Грузооборот порта скадовск
Общая информация
Координаты: широта - 44°29'30"Nдолгота -34°11'40"Е.Ялтинский порт не замерзает, навигация длится круглый год.
У южного берега Крымского полуострова господствуют северо-восточные и северо-западные ветры. Ветры восточных направлений дуют сильнее вблизи берега, чем в открытом море. Ветры SE и SW сравнительно редки и непродолжительны, но при них суда, стоящие на рейде вблизи берега, должны уходить в открытое море. Летом, вблизи берега, довольно часты продолжительные штили. Туманы наиболее вероятны с ноября по май. Портовые воды Ялтинского порта состоят из акватории пассажирского комплекса - 12,15 га и акватории грузопассажирского комплекса -8,2 га, якорного места № 393. охранных зон, прилегающих к причалам портопунктов. Акватория пассажирского комплекса ограничивается восточным молом, причалами №№ 3.4.5.8.9 и линией, соединяющей морские оконечности западного оградительного мола и восточного мола. Она также включает в себя полосу моря шириной 50 м, прилегающую к причалу № 9. Акватория грузопассажирского комплекса ограничивается оградительным молом, грузовымпричалом № 3 мысаФилари и линией, соединяющей мыс Филари и оконечность оградительного мола.
Подход и отход судов
Вход в порт или выход из него любого судна производится только с разрешения диспетчера и сменного капитана ИПН. Капитан судна в информации порту сообщает: наименование судна и владельца (фрахтователя); порт отправления, время выхода; длину и ширину судна, наличие выступающих частей; осадку носом и кормой; число пассажиров; название и особые свойства груза, название фумиганта, массу груза, размещение его на судне, длину 1 места длинномерных и массу тяжеловесных (более 3 т) грузов; наименование грузополучателя;потребность в бункере, пресной воде, снабжении и т. д. Капитан танкера не позднее чем за 72 часа сообщает о наличии у него свидетельства (полиса) о страховании ответственности за ущерб от загрязнения нефтью окружающей среды.
Режим плавания
При входе в порт или выходе из порта крупнотоннажного судна всякое движение других судов категорически запрещается.
Лоцманская проводка
Заявку на лоцмана подает капитан судна совместно с информацией о подходе. При отходе из порта заявка подается не позднее чем за 2 часа до полной готовности судна к отходу. Лоцманская проводка осуществляется круглосуточно. Лоцманское обеспечение обязательно для: иностранных грузовых судов, независимо от типа и тоннажа; украинских судов максимальной длиной более 50 м, не являющихся собственностью порта
Буксирное обеспечение
При осуществлении швартовных операций для с удов длиной более 50 м или вместимостью с олее 500 брт буксирное обеспечение обязательно. Буксировка несамоходных судов на акватории порта при силе ветра свыше 5 баллов запрещается Буксировка и швартовные операции при силе ветра 5 баллов могут производиться только с разрешения капитана порта. Капитаны судов подают заявки на буксирные суда за 2 часа до входа (выхода).
Специализация
Порт принимает круизные суда как на причале, так и на рейде В 1986 году введен в эксплуатацию современный перегрузочный комплекс в Массандре, способный перерабатывать , до 2 млн. тонн грузов в год. Суда портофлота (прогулочные катера) в годы СССР перевозили до 6 млн. пассажиров в год. Сегодня флот порта может перевозить до 1.5 млн. пассажиров в год.
Портовые мощности
Территория Ялтинского морского торгового порта включает -- пассажирский комплекс, располагающийся в центре города, (5,51 га), грузопассажирский комплекс в 1 миле к востоку от центра города, в Массандре (3,34 га); территории портопунктов Ялтинского порта. Пассажирский комплекс порта может принимать теплоходы длиной до 215 м (до 240 м при благоприятных метеоусловиях) и осадкой 8,6 м. Для приема туристов, прибывающих на более крупных судах, организовано рейдовое обслуживание. Грузопассажирский комплекс порта включает в себя грузовой причал, оснащенный кранами г/п 10-20 т, причал для судов типа «ро-ро» и паромов с кормовой аппарелью, с осадкой 6 м. Портопункты и причалы - Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо. Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, Донбасс, Морис Торез. Гурзуф. Фрунзенское. Рабочий уголок. Алушта. Мало-реченское. Рыбачье, Морское, Судак - служат для выполнения пассажирских операций судами портового флота. Площадь открытых складов - 15 тыс. кв. м.
