IV) По степени эластичности спроса
1) Комплементарные(взаимодополняющие)
2) Товары-субституты(взаимозаменяемые)
Конкурентоспособность и ее показатели
Конкурентоспособность товара –это характеристика товара, его способность быть более предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами конкурентами. Эта предпочтительность определяется следующими показателями:
1) Технические показатели(безопастность, прочность)
2) Технико-экономические параметры(материалоемкость, удобство монтажа)
3) Организационно-коммерческие параметры(цена, условия поставки и оплаты, сервисное обслуживание)
Сложившийся уровень репутации поставщика
К числу основных параметров характеризующих конкурентоспособность относят расходы на покупку(цена товара)и расходы связанные с эксплуатацией(цена потребления).Цена потребления многих товаров значительно выше продажной цены поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар который предлагают по минимальной цене, а тот у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.
Товарная номенклатура и ассортимент товаров
Товарная номенклатура –это совокупность всех производимых товаров и оказываемых услуг предлагаемых предприятием для продажи.
Ассортимент товаров –это группа товаров имеющих родовое сходство или предназначенных для продажи на схожих рынках.
В качестве признаков определяющих родовое сходство могут выступать: общность сырья и материалов, применяемые технологии, схожесть функционирования, общность сегмента потребителей, единство торговой сети и т.д.
Более детальная градация товарного ассортимента производится путем выделения ассортиментных групп и ассортиментных позиций.Например: ассортиментная группа обувной фабрики может быть представлена женской, мужской и детской обувью. Ассортиментные позиции можно определить в ассортиментной группе мужская обувь – обувь демисезонная, зимняя, летняя.
Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:
1) Широта –обеспечивает развитие ассортимента за счет изготовления товаров новых ассортиментных групп
2) Глубина – количество позиций внутри каждой ассортиментной группы
3) Насыщенность – количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах
4) Гармоничность – приближенность структуры предлагаемого ассортимента к существующему спросу на рынке.
Создание нового товара и жизненный цикл товара
Создание нового товара
Существует три основных подхода к определению «новый товар»:
I) Исходит из временного критерия –к новым относят любое, вновь выпускаемое изделие. Критерием новизны является не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.
II) Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия используют принцип порождения и удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности.
III) Базируется не на единственном критерии а на их совокупности. Выделяют 4 уровня новизны товара:
Изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств
Частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления
Принципиальное изменение потребительских свойств вносящие существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности.
Создание товаров не имеющих аналогов
Процесс создания товара состоит из этапов:
Поиск идеи нового товара. Источниками идей могут быть: опросы, исследования рынков, специалисты сферы НИОКР, работники отдела технического обслуживания, руководства компании, товары конкурентов, выставки, экспозиции и т.д.
2) Предварительная оценка идеи. На данном этапе решаются вопросы необходимых ресурсов, нормы прибыли, дается приблизительная оценка объема спроса после чего выбираются наиболее результативные идеи.
Исследование потребительских свойств товара и анализ рынка. Изучаются физические свойства нового товара, организуется производство небольших его партий в лабораторных условиях, начинается работа над патентами, оцениваются издержки производства.
Изучение особенностей процесса производства. Определяются методы производства нового товара, оформляется документация для подачи заявки на патент, исследуются проблемы управления качеством нового товара, разрабатывается название товара и его упаковка
Организация опытного производства. Заключается в проверке приемлемости и пригодности предлагаемой технологии изготовления товара для чего развертывают небольшое опытное производство.
6) Серийное производство и осуществление комплексной программы сбыта. На данном этапе заканчивают процессы создания упаковки товара, тары, разрабатывается реклама, готовится товаросопроводительная документация, оформляется техническая литература и т.д.
Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара – этовремя начиная от разработки товара до снятия его с производства и прекращения продаж.
Этапы жизненного цикла товара:
1) Этап разработки – НИОКР, маркетинговые исследования
2) Этап внедрения – период медленного увеличения объема продаж
3) Этап роста – период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли
4) Этап зрелости –период замедления темпов роста объема продаж, прибыль стабилизируется или начинает снижаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия в целях отражения атак конкурентов
5) Этап спада – период снижения объема продаж и уменьшения прибыли