Стратегическое обоснование и его применение
Краткое описание
Анализ функциональных возможностей и ресурсов рассматривает фирму как объединение ресурсов, состоящих из материальных и нематериальных активов, а та же главных компетенций. Он объединяет в себе внутреннюю организационную проверку с внешним конкурентным анализом с целью определения того, являются ли эти активы ценными ресурсами, которые могут двигать конкурентное преимущество фирмы.
Исторический опыт
Основы анализа функциональных возможностей и ресурсов развивались с нескольких значительных достижений в истории экономических учений и современной теории стратегии. Его концептуальные открытия были впервые сделаны несколькими влиятельными экономистами (Рикардо, 1891; Шумпетером, 1934; Пенроузом, 1959), которые впервые обратились к фирме как к объединению разнородных ресурсов. Они по-разному полагали, что дифференцированные характеристики ресурсов, находящихся в собственности или под контролем фирм, частично объясняют, почему только некоторые фирмы могут заполучить экономическую ренту.
Следующим главным достижением была концепция критического фактора успеха (Daniel, 1961). Эта идея о том, что прибыльность непосредственно связана с определенными внутренними факторами, дала дальнейший стимул для разработки внутренней организационной проверки правильности выборов. Более того, она заложила основу для расширенного определения ресурса, включая концепцию о том, что потенциальные возможности, действия и процессы, применимые к ресурсам, также должны рассматриваться как важные факторы в достижении прибыльности.
Анализ функциональных возможностей и ресурсов затем продолжил свое развитие от начальных достижений в современной теории стратегии. Точнее, это была парадигма сильных сторон, слабостей, возможностей и угроз (SWOT), разработанная Кеннетом Эндрюсом в 1971 году.
Спустя время, все разнообразные компоненты анализа функциональных возможностей и ресурсов были сгруппированы в условиях единой системы классификации, известной как представление фирмы на основе ресурсов. В представление фирмы на основе ресурсов включаются стратегические анализы материальных активов, нематериальных активов, ключевых факторов успеха, потенциальных возможностей и основных компетенций.
Стратегическое обоснование и его применение
Главная предпосылка, лежащая в основе теории представления фирмы на основе ресурсов, — это признание того, что фирмы владеют или управляют рядом ресурсов, поддерживающих уникальные сильные стороны, позволяя фирме выполнять функции лучше или по более низкой стоимости, чем конкуренты.
Теория представления фирмы на основе ресурсов определяет иерархию четырех категорий ресурсов как потенциальных источников конкурентного преимущества:
1. Материальные активы. Физические факторы производства, потребляемые в предоставлении покупательской ценности. Примерами являются основные средства производства, оборудование, земля, товарно-материальные запасы и здания.
2. Нематериальные активы. Факторы производства, которые нельзя увидеть или потрогать, которые делают вклад в доставку покупательской ценности без непосредственного потребления. Примеры включают в себя названия марок, доброжелательность покупателей, патенты, корпоративную репутацию и авторское право.
3. Организационные потенциальные возможности. Процессы и действия, которые трансформируют материальные и нематериальные активы в товары и услуги.
4. Главные компетенции. Индивидуальные человеческие навыки и талант, коллективная организационная мощность и обучение, которые позволяют фирме действовать по особенно важным процессам и функциям для трансформации материальных и нематериальных активов в конкурентно особенную покупательскую ценность.
Другой способ оценить взаимосвязи между ресурсами — рассмотреть связь между экономической концепцией ренты и стратегической концепцией конкурентного преимущества. Устойчивое и качественное финансовое исполнение, признак конкурентного преимущества, возникает из четырех различных типов экономической ренты, доходов, вырабатываемых свыше альтернативной цены фирмы (Mahoney & Pandian, 1992):
1. Рикардианская рента. Доходы от владения ограниченными ценными ресурсами.
2. Монопольная рента. Доходы от законных механизмов, механизмов тайного сговора или рыночной власти (например, патенты, входные барьеры и т. п.).
3. Предпринимательская рента. Доходы от риска и инноваций.
4. Квази-рента. Доходы от специфических разнородных ресурсов фирмы.
Последняя категория ренты особенно важна для понимания теории представления фирмы на основе ресурсов. Для того чтобы фирма получила экономические ренты выше средних, она должна получить квази-ренту. Это означает, что с целью увеличения рикардианских, монопольных и предпринимательских рент для больших, чем обычные, значений прибылей, фирма должна владеть ресурсами, обладающими некоторыми уникальными характеристиками, что делает их конкурентно особенными, или контролировать их. Только тогда фирма может захватить диспропорциональную долю выработанных экономических рент свыше конкурентного уровня, что поддерживает устойчивый и особенный уровень финансовой деятельности.
Рис.1. Представление фирмы на основе ресурсов
Как показано на рисунке продукт потенциальных возможностей, применяемых к материальным и нематериальным активам фирмы, вырабатывает компетенции. Чаще компетенции представляют наивысший порядок ресурсов, которые часто также являются более ценными. Несмотря на это, не все ресурсы являются конкурентно ценными, так как они не обязательно обеспечат конкурентное преимущество посредством сохранения квази-ренты. Важнейшее отличие теории представления фирмы на основе ресурсов — это строгая проверка активов, потенциальных возможностей и компетенций для определения их конкурентной ценности.