Цели, задачи и функции маркетинга
Любая предпринимательская деятельность осуществляется с целью достижения определенного результата.
Основные цели предприятия
Цели | Подцели, показатели в динамике |
Завоевание рынка | Доля рынка, объемы продаж, формирование спроса на товары, охват новых рынков |
Рентабельность | Долговременная прибыль, рентабельность |
Финансовая устойчивость | Кредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала |
Социальные цели | Удовлетворение потребностей, рабочие места, уровень дохода, социальная защита, удовлетворенность работой, повышение качества жизни, защита здоровья потребителей и окружающей среды |
Престиж и позиция на рынке | Имидж, общественное признание, независимость, конкурентоспособность |
Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями фирмы и способствуют их достижению.
Маркетинговые цели имеют определенную иерархию и структуру.
Иерархия целей маркетинга:
1-я группа – обеспечивает достижение основных целей предприятия;
2-я группа – ориентирована на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя (мотивация, формирование потребностей, побуждение к покупке, формирование отношения).
Структура целей маркетинга:
· Общая цель - обеспечение основных целей предприятия путем проведения эффективной маркетинговой политики.
· Цели для отдельных товаров и рынков.
· Цели для каждого из элементов комплекса маркетинга для соответствующего товара и рынка.
В результате достижения целей маркетинга предприятие должно получить баланс спрса и предложения за такой период (или с такой скоростью), который соответствует темпам появления идей по разработке товара и их реализации.
Выделяют три взаимосвязанные группы задач маркетинга:
1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, и связанные с регулированием спроса;
2) задачи, относящиеся к сфере предприятия (внутренние ресурсы);
3) задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным структурам.
Задачи маркетинга 1-й группы
Конъюнктура спроса | Задачи маркетинга | Вид маркетинга |
С = П | Поддерживать удовлетворение потребности | Поддерживающий |
Падающий спрос | Создать потребность | Ремаркетинг |
Скрытый спрос | Развить потребность | Развивающийся |
Отсутствие спроса, приостанавливающийся спрос, | Стимулировать потребность, изменить безразличное отношение к продукту | Стимулирующий |
Колеблющийся спрос | Синхронизировать спрос | Синхромаркетинг |
Чрезмерный спрос | Снизить спрос | Демаркетинг |
Отрицательный спрос | Изменение отрицательного отношения потребителей к Т/У | Конверсионный |
Иррациональный спрос | Убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов | Противодействующий |
Задачи маркетинга 2-й группы
Это задачи, ориентированные на разработку и реализацию концепции маркетинга:
· комплексное изучение рынка; создание системы маркетинговой информации;
· выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
· планирование товарного ассортимента и цен;
· планирование мероприятий по продвижению товара;
· планирование и осуществление сбыта, сервисного обслуживания;
· разработка мер по совершенствованию управления и организации производства;
· интеграция маркетинга в организационную структуру предприятия;
· контроль за выполнением мероприятий маркетинга.
Задачи маркетинга 3-й группы
Связаны с обеспечением социальной ответственности маркетинга перед потребителем, обществом и окружающей средой:
· недопущение искусственных методов создания нужды в товарах, только с целью получения прибыли;
· удовлетворение разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества;
· поиск возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности потребителей;
· отказ от производства и продажи товаров, противоречащих интересам потребителей вообще и обществу в целом;
· использование экологически «чистых» технологий
· внедрение программ социально – экономического развития, которые не только служат интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но полезны и для социального развития региона, в котором данное предприятие функционирует.
Основные принципы маркетинга-целевая направленность и комплексность.
Функции маркетинга.Процесс маркетинга – это совокупность действий по достижению поставленных маркетинговых целей и задач. Определим совокупность этих действий или другими словами определим функции маркетинга.
Функция (от лат. “functio” - исполнение, осуществление) – означает деятельность, обязанность, работа.
Системный подход позволяет выделить 4 блока основных функций маркетинга и ряда подфункций в каждом из них.
Аналитическая функция:
· комплексное исследование рынка: факторы внешней среды, размеры рынка, конъюнктура, долгосрочные прогнозы, ранжирование рынков;
· изучение потребителей и структуры их потребностей;
· изучение фирменной структуры рынка;
· изучение товарной структуры рынка;
· анализ внутренней среды предприятия;
Производственная функция:
· разработка предложений по организации производства новых товаров;
· разработка предложений по внедрению новых технологий;
· оптимизация системы материально-технического снабжения;
· управление качеством и конкурентоспособностью продукции;
· инновации (нововведения) в сфере организации производства Т/У (например, разделение процесса производства в пространстве и во времени, объединение процесса производства с процессом сбыта и др.)
Сбытовая функция:
· разработка товарной политики
· разработке ценовой политики
· формирование каналов сбыта товаров и сбытовых сетей;
· организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС)
Функция управления и контроля:
· разработка концепции маркетинга;
· оперативное и стратегическое планирование (разработка планов маркетинга для каждого товара на каждом рынке);
· координация работ по исполнению планов;
· организация системы коммуникаций на предприятии;
· организация маркетинговой информационной системы на предприятии;
· контроллинг маркетинговых мероприятий.