Ремонт
Сервисный центр «MTU-Yalta», построенный совместно с германской фирмой «MTU Diamler Benz», ремонтирует и обслуживает все типы дизельных двигателей «MTU». «DETROIT DIESEL. «PIELSTIK» и других производителей.
Развитие порта
Планируется реконструкция пассажирского комплекса с целью обеспечения приема в порту крупных пассажирских судов (длиной более 300 м, осадкой более 10 м). Порт, являющийся и судоходной компанией, ведет работу по обновлению грузового и пассажирского флота загранплаваний, а также
пассажирского флота, находящегося в каботажном прибрежном плавании. На грузопассажирском комплексе имеется недостроенный таможенно-лицензион-ный склад общей площадью 1150 кв. м. Порт ищет стратегического инвестора для создания складской инфраструктуры и привлечения грузопотоков на терминал порта.
1.2. Определение сферы деятельности предприятия,
целей и заданий.
Морские порты представляют собой специализированные предприятия, материальные и трудовые ресурсы которых выполняют функции загрузки-разгрузки судов, обслуживания флота, обеспечения его транспортно-экономичес-ких связей с предприятиями промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также других видов транспорта.
Учитывая многочисленность, разнообразие и специфичность функций, выполняемых морским портом, его можно определить как комплексное транспортное предприятие, обладающее акваторией, территорией, материальными и трудовыми ресурсами, обеспечивающее загрузку, разгрузку и обслуживание судов (осуществляющих внутренние и внешние транспортно-экономические связи) и ведущее надзор за навигацией и соблюдением международных соглашений по торговому мореплаванию. Являясь самостоятельным транспортным предприятием с законченным циклом эксплуатационной деятельности, морской порт обеспечивает непрерывность транспортного процесса (в котором в настоящее время участвуют,как правило, несколько видов транспорта), а также осуществляет начальные и конечные операции морской перевозки грузов. Морской торговый порт является самостоятельным производственным предприятием, находящимся в системе и подчинении государственной администрации морского и речного транспорта.
Характерной чертой порта как хозяйственного предприятия является производственно-техническое единство, заключающееся в завершенности производственных технологических процессов, выполняемых работ и операций (за которые установлены цены). Для выполнения технологических процессов перемещения грузов, других работ и операций морской порт располагает подразделениями основного, вспомогательного производства и обслуживающими внутренними подразделениями, формирующими его производственную структуру. Подразделения порта оснащены техническими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.
В условиях жесткой конкуренции победителем оказывается тот порт, который применяет динамичный и эффективный подход к маркетингу. Развитие портового хозяйства в Украине проходит в условиях обостряющейся конкуренции между некоторыми национальными портами, а также между украинскими портами и портами других причерноморских стран. В конкурентную борьбу активно включаются другие виды транспорта. В
результате снижается доля украинских портов на рынке, прежде всего стивидорных работ и услуг.
Сегодня, основной маркетинговой целью украинских портов является увеличение своей доли рынка сбыта, как относительно друг друга, так и на международном рынке. Исходя из этой цели, перед портами возникают следующие задания:
• привлечение большего числа грузопотоков (в первую очередь
транзитный груз);
• расширить круг клиентуры;
• диверсификация услуг;
• снижение себестоимости услуг;
• поиск более дешевых ресурсов;
• формирование приемлемых тарифов;
• обеспечить оптимальные сроки обработки грузов;
• обеспечить надежность обработки грузов.
1.3. Описание сферы деятельности портового маркетинга, приемов и методов маркетинга, которые используются на предприятии.
