Налогообложение и цены
Взаимосвязь действующих налогов и цен носит двойственный характер. С одной стороны, налоги во многом определяют размеры цен. С другой, величина налоговых поступлений определяется той суммой, с которой они взимаются. Величина же этой суммы зависит от уровня цен.
При назначении налогов следует исходить из того, что, с одной стороны, они должны быть не слишком большими и способствовать предпринимательской деятельности, а, с другой — быть достаточными для поддержания требуемого уровня бюджетных расходов.
Можно выделить следующие группы налогов.
К первой из рассматриваемых групп относятся налоги на прибыль. Этот вид налогов должны платить все предприятия, но ставки этих налогов устанавливаются различными для разных типов предприятий — для производственных предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений. Общий объем прибыли растет вместе с увеличением цен до тех пор, пока рост цен не приведет к существенному сокращению объема продаж. В результате общий объем прибыли, пропорциональный как цене за единицу товара, так и количеству проданного товара, может начать снижаться. Следовательно, с точки зрения получения суммы налогов на прибыль не нужно доводить цены до недопустимо высокого уровня.
Ко второй из рассматриваемых групп налогов относится налог на добавленную стоимость (НДС). Налогом на добавленную стоимость облагаются обороты различных товаров и услуг. Объектами обложения этим налогом являются:
• обороты по реализации товаров и услуг;
• обороты по бартерным сделкам;
• стоимость выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ;
• разница между ценами розничной продажи и ценами расчета с поставщиками товаров.
К третьей из рассматриваемых групп налогов относятся платежи в фонды, социальной защиты населения. Ктаким фондам относятся:
• пенсионный фонд;
• фонд социального страхования;
• фонд обязательного медицинского страхования;
• фонд занятости населения.
К четвертой группе рассматриваемых налогов относятся специальные налоги на горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые вносятся в федеральный дорожный фонд, а в дальнейшем используются для строительства дорог.
Наконец, к пятой группе рассматриваемых налогов относятся так называемые акцизы. Акциз является косвенным налогом. Он устанавливается государством на отдельные виды товаров. Например, акцизы налагаются на реализацию алкогольных напитков, икру осетровых и лососевых рыб, легковые автомобили, ювелирные изделия и др. Ставки акцизов по разным видам товаров устанавливаются различными, но при этом на один и тот же вид товара устанавливаются единые по всей территории Российской Федерации ставки акциза (Рис.18).
Таким образом, налоги, сборы и пошлины, устанавливаемые государственными органами, существенно влияют на уровень цен. Но это влияние проявляется различным образом. Некоторые налоги и сборы включаются в состав затрат, необходимых для производства товара, другие учитываются в объеме прибыли, получаемой предприятием-производителем, а отдельные из них являются прямой надбавкой к цене.
Рис. 18. Классификация информации, используемой для ценообразования
Например, различного рода платежи во внебюджетные фонды социальной защиты включаются в затраты, необходимые для производства данной продукции. Туда же относят отчисления на охрану окружающей среды, на обязательное страхование, на строительство и ремонт дорог и др. К затратам относят также налог на имущество, который хотя и возмещается за счет прибыли, но формируется еще до налогообложения самой этой прибыли. Обычно эти налоги оказывают относительно небольшое влияние на общий уровень цен. Их доля в общей величине цены, как правило, лежит в пределах 10-15%. Однако для некоторых предприятий (в первую очередь — для добывающих отраслей) эта доля может оказаться и более значительной.
Наибольшее влияние на структуру цены оказывают налоги на прибыль, на добавленную стоимость (НДС), на ГСМ, а также акцизы. Прибыль, увеличение объема которой является непосредственной целью деятельности предприятия, тесно связана с уровнем цен. В условиях инфляции и спада производства для фирм-изготовителей оказывается целесообразным увеличивать объем прибыли не за счет увеличения объема продаж, что, наряду с прочим, требует повышения качества продукции, и не за счет снижения производственных затрат, а прежде всего за счет повышения цен. Налоги на прибыль зависят от рентабельности предприятия. Заметим, что убыточное предприятие не платит этот налог вовсе.
Еще больше, чем налог на прибыль, на общий уровень цен влияет налог на добавленную стоимость (НДС), а также величина акцизов (для подакцизных товаров). Это объясняется тем, что процентная ставка НДС и акцизов устанавливается по отношению к общей цене продукции, а процентная ставка налога на прибыль — только по отношению к прибыли, составляющей не всю цену, а только ее часть.
Наибольшее влияние на уровень цен оказывают налоги на добавленную стоимость для подакцизных товаров. НДС применяется к ценам, уже включающим в себя акцизы. Величина НДС оказывается в результате достаточно значительной. НДС — налог с фирмы-изготовителя, но оплачивается он в конце концов покупателем. Этот вид налога, в отличие от акциза, взимается со всех видов товара.
