Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ

Региональная безопасность и экономическая безопасность страны

Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны

Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны

1. Обеспечение субнациональных интересов страны связано, прежде всего, с возможностями государства адекватно реагировать на процессы регионального развития в условиях дестабилизирующего воздействия негативных социально-экономических, техногенных, информационных, политических и других факторов при целенаправленном реагировании на ликвидацию угроз и опасностей национальным интересам страны в регионах.

Региональный аспект национальной безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически речь идет о реализации субнациональных интересов страны в отдельных субъектах Федерации, учитывая, что региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность как определенного региона, так и страны в целом.

Практически эффективная государственная региональная политика в современныхусловиях - основа и гарантированный проводник позитивного влияния государства на регионы для обеспечения национальных интересов в области экономики.

В условиях усиливающейся глобализации в экономических отношениях взаимопроникновение форм и условий существования людей в разных регионах

отражается в стремлении социально-экономической системы придать своей среде и ее отдельным составляющим (в данном случае - регионам) характер социально - технологической однородности и уравновешенности, что практически является защитной реакцией общества и содержит в себе функции жизнеобеспечения, устойчивости и безопасности.

Критерий уравновешенности - уровень социально-экономического развития регионов, разрывы в котором не позволяют достичь оптимального обеспечения

национальных интересов страны и обусловливают возможность обострения угроз безопасности развития общества и экономики. Стабильность и устойчивость региональных экономических систем обеспечивается при обязательном сокращении государственного воздействия из центра и развитии способности экономики регионов к саморазвитию и социально-экономическому прогрессу.

Анализируя субнациональные аспекты обеспечения безопасности в области экономики, необходимо обратиться к категории «надежность» в аспекте обеспечения национальных интересов в экономике регионов страны. Только при системном соответствии всех (или большинства) регионов страны критериям цивилизованного экономического развития можно будет говорить о надежности обеспечения национальной безопасности в сфере экономики. Общеизвестно, что рынок приводит к асимптоматическому равновесию в течение более или менее длительного времени, причем общее равновесное состояние экономической динамики обеспечивается только с поддержкой системы государственного регулирования в общенациональных интересах. В региональном сегменте экономики страны достижение равновесия с использованием преимущественно рыночных механизмов, очевидно, - длительно решаемая и сложная проблема, не говоря уже о таких аспектах развития, как обеспечение экономической безопасности регионов, особенно депрессивных, задержка с ассимиляцией которых в цивилизованное рыночное пространство страны таит в себе угрозу нарушения нормальной жизнедеятельности России при сохранении диспаритетов в развитии отдельных регионов.

Процесс реформирования страны продолжается, и один из ключевых моментов

его - поиск новых форм взаимодействия в схеме «центр - регионы», определение тенденций и перспектив регионализации, особенно в экономической сфере. Проблема регионализации,по большому счету, - это обеспечение целостности экономического пространства России.Основные причины неэффективности реформ, как правило, фокусируются на региональном уровне, и поэтому необходим анализ важнейших из них с учетом проблем, возникающих в ходе развития новых экономических отношений. Все возникающие в ходе экономической реформы проблемы требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне в качестве взаимосвязанных,

формирующих новую систему.

Одна из основных причин неудовлетворительных темпов и результатов реформы - недоучет роли субъектов Федерации и становления рыночной экономики.

В настоящее время у регионов нет достаточных прав и возможностей для активного участия в проводимых реформах для развития рыночной инфраструктуры.

В результате их роль при переходе к рынку иногда пассивна, а в ряде случаев и негативна. Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить такие наиболее важные:

• отсутствие стратегической концепции реформ в региональном сегменте экономики;

• разрыв традиционных хозяйственных связей, замедленный процесс становления связей рыночного типа между Федерацией и регионами, между экономическими субъектами, самими регионами, между регионами и экономическими субъектами;

• отсутствие организационного и экономического механизмов взаимодействия всех элементов хозяйственного механизма по горизонтали и вертикали, приводящее к торможению реформ во многих регионах; отсутствие механизма

реализации и контроля за реализацией законодательных и правительственных актов, создающих правовую основу для перехода к рынку;

• различная степень готовности субъектов Федерации к реформам, приводящая

к возникновению уродливых форм суверенизации и национального самоопределения, что, в свою очередь, дестабилизирует экономическую и политическую обстановку;

• недоучет региональных особенностей и готовности различных административно- территориальных образований к проведению всего комплекса реформенных мероприятий.

Негативные тенденции в развитии экономики страны, связанные как с наследством, доставшимся от административно-командной системы, так и со сложностями реформационного процесса экономики, привели к возникновению

ряда общих и институциональных деформаций в развитии экономики, проявившихся в различного рода диспропорциях, ограничениях развития, дезинтеграционных процессах, критическое обострение которых трансформировалось в угрозы национальным интересам страны в области экономики.

2.Реалии современного экономического развития связаны с адаптационными процессами во всех сегментах и сферах социально-экономического взаимодействия.

Дилемма «концентрация ресурсов или повышение их адаптационного потенциала» разрешается в пользу последнего, учитывая особенности перспектив общемирового развития рынка и общества. Однако реально это может воплощаться только при определенных условиях: при достаточно разнообразных, гибких механизмах регулирования движения ресурсов и, естественно, их необходимом объеме (в плане намечаемых к реализации проектов).

Практически речь идет о преодолении финансовых ограничений в обеспечении отдельных экономических субъектов динамичным и эффективным капиталом (прежде всего это касается процентной политики банков и активности государства в регулировании движения капиталов).

Проблема финансовых ограничений в региональном аспекте стоит особенно остро не только в стратегически отдаленной перспективе. Наличие финансовых

ограничений, естественно, сужает возможности адаптивного развития основных элементов воспроизводственного процесса. Именно в этой сфере проявляется ключевое противоречие реформационного процесса: между необходимостью государственной поддержки адаптивного развития и необходимостью ограничивающего влияния этой поддержки на адаптационные процессы.

Очевидно, это общее противоречие, присущее рыночной экономике, но в России оно проявляется как одно из ключевых, учитывая «значительность» государственного воздействия и «неразвитость» формирующихся рыночных институтов.

Государство формирует приоритеты развития в рамках траектории, не всегда совпадающей с конъюнктурно-рыночными потребностями отдельных фирм и компаний, экономическая политика которых склоняется в большей мере к адаптивной схеме действий.

Государство, делая в настоящих условиях основную ставку на повышение эффективности и создание схем, ориентированных на обеспечение текущих ресурсов поддержки воспроизводственного процесса (что достаточно оправданно), автоматически усугубляет положение с поддержкой уже созданного ранее производственного аппарата, а также более активным долгосрочным инвестированием развития реального сектора экономики. Естественно, государственное воздействие обусловливает ограничения на спонтанную активизацию адаптивных механизмов.

Повышение эффективности управления региональными финансово-товарными потокамипозволяет, во-первых, обеспечить целенаправленную поддержку центром процессов жизнеобеспечения регионов и реализации ими политики экономического подъема, во-вторых, эффективнее использовать ресурсы, имеющиеся в распоряжении регионов.

Эффективность управления финансово-товарными потоками должна оцениваться по критериям распределения ресурсов между экономическими субъектами региона в соответствии со следующими приоритетами направления

ресурсов: рентабельность, социальный эффект, бюджетная эффективность для субъекта Федерации, сопутствующие эффекты.

Ограничения развития производства могут трансформироваться в угрозы реальному сектору регионов. Анализ возможных угроз безопасности регионов должен на первом этапе касаться ограничений развития российской промышленности, препятствующих ее активному росту. К общим ограничениям относятся: ресурсные; инфраструктурные; ценовые; связанные с состоянием производственного аппарата; внешнеэкономические; инновационно-технологического порядка; связанные с институциональным развитием.

Проблеме ограничений развития производства в отечественных экономических

исследованиях уделяют недостаточно внимания, учитывая базисный характер этой проблемы, лежащий в основе наших стратегических целеустремлений и выработавшихся мер по их достижению. Систематизация ограничений требует серьезной аналитической проработки каждого из них, учитывая структурно-функциональную сложность их влияния на активизацию экономического подъема.

