающий в течение установленного гарантийного срока определенными свойствами.
Обнаружив в течение гарантийного периода несоответствие товара гарантийным характеристикам, покупатель имеет право предъявить продавцу претензию.
10) Страхование: В ходе исполнения контрактов купли-продажи осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. Страхование является добровольным актом, а сторона-страхователь определяется выбором базисных условий поставок.
Обычно груз страхуется в пользу покупателей или получателя товара на 110% его стоимости.
В контракте указываются виды страхования или перечисляются риски, от которых товар должен быть застрахован.
11 Форс-мажорные обстоятельства. В ходе выполнения контакта могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, препятствующие нормальному выполнению контракта, которые невозможно предусмотреть перед подписанием предотвращением таких обстоятельств, называемых форс-мажорными (землетрясение, ураган, забастовка, правительственные меры ).
12 Штрафные санкции. Конкретно предусматривает ответственность сторон за использование и неподлежащие использование обязательств, такая материальная ответственность может быть предусмотрена, как в форме уплаты штрафа, так и в форме возмещения убытка.
Контакты могут предусматривать возмещение убытков за принесенный материальный ущерб, вызванный нарушением договорных обязательств.
13 Арбитражное и судебное разбирательство споров, обычно стороны пытаются разрешить возникшие разногласия, путем переговоров однако, контракты всегда предусматривают, что если сторонам не удается разрешить путем переговоров. то они представляются в арбитражном суде.
14 Другие условия контракта. К ним относят:
-порядок заключения, изменения, прекращения контакта.
-обязательство транспортеров в части предоставления технической документации на товар.
-отгрузочные инструменты и извещение о поступлении товаров.
-порядок и сроки предъявления
-обязательства сторон по получению ввозных лицензий
-обязательства сторон по оплате таможенных пошлин, налоговых сборов
-взаимные обязательства по определению технического обслуживания и обеспечения
15 Юридические адреса сторон
№6. Классификация и характеристика основных видов торгово-посреднических операций.
В зависимости от характера взаимоотношений между производителем-экспортером и торговым посредником выделяются несколько видов торгово-посреднических операций:
1. операции по перепродажам;
2. комиссионные операции;
3. агентские операции;
4. брокерские операции.
Операции по перепродажам осуществляются торговыми посредниками от своего имени за свой счет. Это означает, что торговый посредник сам выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты.
Различают два вида операций по перепродажам:
1) операции, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товара и может реализовать его по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене.
Отношения между экспортером и посредником прекращается после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли-продажи.
2) операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товара. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются количество и качество поставляемого товара, цена и др.
Посредничество торговцев по договору состоит в содействии продвижения товара от экспортера конечному потребителю, включающем организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей зап. частями.
Комиссионные операции состоят в совершении одной стороной-комиссионером по поручению другой стороны-комитента сделок от своего имени и за счет комитента.
Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии, в соответствии с ним комиссионер не покупает товары комитента, а совершает сделку по купле-продаже товаров за счет комитента, т.е. остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного покупателя.
Находящиеся в распоряжении комиссионера товары, присланные ему комитентом для продажи, признаются собственностью комитента, а риск случайных утраты и повреждения таких товаров при осуществлении иной договоренности сторон лежит на комитенте.
В договоре комиссии устанавливается порядок определения цены, по которой комиссионер продает товары комитента.
За посредничество комиссионер получает от комитента вознаграждение, обозначенное в договоре.
Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении одной стороной, именуемой консигнантом, другой стороне, именуемой консигнатором, продажи товаров со склада от своего имени и за счет консигнанта.
Консигнационные операции осуществляются на основе договора консигнации.
Договор консигнации – такой договор, в соответствии с которым консигнатор обязуется по поручению консигнанта в течение определенного времени за обусловленное вознаграждение продавать от своего имени и за счет консигнанта поставленные на склад в стране консигнатора товары.
