Определение миссии организации
Общая концепция стратегического менеджмента
Подходы к определению сущности и роли стратегического менеджмента:
· вид управленческой деятельности, связанный с постановкой долгосрочных целей организации и поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям;
· процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии;
· область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний;
· искусство разработки и реализации стратегии;
· люди, осуществляющие стратегическое управление.
Современная концепция стратегического менеджмента исходит из того, что к числу основных этапов стратегического управления относятся пять основных этапов, реализуемых в виде последовательных итераций (рис. 1.1):
Рисунок 1.1 - Пять основных этапов стратегического менеджмента
Преимущества стратегического менеджмента:
· Ориентация на перспективу;
· Направленность на достижение стратегических результатов (управление результатами);
· Создание механизма адаптации к происходящим изменениям;
· Обеспечение основы для оценки альтернативных вариантов развития организации;
· Объединение стратегических решений, принимаемых на различных уровнях управления;
· Создание проактивной атмосферы в организации.
Три основных вопроса стратегического менеджмента:
1. Где в данный момент находится организация, чем характеризуется текущая ситуации для организации?
2. Какой стремится стать организация, какое положение на рынке и в обществе занять в будущем, каким для себя видит «идеальное состояние»:
· Бизнес (виды бизнеса), в котором организация хотела бы находиться и рыночная позиция, которую хотела бы контролировать;
· Потребности покупателей и группы потребителей, которые организация хотела бы обслуживать (целевая группа);
· Конкретные результаты, которые хотела бы достичь организация?
3. Как организация может достичь желаемого руководством состояния, что необходимо предпринять, чтобы соответствовать стратегическому идеалу?
Подходы к определению стратегии
(пять «Р» стратегии по Генри Минцбергу):
1. Стратегия – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению целей.
2. Стратегия – это принципы поведения или следование некой модели поведения.
3. Стратегия – это позиция, т.е. область внешней среды, в которой организация сосредотачивает свои ресурсы.
4. Стратегия – это ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника (конкурента).
5. Стратегия – это перспектива, концепция бизнеса, которая создается руководителем (предпринимателем).
Рисунок 1.2- Разработка реальной стратегии
Определение миссии и целей организации
Определение миссии организации
Видение– это идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего.
Миссия организации в формализованном виде отражает стратегическое видение команды высших руководителей организации. Ясно и однозначно сформулированная миссия организации позволяет сконцентрировать всю деятельность организации на ключевых направлениях деятельности и обеспечить сильные конкурентные позиции в долгосрочной перспективе. Существует узкое и широкое понимание миссии.
В узком смысле миссия рассматривается как утверждение относительно того, для чего существует организация. В этом случае миссия (или главная цель организации) – понятие, раскрывающее смысл существования организации, ее отличие от подобных организаций. Примером миссии в узком смысле может служить миссия ОАО «АВТОВАЗ» – упрочить лидирующее положение ОАО "АВТОВАЗ" на российском автомобильном рынке, предлагая россиянам качественные автомобили по доступным для них ценам.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как философия, предназначение и смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить, и то, какого типа организацией она намеривается быть. Ниже приведен пример миссии в широком понимании.