Ограничения развития экономики влияют на появление диспропорций институционального характера, угрожающих национальным интересам в этой области. К системным ограничениям можно отнести возможный дефицит или чрезмерную дороговизну природных ресурсов, являющихся источниками сырья и энергии для фирм и предприятий, а также географические и климатические особенности функционирования российской экономики.

К современным угрозам и вызовам необходимо отнести прежде всего неравные

условия развития и конкуренции отдельных регионов России. Неравные условия конкуренции во многом обусловливаются стремлением региональных органов власти решить социальные проблемы, а также коррупцией.

Региональные и муниципальные органы власти часто применяют средства влияния на компании в виде противопожарных, санитарных, экологических и других проверок, контрольных санкций. Неравенство условий конкуренции в отдельных отраслях оказывает отрицательное влияние не только на отдельные компании, но и на регионы. Негативные факторы, формирующие рост в отдельных секторах экономики, замедляют развитие остальных отраслей, способствуя макро- и мезоэкономической нестабильности.

Макроэкономическая нестабильность и, как следствие, мезоэкономическая (региональная) нестабршьность вызваны негативами бюджетного регулирования государство тратит больше, чем собирает, что и обусловливает неравные условия конкуренции. Государство продолжает в скрытой форме субсидировать неэффективные предприятия в отраслях (тяжелая промышленность, радиоэлектроника и др.). Поступление налогов от непродуктивных фирм остается низким в силу их «особых» отношений с региональными властями.

Кроме основных причин нестабильности, обусловливающих неравенство конкуренции, можно выделить и второстепенные причины(в меньшей степени сдерживающие экономический подъем и несущие угрозы развитию регионов):

• проблемы в области корпоративного управления (борьба за передел собственности);

• ограничения мобильности рабочей силы, приводящие к обострению социальной

напряженности в населенных пунктах с градообразующими предприятиями;

• недоверие к финансовым институтам;

• неразвитость транспортной инфраструктуры;

• коррупция региональных органов власти.

Практически региональные аспекты усиления неравных условий конкуренции

лежат в основе обострения многих угроз безопасности экономики регионов

и оказывают значительное влияние на общефедеральные тенденции

обеспечения национальных интересов в области экономики.

Основными объективными факторами, оказывающими влияние на социально-

экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:

• экономико-географическое положение;

• природно-климатические условия;

• природно-ресурсный потенциал;

• демографический потенциал и структуру населения;

• структуру и специализацию хозяйства;

• финансовую обеспеченность;

• обеспеченность высокопрофессиональными кадрами в сфере регионального

менеджмента, особенно в финансово-банковской сфере;

• тип (уровень) социально-экономического развития региона.

Каждый регион должен обладать собственной целостной и законченной системой жизнеспособности,в частности, возможностью постановки самостоятельной цели развития, относительной обособленностью управления, наличием автономных систем ресурсонакопления и ресурсопотребления.

Нельзя соотносить понятие «безопасность региона» с отдельными сторонами его жизнедеятельности. Более точна оценка опасностей и угроз, воздействующих на составные части или отдельные функции региона (как субъекта отношений), или степени его защищенности от негативного внешнего воздействия (информации, вывоза продовольствия и т.д.), недостатка ресурсов

или других угроз.

Обеспечение безопасности экономики региона призвано расширять его созидательные возможности и предотвращать обострение кризисных ситуаций.