К налоговым сборам относятся также и таможенные пошлины. Импортируемая продукция обычно облагается таможенными пошлинами в тех случаях, когда надо, предотвратить ее реализацию на внутренних ранках по ценам, меньшим, чем цены на аналогичную отечественную продукцию. Таким образом, таможенные пошлины на импортируемые товары являются мерой, направленной на защиту отечественных товаропроизводителей. Что касается экспорта, то он, как правило, не облагается дополнительными таможенными пошлинами.
Влияние инфляционного роста цен сказывается на налоговой политике отрицательным образом. В самом деле, при росте цен должна увеличиваться также и расходная часть бюджета, а она формируется именно за счет налоговых поступлений. Разумеется, вместе с ростом цен растут и налоговые поступления, но этого может оказаться недостаточным для покрытия возросших бюджетных расходов. В таком случае приходится вводить новые налоги. Но отрицательное влияние инфляции заключается не только в «удешевлении» суммы, получаемой в результате сбора налогов. Дело заключается в том, что происходит также инфляционное «удешевление» налогооблагаемой базы. Поэтому стремление получить ту же самую денежную сумму приводит к необходимости значительного (иногда в два раза и более) повышения налоговой процентной ставки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 19. Влияние налоговых сборов на образование уравновешивающей цены товара
На этом рисунке по горизонтальной оси откладывается объем реализации товара V. По вертикальной оси откладываются величины налоговых ставок Ри общей суммы издержек S.
Естественно, что с увеличением налоговых сборов объем реализации товара уменьшается. И, наоборот, с уменьшением налоговых ставок объем реализации должен увеличиваться.
На рис. 9 график Рпредставляет собой монотонно убывающую линию. Общая сумма издержек возрастает с увеличением общего объема реализации данного товара. При фиксированном значении налоговых ставок зависимость общей суммы издержек от объемов реализации изображается монотонно возрастающей линией S1.
При другой, более высокой ставке налоговых сборов, зависимость общей суммы издержек от объемов реализации будет выражаться также монотонно возрастающей линией S2, но лежащей выше линии S1. Это равносильно тому, что при данном объеме реализации большему значению процентных ставок соответствует и больший объем издержек.
Из приведенного на рис.8 графика видно, что повышение процентных налоговых ставок с P1до P2ведет к снижению объемов реализации данного товара с V1до V2. Уже отмечалось, что повышение налоговых ставок, с одной стороны, приводит к увеличению налоговых поступлений от каждой единицы реализуемого товара, а с другой — приводит к сокращению объема реализации. Пока эти две противоположные тенденции взаимно компенсируются, общий объем налоговых поступлений возрастает.
Когда же снижение объемов продаж, происходящее вследствие повышения цены, вызванного повышением налоговых ставок, начинает превалировать над увеличением налоговых поступлений от продажи единицы товара по повышенной цене, общий объем налоговых поступлений от продаж данного товара будет снижаться.
Следовательно, общий объем налоговых поступлений в зависимости от процентной ставки налога будет иметь свой максимум. Разумеется при нулевой процентной ставке налога и общий объем налоговых поступлений будет равняться нулю. При слишком же большой процентной ставке налога цены вследствие роста издержек станут такими высокими, что данный товар вообще перестанут покупать, то есть объем его реализации станет равным нулю. Тогда и объем налоговых поступлений от продажи данного товара окажется равным нулю.
Наличие максимума для общей суммы поступлений S для каждого значения Рпроцентной ставки налога было установлено американским экономистом Артуром Лаффером. Кривые Лаффера, отражающие эту качественную зависимость, приведены на рис.20.
Из этих графиков видно, что максимум общего объема налоговых поступлений 2 и 1 соответствует ставкам налога P2 и P1. 2 < 1 при Р2 > Р1.
Таким образом, слишком высокие налоги приводят к недопустимо большим ценам в самых разных отраслях промышленности. Особенно отрицательное значение это имеет для фирм-производителей, работающих в обрабатывающей
Рис. 21 Цели налоговой политики
области. Завышение цен на сырье, топливо, электроэнергию, а также транспортных тарифов, происходящее вследствие увеличения процентных ставок налога, ведет к снижению рентабельности производства в обрабатывающей области. Это порождает тенденцию к свертыванию производственных мощностей, а в конечном счете — экономический спад.
Развитие рыночной экономики и упорядочивал не ценообразования требует проведения налоговой политики, направленной на достижение конкретных целей (рис.11).
С помощью оптимальной налоговой политики можно достичь таких реальных целей, как обеспечение научно-технического прогресса, техническое перевооружение и реконструкция предприятий, увеличение производства товаров народного потребления и продуктов питания, повышение их качества, расширение сельскохозяйственного производства.