Украинские порты опережают зарубежные в диверсификации услуг, но уступают им в другом очень важном. С одной стороны, наши порты давно не ориентируются на традиционные, стивидорные услуги. Почти каждый порт представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором удельный вес стивидорных и складских услуг нередко не превышает и половины суммарных доходов. Это роднит их с портами второго (транспортно-промышленные и коммерческие центры), а в некоторых случаях и третьего поколения (порты-дистрибьюторы). С другой стороны наши порты продолжают сохранять авторитет «черных дыр». В них теряются грузы, помногу месяцев простаивают суда - это делает наши порты менее привлекательными как для грузовладельцев, так и для судовладельцев. И пока менеджмент в наших портах более ориентирован на проблемы, связанные со стивидорными и складскими операциями, зарубежные порты завоевывают авторитет у грузовладельцев путем расширения ассортимента портовых услуг относительно груза, судна и пассажиров.
На данном этапе развития украинских портов их главная цель заключается в том. чтобы свести к минимуму затраты на прохождение грузов через порт (снижение себестоимости) и на этой базе формировать приемлемые тарифы, обеспечить оптимальные сроки этого прохождения и максимально повысить добавленную стоимость груза. Некоторые порты в качестве общей цели могут ставить извлечение максимальной прибыли, диверсификацию
портовой деятельности и др. Это, в свою очередь, должно находить отражение и в целях портового маркетинга.
Портовый маркетинг имеет три главных направления своего развития, которые определяют как структуру службы маркетинга, так и его конкретные задачи: информационное, исследовательское и рекламно-пропагандистское. Эти три направления очень тесно взаимосвязаны.
Информационное направление предусматривает не только распространение среди пользователей порта информации о работах, услугах,предлагаемых портом, но и получение от пользователей информации о том, какие услуги от порта они ожидают. Неточность и недостаточность информации часто являются причиной неэффективного маркетинга. Сориентированная на маркетинг информация должна включать:
• сведения о всех крупных имеющихся и потенциальных пользователях
порта, об их производственно-хозяйственной деятельности,
долгосрочных планах,потребностях и трудностях и т. д.;
• данные о технических новшествах и экономических изменениях на всех
видах транспорта, а также в других портах, о развитии смешанных
перевозок, системе электронной обработки данных, новых типах
транспортных средств;
• материалы об общеэкономических, коммерческих и промышленных
изменениях в странах — торговых партнерах Украины, самой Украине,
ее отдельных регионах, которые влияют на объем грузопотоков,
географию их происхождения и назначения;
• сведения о положении в других портах, особенно в портах-конкурентах и
портах-партнерах по перевозкам: организация погрузочно-разгрузочных
работ, технический потенциал, пропускная способность, фактическая
загрузка, цены, портовые сборы и т. д.;
• информацию одеятельности других видов транспорта, работающих в
контакте с портом;
• всеобъемлющую и детальную информацию о собственном порте.
Исследовательская деятельность в рамках портового маркетинга должна
проводиться на уровне отдельных сегментов рынка. Здесь необходимо прежде всего исследовать контейнерные перевозки, перевозки на специализированных судах типа «ро-ро» и т. п., перевозки сухогрузов по их основным видам, наливных грузов и другие. Исследовательская деятельность в системе портового маркетинга должна рассматриваться не как разовое мероприятие, необходимое для привлечения новых грузопотоков, но как систематическая работа по прогнозированию будущего уже существующих грузопотоков, их изменений и вероятных изменений в способах перевозки, обслуживания и обработки грузов. Маркетинговые исследования нужно проводить на системной основе, в ее рамках должны анализироваться следующие комплексы проблем, затрагивающих деятельность портов:
• технические преобразования и экономические перемены в транспортных
процессах, развитие различных звеньев в транспортной сети:
• последствия для портов изменений в промышленности, сельском
хозяйстве, внешней торговле, влияющих на объемы грузопотоков, места
их зарождения и назначения;
• влияние на портовую деятельность государственной политики, состояние
нормативно-правовой базы, работы организаций-партнеров, смежных
видов транспорта и т. п.
Маркетинговые исследования, как и сбор информации для целей портового маркетинга, должны осуществляться высококвалифицированными специалистами, имеющими обширные знания о порте, его клиентах, всех смежных видах деятельности; хорошо владеющими методологией научных исследований, умеющими находить и анализировать различные данные. Также специалисты должны иметь сильные стимулы для работы, что будет способствовать отбору в сферу портового маркетинга людей с аналитическим образом мышления.