Агентские операции в международной торговле состоят в поручении одной стороной-принципалом независимой от нее другой стороне-агенту совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на определенной территории за счет и от имени принципала.
Агентские операции совершаются на основе агентского соглашения.
Агентом в большинстве случаев является юридическое лицо, зарегистрированное в торговом регистре.
Агент способствует совершению сделки купли-продажи, но сам в ней в качестве стороны-контракта не участвует и не покупает за свой счет товары. Он действует лишь как представитель принципала в рамках ответственности, возложенной агентским соглашением.
Брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем.
Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при посредничестве брокера.
№7. Формы и методы выхода на внешние рынки при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Мировой рынок – это рынок покупателя, т.е. характеризуется превышением предложения над спросом.
Во внешней торговле применяется 3 основных метода выхода на внешний рынок и осуществления внешнеторговых операций: прямой, косвенный, комбинированный.
Прямой метод осуществляется путем заключения внешнеторговой сделки непосредственно с потребителем или производителем товара, причем осуществление внешнеторговых операций через внешнеторговые фирмы также приравнивается к прямому методу ведения внешней торговли.
Этот метод приносит определенную финансовую экономию, так как сокращает издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижает риски и зависимость результатов коммерческой деятельности от добросовестности посреднических организаций.
Однако прямой метод продаж требует значительной коммерческой квалификации, богатого торгового опыта на внешнем рынке и проведения качественной маркетинговой работы. Необоснованным также является использование прямого метода при выходе с новым товаром или на новые рынки. В этих случаях значительный финансовый и коммерческий выигрыш будет получен путем использования косвенного метода торговли.
Косвенный метод заключается в осуществлении международной торговли через посредников:
- По договору поставки, когда ВЭО-посредник становится собственником товара и действует от своего имени и за свой счет.
- По договору комиссии, когда товары не поступают в собственность ВЭО-посредника, а право владения, пользования и распоряжения, как и риск случайной гибели товара сохраняются за представителем до момента перехода права собственности на товар и риска его случайной гибели к иностранному покупателю, а ВЭО реализует товар от своего имени, но за счет и по поручению представителя.
- По договору поручения, когда ВЭО-посредник заключает от имени представителя и за его счет с иностранным партнером контракт, по которому все обязанности и права принадлежат представителю.
Комбинированный (смешанный) метод осуществляется по 2 направлениям:
- через смешанные обязательства с участием специализированных внешнеторговых организаций за границей
- через СП с участием иностранных организаций и фирм на территории России.
В зависимости от критериев можно выделить следующие формы внешней торговли:
1. По степени завершенности производственного цикла товара:
- комплектные поставки
- поставки отдельных видов готовой продукции серийного производства
- поставки деталей и узлов в разобранном виде
2. По видам услуг:
- инжиниринг и реинжиниринг
- франчайзинг
- техническое обслуживание и снабжение запасными частями
- аренда оборудования
3. По видам сотрудничества:
- технико-экономическое сотрудничество
- промышленное или производственное сотрудничество
- научно-техническое сотрудничество
4. По видам сделок:
- несвязанная торговля (на коммерческих условиях)
- встречная (связанная) торговля (бай-бек, бартерная, компенсационная, сделки с СВИТЧ, офсет, операции на довальческом сырье).
5. Торги как специальная форма внешней торговли.
№8. Международные торги как специализированная форма внешней торговли машинами и оборудованием.
В современных условиях торги являются распространенным способом размещения заказов на поставки машин и оборудования, выполнение научных, проектных и изыскательских работ, сооружение промышленных и социальных объектов.
Торги - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях. Заказчики создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах.
Тендерное предложение (оферта) - письменное предложение, представленное оферентом (участником торгов) в адрес тендерного комитета с описанием предлагаемых товаров и услуг. В современной международной торговле применяются открытые и закрытые торги.
«открытые торги» участвуют все желающие фирмы.
«закрытых торгах» приглашаются фирмы, имеющие достаточно высокий авторитет на мировом рынке.
Биржи - это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров.