Пути развития консьюмеризма в Республике Беларусь

Национальное общественное движение потребителей за свои права и интересы в Республике Беларусь имеет свои этапы развития. В бывшем СССР с 1937 г. до середины 80-х гг. действовало Положение о добровольных обществах и их союзах, которое запрещало создание общественных организаций, ставящих своей задачей защиту правовых и экономических интересов своих членов. Призыв к организованной защите потребителями своих прав и интересов мог быть квалифицирован как идеологическая ошибка и признан противозаконным. Поэтому начало первого этапа национального движения можно определить серединой 80-х гг. Это был период формирования общественного движения потребителей, развития сознания, что потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, лицом, для удовлетворения запросов которого должны работать предприятия товаропроизводства, торговли и сферы различных видов услуг. Особенностью первого этапа является то, что в ходе перестройки, проводившейся в бывшем СССР, здравый смысл стал возобладать над идеологическими стереотипами, сложившимися за долгие годы в СССР, где действовала монополизация государством всех правозащитных функций, в том числе и в сфере потребления. Второй этап — это период 1991—1994 гг., когда произошло разделение республик бывшего СССР на независимые государства. Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР "О защите прав потребителей", который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона [14, стр. 2].

Важным вкладом в становление и развитие национального общественного потребительского движения явилось принятие по инициативе БОЗП Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался третий этап развития национального потребительского движения в Беларуси на основе законодательства по защите прав потребителей и создания многочисленной сети национальных организаций по защите прав потребителей. Главная задача этих организаций — содействовать демократическому переустройству Беларуси, переходу к рыночным отношениям, где потребитель должен занять прочное положение на рынке товаров, работ, услуг, а, следовательно, содействовать реализации прав человека на достойную жизнь.

Белорусский Закон в статье 4 определил основные права потребителей:

— на государственную защиту своих интересов;

— на надлежащее качество товаров;

— на безопасность товаров;

— на полную и достоверную информацию о товарах;

— на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества;

— на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов;

— на создание общественных объединений потребителей [6, стр. 23].

В настоящее время ощущается заметное влияние консьюмеризма на белорусский рынок товаров, работ и услуг. Большое количество товаров, поступающих в продажу, стали подлежать обязательной сертификации, а значит, проходить контроль по критериям безопасности для жизни и здоровья потребителей. Повышается внимание производителей к экологическим аспектам товаров, работ и услуг, упрощается доступ к информации о товарах, производителях, продавцах, вводятся спецкурсы по основам потребительских знаний в учебных заведениях… В нынешнем году День потребителя — 15 марта впервые официально признан праздником в Беларуси на основании Указа Президента Республики Беларусь № 35 от 2 февраля 2000 г. о внесении дополнений и изменений в Указ Президента № 157 от 2 марта 1998 г. "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь". Это свидетельствует о том, что проблема защиты прав потребителей продолжает находиться под пристальным вниманием государства, оставаясь одной из самых актуальных и злободневных проблем современности. В настоящее время в республике проводится работа по созданию новой редакции Закона "О защите прав потребителей". В проекте Закона уже расширен спектр прав потребителей, детализируется поведение потребителя на рынке товаров, работ, услуг и предусматривается более эффективный механизм защиты прав потребителей с учетом мирового опыта. С принятием новой редакции Закона у белорусских потребителей появится возможность более полно реализовать свои основополагающие права и законные интересы. Пусть пока медленно, но Республика Беларусь идет по пути формирования цивилизованной правовой среды консьюмеризма [14, стр. 115].

Современный этап развития движения в защиту прав потребителей в нашей стране характеризуется следующими отличительными чертами. Во-первых, консьюмеризм появился в нашей стране значительно позже, чем в США и странах Западной Европы, что обуславливает его отставание по уровню и масштабу своего развития. Во-вторых, к основным направлениям деятельности государства в сфере защиты прав потребителей относятся: разработка и внедрение программ потребительского просвещения; принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и попадания некачественных товаров на отечественный рынок; обеспечение потребительского сообщества оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах) и изготовителях (продавцах, исполнителях); совершенствование законодательства в сфере интернет-торговли. В-третьих, устанавливая, что потребитель является одной из наиболее уязвимых групп субъектов гражданских правоотношений, национальное законодательство предоставляет ему повышенные права и гарантии по сравнению с законодательством стран ближнего зарубежья. В частности, гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории нашего государства. Если же изготовителем товара, производимого за пределами Беларуси, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный национальным законодательством для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь, то поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный национальным законодательством. Следовательно, потребители, покупающие отечественные и иностранные товары, оказываются в равных условиях. Новеллой действующего законодательства, устанавливающей дополнительные гарантии для потребителя, является норма о том, что деятельность по защите прав потребителей осуществляется общественными объединениями на безвозмездной основе, а расходы этих объединений будут возмещаться изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем и т. д.) после удовлетворения претензии либо принятия судом решения в пользу потребителя [15, стр. 116].