Заключительной стадией портового маркетинга является рекламно-пропагандистская деятельность, в ее рамках осуществляется выход на определенные объекты (грузовладельцев, судовладельцев, экспедиторов и других), реализуются намеченные мероприятия и осуществляется сбор новой информации. На этом этапе портам следует опираться на широко используемый в мировой практике принцип: «Обслуживай клиента, как короля».
Руководители портов не должны ждать, когда клиенты придут в порт. Нужно идти им навстречу. Необходимо устанавливать прямые личные контакты между руководящими работниками портов и ключевыми лицами в крупнейших отечественных и зарубежных компаниях.
Важным элементом рекламно-пропагандистской работы является издательская деятельность. Кроме публикаций о функционировании порта в журналах,обзорах, брошюрах, газетах, каждому, особенно крупному, порту, необходимо иметь собственное издание, в котором бы на регулярной основе публиковалась информация о нем — о внедрении новых технологий, новых проектов, достижениях, тарифах, правилах и т. п.
Издательская деятельность не должна замыкаться в рамках местных национальных изданий. Необходимо широко использовать специализированные международные издания.
Важные элементы рекламно-пропагандистской компании — организация посещений порта клиентами и другими людьми, которые имеют отношение к его деятельности; проведение семинаров, конференций, приемов, дней открытых дверей и т. п.
В портовом маркетинге огромное значение имеет установление взаимопонимания с таможенными и другими контролирующими организациями, органами местной и общегосударственной власти.
Для эффективного маркетинга необходимо, чтобы предлагаемые работы, услуги реализовывались в необходимое клиентам время, были разнообразными, гибкими.
Многочисленные мероприятия портового маркетинга должны реализовы-ваться не только специальной структурой (отделом, службой)управления портом, но и практически всеми его производственными и вспомогательными подразделениями. Поэтомувозглавлять этот вид деятельности следует заместителю начальника порта по маркетингу, указания, распоряжения и рекомендации которого должны приниматься к исполнению всеми службами порта.
В маркетинге Ялтинского порта можно выделить следующие приемы и методы:
• поиск и изучение потребностей потенциальных клиентов;
• создание базы данных по портовым клиентам:
• налаживание тесной взаимосвязи работы порта с другими видами
транспорта;
• прослеживание положительных тенденций портов-конкурентов и
изучение их маркетинговой деятельности;
• изучение номенклатуры портовых услуг в других государствах:
• изыскание неиспользуемых ресурсов порта;
• сдача в аренду неиспользуемых активов порта;
• изучение грузопотоков и установление оптимальных тарифов, а
также скидок по тарифам;
• участие в мероприятиях по созданию условий для привлечения
иностранного тоннажа;
• создание на базе Ялтинского порта СЭЗ;
• привлечение иностранных инвесторов;
• работа с пассажирами и туристами относительно экскурсионной
программы:
• разработка нового визового режима для «Южного берега Крыма»;
• разработка и публикация рекламных проспектов порта;
• организация конференций и выставок на базе порта;
• участие порта в различных конференциях и вступление его в
портовые объединения;
• разработка новой соответствующей положению порта
маркетинговой стратегии и контроль по ее выполнению.
2. ОПИСАНИЕ МАКРО- И МИКРОСРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ.
Маркетинговая средафирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Фирма.Основная цель любой фирмы - получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Поставщики- это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Маркетинговые посредники- это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Торговые посредники - это деловые фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов и или непосредственно продавать им ее товары. Торговые посредники могут обеспечить удобства места, времени и процедуры приобретения товара заказчикам с меньшими издержками, чем смогла бы это сделать сама фирма. Удобство местасоздается торговыми посредниками путем накопления запасов велосипедов в местах нахождения самих клиентов. Удобство временисоздается за счет экспонирования и обеспечения наличия велосипедов в периоды, когда потребители хотят покупать их. Удобство процедуры приобретениязаключается в продаже товара с одновременной передачей права владения им.)
Фирмы-специалисты по организации товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути ких очередному месту назначения. В число транспортных фирм входят железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой водный транспорт и прочие.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг - фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают компании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки.
К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и/или страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров.
Клиентура.Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Она может выступать на пяти типах клиентурных рынков.
