Практическая работа по управлению маркетингом на функциональном уровне
«анализ поставщиков»
Теория вопроса
Поставщики - это хозяйствующие субъекты, обеспечивающие предприятие и его конкурентов ресурсами, необходимыми для производства определенного вида продукции (услуг).
Объектами поставки могут быть:
· материальные ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части, оборудование);
· трудовые ресурсы (руководители, специалисты и служащие, рабочие различных специальностей и квалификации);
· финансовые ресурсы (заемные, привлеченные).
Потребности хозяйствующего субъекта определяются спецификой отрасли, объемом и номенклатурой производимой продукции, состоянием рынка, стратегиями функционирования и развития. Система поставок также зависит от этих факторов и определяет выбор поставщика. При этом учитываются как первоначальные потребности, так и возможность их последующего обновления и изменения.
Экономическая ситуация, складывающаяся в стране, отрасли, регионе, накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения с поставщиками: в периоды дефицитности ресурсов предъявляются более лояльные подходы к поставщикам, которые значительно ужесточаются на этапе экономического роста. Вместе с тем, как отмечается специалистами, общие требования, предъявляемые к ним, в своей основе остаются неизменными. К ним относятся: [3, с. 108]
§ точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом;
§ соблюдать требуемые стандарты, качество и объемы поставки;
§ оперативно откликаться на любые требования фирмы- заказчика;
§ предоставлять необходимую сопроводительную документацию;
§ выдерживать согласованные цены;
§ предоставлять при необходимости дополнительные услуги;
§ производить изменения по номенклатуре продукции (сырья) только по согласованию с заказчиком;
§ находиться в территориальной, информационной и коммуникационной доступности для заказчика.
В современных условиях отечественным предприятиям-производителям, учитывая нестабильную экономическую ситуацию в стране, низкий платежеспособный спрос населения, постоянный недостаток финансовых ресурсов у предприятий-смежников, приходится выбирать тех поставщиков, которые соответствуют хотя бы некоторым требованиям, особенно важным для предприятия в данный момент времени. В связи с этим обстоятельством значительно увеличивается предпринимательский риск.
Виды закупок
Многие исследователи, изучая взаимоотношения предприятия с поставщиками материальных ресурсов, приходят к выводу о том, что процесс выбора поставщика зависит как от цели и стратегии предприятия, так и от взаимоотношений с поставщиками
В зависимости от целей и стратегии предприятия, могут быть следующие виды закупок:
¨ приобретение материалов для налаженного производства в определенных ранее размерах (повторная закупка без изменений);
¨ приобретение материалов для налаженного производства в увеличенных (уменьшенных) размерах (повторная закупка с изменением);
¨ приобретение материалов для решения новых задач (закупка осуществляется впервые).
Если в первом варианте решение принимается довольно просто, то последний вариант требует наиболее тщательного подхода. Примеры этих ситуаций представлены на рисунке 1. [2, c.226].
Повторная закупка без изменений Стандартное Обыденное Решение Электроэнергия, Вода, газ | Повторная закупка с изменениями Услуги консультантов | Закупка для решения новых задач Тщательная Проработка В ходе Переговоров Установка Машин и Механизмов |
Рисунок 1 - Три типа ситуаций совершения закупки
Повторная закупка без изменений – это ситуация, при которой предприятие обращается к уже известному поставщику, с цельюприобретения продукции в прежних размерах. Решения в этой ситуации принимаются на уровне отдела материально-технического снабжения.
Повторная закупка с изменениями – это ситуация, при которой предприятие при повторном обращении к известному поставщику вносит изменения в заказ, касающиеся технических характеристик товара, цен, объема и прочих условий.
Этот вариант может также предусматривать замену части поставщиков. Повторная закупка с изменениями расширяет число участников процесса принятия решения о покупке.
Закупка для решения новых задач осуществляется в том случае, если предприятие изменяет ассортимент производимой продукции, приобретает ранее не использовавшиеся материалы и оборудование, вносит конструктивные изменения в производственный процесс и т. д. Для принятия верных управленческих решений необходим большой объем информации, в обработке и анализе которого участвует значительное число работников предприятия. Все это увеличивает издержки и степень предпринимательского риска.
При совершении закупок для решения новых задач учитываются следующие факторы [2, c.228]:
· технические и качественные характеристики продукции;
· пределы цен;
· время и условия поставки;
· условия технического обслуживания;
· условия платежа;
· объем заказа;
· потенциальные поставщики продукции;
· выбранный поставщик.