Конкурентоспособность страны: теоретические аспекты
Стадии развития и основные факторы.Еще ДРикардо утверждал, что государства торгуют между собой (вступая тем самым в отношения конкуренции) ввиду разницы в производительности труда в различных отраслях. Неоклассики в 30-х гг. XX в. дополнили эту мысль, определив в качестве основных конкурентных преимуществ стран в международной торговле обладание в относительном избытке основными факторами: землей, трудом, капиталом. Майкл Портер сделал еще одно существенное уточнение, определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и выражается величиной национального дохода на душу населения1.
1 Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетини-на, — М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
[*] 82-83
М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название "конкурентный ромб" по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
• факторные условия: людские и природные ресурсы, науч-
но-инфор-мационный потенциал, капитал, инфраструктура,
в том числе факторы качества жизни;
• условия внутреннего спроса: качество спроса, соответ
ствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, разви
тие объема спроса;
• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отрас
лей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы
поступления оборудования, сферы использования сырья, обо
рудования, технологий;
• стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конку
ренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент
фирм, внутриотраслевая конкуренция.
По М.Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основные стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством.
Попытка осмыслить сегодняшнее положение России в этом ряду стадий развития конкурентоспособности стран приводит к неутешительным оценкам.
В силу относительной благоприятности в отечественной экономике лишь сырьевых факторов, пассивного получения из-за рубежа многих технологий (кроме ВПК), скромности внутреннего спроса, доминирования ценовой конкуренции при слабости других ее видов, да еще с учетом намерений государства осуществлять протекционистскую защиту местной промышленности, мы явно находимся на первой стадии.
По поводу стадии развития инвестициями никаких иллюзий не может быть, тем более что у Портера речь идет о внут-ристрановых, а не о зарубежных инвестициях.
Наличие собственных технологий преимущественно лишь военно-промышленной ориентации не позволяет обольщать-
ся по поводу возможности зафиксировать стадию движения инновациями.
И уж конечно ослабленность мотивации инвесторов, менеджеров и индивидов в российском обществе никак не может быть объяснена достаточностью достигнутого богатства, которая характерна для четвертой стадии. Не ободряет и то, что в России проявляются некоторые другие черты, заметные на этой стадии: преобладание до последнего времени инвестиций в финансовые активы в сочетании с недофинансированием производства, распространенность слияний и поглощений фирм при декластеризации экономики, приход к управлению финансистов, а не предпринимателей. Эти черты знакомы нам только потому, что они сигнализируют об упадке экономики. Но у нас они означают не завершение цикла развития, а лишь его необходимость. Ведь увлечение финансовой сферы страны спекуляциями на ГКО произошло не от богатства, а от бедности, а привело и вообще к дефолту.
Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на "конкурентный ромб". Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего — развитых (в образование, инфраструктуру, науку). Портер особо подчеркивает значение такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки, для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), непрепятствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности фирм.
Главный тезис, главная рекомендация Портера состоит в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. И маркетинг российским территориям нужен внутри их в том числе и для того, чтобы мог ус-
[*] 84-85
пешно развиваться маркетинг России в целом, как конкурентоспособной страны. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности страны, утверждает М.Портер, это продуктивность использования ресурсов1.
Российские специалисты также обращают внимание на ключевую роль конкурентоспособности страны в развитии экономики, какой бы уровень рассмотрения мы ни взяли. Подчеркивается, что "синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан"2.