1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие
товары и услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для
использования их в процессе производства.
3. Рынок промежуточныхпродавцов-организации, приобретающие товары и
услугидля последующей перепродажи их с прибылью для себя.
4. Рынок государственных учреждений - государственные организации,
приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в
сфере коммунальных услуг,либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в
них нуждается.
6. Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Конкуренция представляет собой борьбу за долю рынка между фирмами, потребители которых имеют идентичные или похожие потребности. Анализ конкуренции делает возможным определение рыночного положения фирмы, конкурентоспособности ее товаров. М. Портер выделяет 5 сил конкуренции:
• конкуренция между производителями данной отрасли;
• угроза появления новых конкурентов;
• экономические возможности поставщиков;
• экономические возможности потребителей;
• товары-заменители.
• Макросреда представлена силами более широкого социального плана,
которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографи
ческого, экономического, природного, технического, политического и
культурного характера.
Экономическую средуобразуют те факторы, которые влияют на покупательную способность населения, уровень его доходов и затрат. К таким факторам относят макроэкономические показатели: фазу экономического цикла страны, уровень инфляции, уровень занятости населения, объем валового национального продукта и его динамику, уровень покупательной способности и доходов населения, уровень цен, наличие и объем товарного дефицита.
Фактор «демография»предусматривает исследование таких показателей как численность населения, географическое размещение населения, миграция, возрастной состав населения, уровень рождаемости и смертности, семейное положение.
Политико-законодательный факторохватывает: политическую структуру страны, правительственную, политическую и законодательную стабильность, политическую ориентацию страны, налоговую политику правительства, влияние профсоюзов, международнуюориентацию и государственное регулирование международных отношений, государственное регулирование конкуренции.
Анализ социально-культурной средытребует исследования социальных групп, базовых ценностей, преимуществ мировосприятия, поведения, системы взглядов, ценностей, морали, привычек, стиля жизни.
Научно-технический прогресс,технологические изменения оказывают большое влияние на способ жизни, поведение, потребности и предпочтения потребителя. Наиважнейшее влияние НТП на маркетинговую деятельность проявляется в аспекте инновационной деятельности, автоматизации процесса производства и управления.
Природная среда как фактор маркетинговой макросреды в последнее время приобретает все большее значение в связи с ростом экологического загрязнения окружающей среды. Кроме того, здесь учитывается исчерпаемость ресурсов и безотходность производства.
3. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Анализ грузооборота и пассажирооборота порта.
Анализ грузооборота и пассажирооборота порта предполагает построение таблиц общего грузооборота порта за 5 лет, определение темпа роста грузооборота по годам, а также среднегодовых темпов роста.
Экономический грузооборот характеризует общее количество грузов, проходящих за определенный период через причалы порта и перегружаемых на рейде, независимо от того, чьими силами и средствами осуществляется погрузка или выгрузка.
Пассажирооборот - это общее количество пассажиров, которые за определенный период воспользовались услугами портофлота или посетили порт на судах не принадлежащих ему.
____________ Грузооборот и пассажирооборот Ялтинского порта
ГРУЗЫ | ГОДЫ | |||||
Грузооборот | 106,3 | 89,9 | 98,5 | 102,7 | 115,1 | |
Пассажирооборот | 29,3 | 20,2 | 20,4 | 21,7 |
и
, где п - количество лет в анализируемом периоде.
Темп роста по грузообороту | 84,57 | 92.66 | 96.61 | 108.28 |
Среднегодовой темп роста | ||||
Темп роста по пассажирообороту | 68,94 | 81,91 | 69.62 | 74,06 |
Среднегодовой темп роста | 73,63 |
Показатели темпа роста свидетельствуют о том, что за пять лет по сравнению с базисным годом грузооборот порта увеличился на 8,28%. В динамике пассажирооборота наблюдаются колебания, по сравнению с базисным годом наблюдается уменьшение объемов перевозок пассажиров.
3.2. Анализ структуры грузооборота и пассажирооборота
порта.