Кризисные ситуации могут возникнуть в различных сферах экономики

регионов России. В настоящее время к важнейшим из них можно отнести

следующие:

• изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения,

ухудшению генофонда страны и ее регионов;

• превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при

размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;

• падение производства более чем на 50-60% в отраслях специализации

региона;

• рост безработицы, превышающий 15% численности экономически активного

населения;

• изменение профиля региона, приводящее, например, к массовой переквалификации

кадров региона в ходе реформы;

• появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных

рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности,

которая может перерасти в конфликты общероссийского масштаба;

• чрезмерно высокая степень зависимости промышленного комплекса региона

(примерно на 60%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;

• диспропорции эксплуатации природных ресурсов региона отечественными

и иностранными частными фирмами (отставание создания объектов инфраструктуры,

ухудшение экологии);

• низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию

в регионе и усложняющая взаимоотношения с федеральными органами

власти (например, дотации превышают 30% финансовых средств региона);

• низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая

возможности дальнейшего развития и приводящая к росту напряженности.

3. В настоящее время можно констатировать наличие ряда положительных тенденций в стабилизации региональных отношений. Прежде всего нужно отметить, что выработалась достаточно четкая в правовом и политическом плане система распределения полномочий между центром и субъектами Федерации, хотя ряд проблем и остается нерешенными. Ситуация складывается таким образом, что руководители практически всех субъектов Федерации стоят в настоящее время перед выбором своей экономической стратегии, причем этот выбор требует учета ситуации в экономике, несущей угрозы социально-экономической стабильности и безопасности.

Ключевой «элемент» выбора - разрешение перераспределенческих конфликтов

в использовании ресурсов и собственности, в определении приоритетов поддержки местных производителей, в смягчении напряженности в результате

радикальных реформационных мер.

Развязывание тугого узла региональных проблем возможно лишь не только при учете вышеназванных моментов, но и при наличии сбалансированной и обоснованной линии поведения, эффективной социально-экономической стратегии, оптимально учитывающей условия и потребности экономики и населения региона.

Проблемы, которые решают регионы России, субъекты Федерации, многоаспектны, различны, многоплановы, однако у них есть и много общего, что прежде всего связано с выработкой эффективной стратегии социально-экономического развития и обеспечением национальных интересов в сфере региональной экономики.

Практика показывает, что не всякая модель федерализации социально- экономических отношений способна обеспечить построение стабильного и свободного от авторитарных тенденций общества. Этого можно добиться только в случае, если модель будет отвечать одновременно интересам федеративного государства в целом и составляющих его субъектов. Однако настоящий этап в области формирования системы новых федеративных отношений пока нельзя оценить положительно. Во многом это связано с тем, что ориентация на создание основ федеративного государства была подменена борьбой за перераспределение полномочий между органами власти в схеме «центр - регионы». Эта борьба, повысив степень недоверия к центральной власти, одновременно не только понизила уровень управляемости экономикой, но, главное, превратила неурегулированность федеративных отношений в один

из тормозов рыночных преобразований.

Такое положение вещей требует качественного пересмотра стратегии и тактики реформ прежде всего в направлении их нацеленности на формирование социально-экономических и политических основ реальной Федерации и обеспечение национальных интересов в сфере региональных отношений.

Очевидно, что предпочтительная форма - современное цивилизованное федеративное государство. Однако само по себе оно не образуется, федерацию

нужно выращивать медленно и спокойно, создавая для этого необходимые условия, реализуя принцип доверия и уважения к нациям и народам, населяющим Россию. При этом не следует забывать старые истины: во-первых, любая власть должна принимать только те решения, которые может оплатить,

экономически обеспечить; во-вторых, не сосредоточивать в центре те функции,

которые может более эффективно выполнить любой субъект Федерации;

в-третьих, распределение полномочий в схеме «центр - регионы» должно базироваться на доверии, причем экономическом, политическом и социальном.

В настоящее время активно возникают разного рода «региональные идеи» особого пути реформ, смягчения их социальных последствий. И это естественно, однако во многих случаях подобные тенденции обусловливают задержку реформ, что углубляет экономическую депрессию и дезинтеграцию.

Каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и достаточно

устойчивой системе факторов регионального развития - от узконаправленного экономико-географического положения до интегрального типа (уровня) социально-экономического развития. Каждый регион сочетает в себе как позитивные, так и негативные с точки зрения адаптации к новым условиям черты, оценка которых к тому же может меняться в зависимости от развития общей ситуации в стране.

Наши рекомендации