Задача по маркетингу, связанная с маркетинговыми исследованиями
Решение таких задач по маркетингу требует изучения студентом схемы маркетинговых исследований: установление проблемы и формулирование целей исследования, сбор, анализ информации, оценка результатов, применение полученных результатов для принятия решений.
Студент должен знать назначение, источники, принципы отбора маркетинговой информации и методы организации маркетинговых исследований.
Задание
Для проведения маркетингового исследования предпочтений потребителей товара или услуг предприятия необходимо составить анкету, содержащую как минимум 12 вопросов разного типа, открытых и закрытых, направленных на изучение предпочтений потребителей. Товар или услуга выбирается студентом в соответствии с заданием в таблице 4.1.
Студент может составить анкету по товару или услуге предприятия, на котором он работает.
Данные по вариантам
Таблица 4.1
№ варианта* | Наименование товара или услуги |
Телевизор | |
Холодильник | |
Образовательные услуги | |
Медицинские услуги | |
Сотовый телефон | |
Гель для бритья | |
Банковские услуги | |
Услуги автосервиса | |
Шоколад | |
Кухонная мебель | |
Страховые услуги | |
Транспортные услуги | |
Детская одежда | |
Туристические услуги | |
Спортивные тренажёры | |
Детские игрушки |
*-вариант выбирается студентом в зависимости от номера в журнале студенческой группы
Пример решения
Анкета для опроса потенциальных потребителей автомобиля с целью определения покупательских предпочтений.
1. Число членов в Вашей семье:
1-2 человека
3-4 человека
5 и более
2. Сколько автомобилей Вы считаете необходимо иметь в семье:
Автомобиль не нужен вообще
Один
Два
Три
Четыре и более
3. Как часто Вы считаете нужным менять автомобили:
Чаще одного раза в год
Один раз в 1 – 2 года
Один раз в 3 – 4 года
Один раз в 5 – 6 лет
Менее одного раза в 5 – 6 лет
4. Автомобили каких фирм Вы предпочитаете:
Американских
Японских
Европейских
Отечественных
Других (укажите, каких именно)
Обоснуйте ваш выбор: нет ответов
5. Какие марки автомобилей Вы предпочитаете:
Лимузин
Седан
Малолитражные модели
Другие (укажите какие именно):
джип
хетчбек
фургон
Другие (укажите какие именно):
6. Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем приобрести автомобиль:
Да
Нет
Если да, то какой фирмы:
7. Актуально ли для Вас утверждение: «Автомобиль – не роскошь, а
средство передвижения»? Согласны ли Вы с ним:
Абсолютно согласен
Согласен
Пожалуй, это так
Скорее всего, это неверно
Абсолютно не согласен
8. Являетесь ли Вы приверженцем одной и той же марки автомобиля? Да
Нет
9. Важны ли для Вас:
a) Престижность автомобиля:
Да, очень
Довольно важна
Не очень важна
Совсем не важна
б) Цена:
Да, очень
Довольно важна
Не очень важна
Совсем не имеет значения
в) Возможность технического обслуживания в сети автостанций
нашего автосалона
Что еще Вы считаете важным при выборе автомобиля – нет ответов.
10. Необходимо ли Вам наличие в автомобиле:
а) телефона:
да, очень
довольно необходимо
желательно
необязательно
не нужно
б) магнитофона:
да, очень
довольно необходимо
желательно
необязательно
не нужно
в) бара:
да, очень
пожалуй, да
желательно
необязательно
не нужно
г) холодильника:
да, очень
скорее, да
желательно
необязательно
не нужно
Что бы еще Вам хотелось иметь под рукой в Вашем автомобиле нет ответов
11. Вы предпочитаете автомобили с автоматической коробкой передач:
Да, однозначно
Мне все равно
Нет, мне это не нравится
12. Какие фирмы, торгующие автомобилями, Вы знаете нет ответов
Откуда Вы узнали о них:
Реклама
От друзей
Посетил эти фирмы
Другие источники
13. Подвержены ли Вы влиянию рекламы:
а) по радио
очень подвержен
совсем не подвержен
б) по телевидению
очень подвержен
совсем не подвержен
в) в прессе
очень подвержен
совсем не подвержен
г) на щитах
очень подвержен
совсем не подвержен
14. Какое значение имеет для Вас месторасположение автосалона:
очень большое
довольно большое
незначительное
абсолютно не имеет
15. Считаете ли Вы, что автосалон должен специализироваться только
на одной марке автомобиля:
да, обязательно
да, желательно
нет, это не имеет значения
ни в коем случае
16. Знали ли Вы раньше о нашем автосалоне:
да
нет
если да, то откуда – от знакомых друзей (85 % ответов)
17. Назовите, пожалуйста, Ваш возраст:
До 20 лет 5
21 – 30 лет 40
31 – 40 лет 44
41 – 50 лет 10
51 – 60 лет 1
61 и больше 0
18. Укажите, пожалуйста, Вашу профессию:
Предприниматель
Сотрудник банка
Другие профессии
Задача по маркетингу, связанная с сегментированием рынка
Решение таких задач по маркетингу требует изучения студентом:
- классификации потребителей по разным признакам;
- модели покупательского поведения;
- процесса принятия решения потребителем;
- типов поведения потребителей при принятии решения о покупке: сложное, неуверенное, привычное, поисковое.
Задание
Сегментировать рынок товаров или услуг. Товар или услуга выбирается студентом в соответствии с заданием в таблице 4.1.
Студент может составить анкету по товару или услуге предприятия, на котором он работает.
Для описания сегментов можно пользоваться переменными в таблице 5. 1. Для примера можно использовать таблицу 5. 2. Определить наиболее выгодный(е) сегмент(ы) рынка для своего предприятия и указать причины.