Структура грузооборота и пассажи | роооорот | а Ялтинского порта | |||
ГОДЫ ГРУЗЫ | |||||
Наливные | 3.0 | ||||
Стройматериалы (из них): | 106,3 | 89,9 | 98,5 | 99,7 | 114,8 |
Цемент | 4,8 | 51.8 | 56.4 | ||
Лесные грузы | 0,3 | ||||
Грузооборот | 106,3 | 89,9 | 98,5 | 102,7 | 115,1 |
Пассажиры (круизные суда) | 22,7 | 16,6 | 23,5 | 19,1 | 20,3 |
Пассажиры (коммерческие суда) | 6.6 | 3.6 | 0,5 | 1.3 | 1,4 |
Пассажирооборот | 29,3 | 20,2 | 20,4 | 21,7 |
Поскольку цемент порт начал перерабатывать с 1998 года, то за базовый год берем показатель переработки за 1998 год. Наливные и лесные грузы не анализируем, поскольку они являются «случайными» в грузопереработке порта.
Тампы роста | ||||
Стройматериалы | 84,57 | 92,66 | 93.79 | 108,00 |
Цемент | - | - | ||
Среднегодовой темп роста (ГО) | 84,57 | 92,66 | 586,48 | 641,50 |
Пассажиры (круизные суда) | 73,13 | 73.13 | 84,14 | 89,43 |
Пассажиры (коммерческие суда) | 54,55 | 7,58 | 19,70 | 21,21 |
Среднегодовой темп роста (ПО) | 63,84 | 40,35 | 51,92 | 55,32 |
Анализ структуры грузооборота и пассажирооборота порта показал, что:
• переработка стройматериалов за анализируемый период по сравнению с
базисным годом увеличилась на 8%;
• по сравнению с базисным периодом наблюдается значительный рост
переработки цемента, в 2000 году он составил 1175% к 1998;
• после резкого падения в 1996 году (по данным Минтранса)
пассажирооборот по круизным судам начал постепенно возрастать;
• за анализируемый период произошло значительное снижение
пассажирских перевозок коммерческими судами.
Оценим переработку грузов (пассажиров) относительно грузооборота (пассажирооборота):
Структурагрузооборота и | пассажирооборота Ялтинского пора | ||||
ГОДЫ | |||||
ГРУЗЫ | |||||
Наливные | 2,9 | ||||
Стройматериалы (без цемента): | 95,1 | 46.7 | 50,7 | ||
Цемент | 4,9 | 50,4 | |||
Лесные грузы | 0,3 | ||||
Грузооборот | |||||
Пассажиры (круизные суда) | 77,4 | 82,2 | 97,9 | 93,6 | 93,5 |
Пассажиры (коммерческие суда) | 22,6 | 17,8 | 2,1 | 6,4 | 6,5 |
Пассажирооборот |
В структуре грузооборота порта преобладают строительные грузы, большая доля которых приходится на цемент. В пассажирообороте преобладают пассажиры круизныхсудов.
3.3. SWOT - анализ предприятия.
SWOT - анализ включает в себя исследование инфраструктуры предприятия и исследование внутренней среды предприятия.
Предприятие должно оценить свои сильные и слабые стороны с конкурентами по следующим направлениям - Маркетинг, Производство, Финансовое состояние. Персонал, Качество управления.
Инфраструктура, т.е. внешняя сфера, оценивается по следующим направлениям - клиентура, поставщики, посредники, конкуренты.
Возможности предприятия - это тасфера деятельности предприятия, в которой оно рассчитывает получить весомые преимущества.
Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям:
• по продукции (какие позиции ассортимента дают наибольший и
наименьший оборот, продажа каких изделий приносит наибольший и
наименьший доход);
• по рынкам (какие рынки являются наиболее и наименее приоритетными
для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода);
• по отраслям ( в каких отраслях реализуется продукция фирмы, какие доли
рынков принадлежат фирме);
• по потребителям (кто является постоянным потребителем, что привлекает
их в данной продукции, что нужно сделать, чтобы привлечь новых
потребителей).
Угрозы- определение, с какой стороны оно может ожидать неблагоприятных действий.
Поставщики- необходимо следить за ценами на предметы снабжения, такими событиями как нехватка материалов, забастовки.
Маркетинговые посредникиторговые посредники, фирмы-
специалисты по организации товародвижения (стоимость, объем, скорость, сохранность поставок), агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения (стоимость кредита, пр.).
Клиентурапотребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок.
Сегментация рынка по конкурентам позволит фирме более четко представить свои сравнительные преимущества, определить сильные и слабые стороны. Поиск собственного отличительного преимущества может в конечном счете обернуться увеличением прибыли и продаж, овладением новым сегментом рынка. Отличительное преимущество должно обеспечивать потребителям четкую ориентацию на товар фирмы среди множества других.
Основными заданиями SWOT - анализа являются:
• определение маркетинговых возможностей, которые соответствуют
ресурсам порта;
• определение маркетинговых угроз и разработка мероприятий,
относительно ликвидации их влияния;
• выявление сильных сторон порта и сопоставление их с рыночными
возможностями;
• определение слабых сторон фирмы и разработка стратегических путей их
преодоления:
• определение конкурентных преимуществ порта и формирование его
стратегических приоритетов.
Ялтинский порт обладает значительными производственными мощностями (пассажирский комплекс, располагающийся в центре города, (5,51 га), грузопассажирский комплекс в 1 миле к востоку от центра города, в Массандре (3,34 га); территории портопунктов Ялтинского порта). Порт использует свои мощности лишь на 40%. Порт находится в центре курортно зоны ЮБК («Южный берег Крыма»). Порт Ялта включен в список портов. Которые могут работать с подакцизными грузами. Ялтинскому порту предоставлены налоговые льготы, что позволяет увеличить иностранные инвестиции как в инфраструктуру порта, так и в инфраструктуру города.
Существует значительная угроза снижения объемов грузооборота, поскольку на Крымском полуострове соседями Ялтинского порта являются Порты Севастополь и Феодосия, а их техническая вооруженность гораздо выше. Чем у Ялтинского порта. Более того с 2000 года начала работу пассажирская линия «Киев - Севастополь - Одесса» (46 тыс.чел. в год), следовательно у Ялтинского порта появляется еще один конкурент в пассажироперевозках.
К сильным сторонам можно отнести то. что порт находится в центре курортно зоны ЮБК («Южный берег Крыма»). Порт Ялта включен в список портов, которые могут работать с подакцизными грузами. Ялтинскому порту
предоставлены налоговые льготы, что позволяет увеличить иностранные инвестиции, как в инфраструктурупорта, так и в инфраструктуру города.
Слабыми сторонами порта является его техническая оснащенность большинство кранов порта устарели, требует ремонта первый причал, в связи с этим уменьшаются производственные мощности порта. Недостаточно развитая структура туристических, курортно-рекреационных и других услуггорода Ялта, Основной грузооборот порта составляют строительные грузы, а их объем зависит от объемов строительства на Южном берегу Крыма. Следовательно, для увеличения грузооборота необходимо увеличить объемы строительства -увеличить иностранные инвестиции в инфраструктуру «ЮБК». Необходима Свободно экономическая зона.
Порт недоиспользует свои мощности, город увядает из-за низкого притока пассажиров в курортную зону. У города, также как и у порта есть неиспользованный потенциал, необходимо только научится использовать свои возможности и обратить свои рекреационные ресурсы,исторические памятники и культурную самобытность в прибыль - в рост пассажиропотока.
Известно, что одна из объективных причин, препятствующих развитию круизов в нашем регионе, — нетранзитностъ Черного моря в силу его географического положения. Однако разработка специальной национальной программы, может быть, даже с участием соседних стран могла бы свести на нет этот негативный фактор. Главная причина отсутствия интереса западного туриста к Украине — он не владеет информацией, не знает, какой туристический продукт мы можем предложить. Есть определенный стандарт, позволяющий порту стать базовым. Это наличие оснащенного пассажирского терминала, отеля по соседству с терминалом; близость аэропорта и возможность организации чартерных рейсов; четкая координация всех звеньев (порта, аэропорта, туристического и судового агентов, иммиграционных служб и автотранспортных предприятий) в цепочке «порт — аэропорт». Кроме того необходимо добиться у государства разрешения безвизового режима для зоны «ЮБК».
3.4. Прогнозирование грузооборота и пассажирооборота на
перспективу.