Многие уже не удивляются тому, что в обычном продуктовом магазине в середине февраля можно купить свежую клубнику. Пусть она дорогая, но ведь ее доставляют самолетом с Канарских островов. Аргентинские яблоки, новозеландские киви и бананы из Панамы стали каждодневными продуктами. Если мы начинаем предъявлять экологические требования к производству продуктов питания, то это оказывает влияние на многих людей далеко за пределами нашей страны. Транспорт является причиной многих серьезных экологических проблем. Учитывая, что каждый восьмой грузовой автомобиль на дорогах перевозит продукты питания, не следует ли задуматься о том, что же мы едим? Потреблять только те продукты, которые произведены в местности, где мы живем, это хорошо, но… кто же захочет отказаться от апельсинов, риса, кофе или шоколада? Не только проблема транспортировки побуждает нас покупать продукты местного производства. Местные продукты могут быть более «экологически чистыми» по сравнению с продуктами других стран, если при их производстве не используются химикаты. Кроме того, покупая местную продукцию, мы поддерживаем местного производителя.

Движение в защиту потребителей в Беларуси – это молодое движение по сравнению с мировой практикой. Создавая в 1989 году в нашей стране организацию по защите потребителей (БОЗП), учредители ставили цель: защитить потребителя от некачественных товаров, работ, услуг. С течением времени приоритеты менялись, изменилась и политика защиты потребителя. Оказалось, что невозможно защитить каждого конкретного потребителя, поэтому необходимо потребителя образовывать, информировать, просвещать. В соответствие с политикой международного потребительского движения и приоритетами в области защиты прав потребителей, продекларированными на XXI век, ОО «БОЗП» считает приоритетными направлениями информирование и просвещение потребителей. Потребители информируются о качестве товаров, работ, услуг. Проводятся исследования – тестирование продуктов питания, товаров народного потребления – результаты испытаний доводятся до потребителя через СМИ, а также через сайт ОО «БОЗП». Особое внимание обращается на информирование сельских потребителей. Для них проводятся дни информации, семинары, организовываются консультационные пункты, «горячие» линии для потребителей и другие мероприятия. Еще одно немаловажное направление – продвижение потребительского образования школьников: увеличение количества школ, изучающих курс «Основы потребительских знаний», проведение конкурсов очных, заочных, например, конкурсов творческих работ, молодежного лагеря и т.п. [13, стр. 2]

Таким образом, осмысление современного уровня развития консьюмеризма в Республике Беларусь имеет важное значение в рамках дальнейшего совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей. Кроме того, оно позволит создать успешно функционирующую систему потребительских прав и гарантий, что имеет существенное практическое значение для государства, прежде всего с социальной точки зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, консьюмеризм распространен практически во всех экономически развитых странах и имеет особо сильные позиции в Скандинавии, США, государствах Западной Европы.

Союзы потребителей от имени индивидуальных потребителей выступают в качестве истцов на судебных процессах против недобросовестных рекламодателей. Они заказывают дорогостоящие исследования качества товаров (услуг) и осуществляют их публикацию, что также подталкивает других участников рекламного процесса к увеличению объемов исследований потребителей для их наиболее полного удовлетворения. В ходе исследований важно выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима, и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Современные потребители (по результатам исследований) хотят следующего:

· спокойствия и безопасности;

· качества;

· стать вашими партнерами;

· иметь возможность вернуть товары, которые их не устраивают;

· чтобы им доставили удовольствие;

· чтобы им было легко с вами общаться.

от производителей общения. Например, в США Федерация американских потребителей, Национальный совет пожилых граждан и Национальная лига потребителей обеспечивают потребителям возможность выразить свои взгляды на злоупотребления в рекламной деятельности, т.е. организуют массовый обмен потребительской информацией;

Они очень благодарны тому, кто может позаботиться о проблемах, с которыми им самим трудно справиться.

Организации по защите прав потребителей свою деятельность концентрируют на тех вопросах, которые затрагивают и рекламу, и интересы рекламодателей.

В настоящее время ощущается заметное влияние консьюмеризма на белорусский рынок товаров, работ и услуг. Большое количество товаров, поступающих в продажу, стали подлежать обязательной сертификации, а значит, проходить контроль по критериям безопасности для жизни и здоровья потребителей. Повышается внимание производителей к экологическим аспектам товаров, работ и услуг, упрощается доступ к информации о товарах, производителях, продавцах, вводятся спецкурсы по основам потребительских знаний в учебных заведениях… В нынешнем году День потребителя — 15 марта впервые официально признан праздником в Беларуси на основании Указа Президента Республики Беларусь № 35 от 2 февраля 2000 г. о внесении дополнений и изменений в Указ Президента № 157 от 2 марта 1998 г. "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь". Это свидетельствует о том, что проблема защиты прав потребителей продолжает находиться под пристальным вниманием государства, оставаясь одной из самых актуальных и злободневных проблем современности. В настоящее время в республике проводится работа по созданию новой редакции Закона "О защите прав потребителей". В проекте Закона уже расширен спектр прав потребителей, детализируется поведение потребителя на рынке товаров, работ, услуг и предусматривается более эффективный механизм защиты прав потребителей с учетом мирового опыта. С принятием новой редакции Закона у белорусских потребителей появится возможность более полно реализовать свои основополагающие права и законные интересы. Пусть пока медленно, но Республика Беларусь идет по пути формирования цивилизованной правовой среды консьюмеризма


Наши рекомендации