Флагманские магазины и иерархия дистрибуции
К настоящему моменту было установлено, что флагманский магазин играет существенную роль в стратегии интернационализации fashion-ретейлера категории люкс. В частности, он выступает в роли места, демонстрирующего полный ассортимент товаров бренда, и по этой причине занимает преимущественное положение в иерархии дистрибуции в трех разных областях.
Во-первых, с точки зрения мерчандайзинга во флагманском магазине имеется в наличии полный ассортимент товаров бренда, который появляется в нем прежде, чем в любых других торговых точках или компаниях, имеющих запасы готовой продукции на рынке. Такая расстановка приоритетов дает возможность флагманскому магазину отвечать требованиям своих ключевых потребителей и сохранять высокий уровень обслуживания клиентов. Тот факт, что данные магазины находятся под пристальным наблюдением СМИ, звезд и конкурентов, является дополнительным стимулом придерживаться высокого
уровня запасов. В ситуации с крупнейшими флагманами, в которых спрос на продажи высок, у такого магазина довольно часто имеется специальный товарный склад, который содействует эффективному пополнению запасов.
Запас ассортимента других магазинов-сателлитов обычно не столь обширный. Сам ассортимент корректируется, чтобы соответствовать размеру магазина, его торговой истории и условиям конкуренции. Сторонние компании, имеющие запасы готовой продукции, предлагают самый узкий ассортимент, хотя здесь возможны отклонения от общепринятой нормы, обусловленные объемом покупок потребителей. Например, байеры, которые представляют престижные универсальные магазины, могут иметь доступ к товарам из полного ассортимента, что способствует сохранению люксовым брендом выгоднейшей позиции в данном магазине. Но даже в случае, если универмаги смогут договориться о доступе к наиболее желаемым товарам бренда, они все равно не будут располагать всем объемом и полным комплектом коллекции, которая имеется в наличии в его флагманском магазине.
Признавая особое положение отдельных универмагов и других магазинов на влиятельных торговых рынках, многие бренды класса люкс в настоящее время разрабатывают товары, которые предназначены исключительно для сторонних компаний, имеющих запасы готовой продукции. Например, сеть британских универсальных магазинов Harvey Nichols приобрела эксклюзивную линию аксессуаров у люксового бренда Bottega Veneta. Реализация этих товаров Harvey Nichols стала показателем их статуса ведущего универсального магазина. Подобным образом нишевый магазин класса люкс Corso Como в Милане приобрел эксклюзивные линии у нескольких люксовых брендов, включая Burberry, Prada, Gucci и Como des Garcons. В данном случае можно утверждать, что культовый статус вдохновил дома моды класса люкс на создание коллекции под маркой «Разработано для Corso Соmо».
Во-вторых, во флагманских магазинах не только запускают новые коллекции; часто размещенные в них эксклюзивные товары невозможно приобрести через другие каналы. Например, гитара от Gucci, украшенная символом бренда в виде двойного G, имелась в наличии только во флагманских магазинах компании, включая Лондон, Милан, Нью-Йорк и Токио. Довольно часто компании в секторе моды класса люкс таким способом ограничивают число своих наиболее дорогих и смелых изделий. Подобные ограничения вызваны не только желанием укрепить престиж флагмана. Объяснением также служит осознание ограниченного характера спроса. Разработка и выпуск коллекций ограниченной партией в таких товарных категориях, как сумки и обувь, — коллекций, которые имеются в наличии только во флагманских магазинах, — является дальнейшим развитием стратегии, призванной увеличить объем потока потребителей, проходящего через флагманы.
В-третьих, поскольку флагманские магазины обычно принадлежат ретейлерам категории люкс, а значит, находятся под их непосредственным управлением, они оказываются в преимущественном положении из-за более высокого уровня инвестиций в таких сферах, как технологии и приемы визуального мерчандайзинга. Например, компания Prada установила в примерочных магазина Epicentre Store в Нью-Йорке видеоустройство, которое не только дает возможность покупателям просмотреть все коллекции бренда, но и позволяет им увидеть себя облаченными в изделия из представленного ассортимента с любого выбранного по желанию ракурса. Prada также вложила средства в технологию радиочастотной идентификации (RFID), разработанную с целью предоставления торговым работникам возможности считывать информацию с бирок на одежде или с карточки клиента посредством RFID-чипа, а также для получения доступа в библиотеку, содержащую информацию о предыдущих покупках клиента. Как будет отмечено позже, специалисты выразили сомнение по поводу правомерности считать подобный вид инициатив жизнеспособным с коммерческой точки зрения, но на данном этапе важно отметить, что такого рода дорогостоящие технологические вложения осуществляются только во флагманские магазины.