Простая методика анализа конкурентов (1 раз в год)

На ежегодной основе рекомендуется проводить более простой мониторинг основной деятельности конкурентов. Основные блоки такого анализа:

·Характеристика внутриотраслевой конкуренции и ее прогноз

·Составление конкурентной карты рынка

·Выбор ключевых, косвенных и прямых конкурентов

·Сравнительный анализ отдельного продукта и полного ассортимента компании с прямыми и косвенными конкурентами

·Сравнительный анализ условий ценообразования и ценовых стратегий

·Сравнительный анализ дистрибуции и распределения продукта

·Сравнительный анализ позиционирования и сформировавшегося имиджа бренда

·Сравнительный анализ методов и используемых каналов продвижения, в том числе и бюджетов

·Сравнительный анализ целевой аудитории, осведомленности и приверженности к продукту

·Сравнительный анализ используемых технологий, качества персонала и прочих ресурсов

·Составление укрупненного сравнительного SWOT анализа конкурентов

·Анализ конкурентных преимуществ предприятия (Конкурентный анализ рынка «с нуля» - http://powerbranding.ru/competition/analiz-konkurentov/)

Благотворительные магазины — это достаточное новое, но быстро набирающее обороты явление в нашей стране. В Америке таких магазинов тысячи, они обычно расположены рядом с домом. Самый же первый благотворительный магазин в России появился в Санкт-Петербурге, это магазин «Спасибо», который открыла в 2010 году Юлия Титова после поездки в Лондон, где первые charity shops появились еще в конце 1940-х. Это сеть магазинов «Спасибо» (на сегодняшний день 4 магазина). В настоящее время подобные магазины есть в Москве, Казани, Волгограде и др. городах России. Например это, "Лавка радостей" в Москве, "БлагоБутик" в Москве, "Стиль жизни" в Москве, «БлагоДарю» в Волгограде, "Надежда" в Королеве, Charity Shop в Москве, "Легко-Легко"в Санкт-Петербурге, "Счастье" в Казани, «ОбниМир» в Обнинске, «Доброшоп» в Улан-Удэ и его тезка в Перми, магазин «Спасибо» в Хабаровске, «Так Просто» в Череповце, «Мастер Добрых Дел» в Магнитогорске.

Ключевым (прямым) конкурентом для магазина «Благодарю» можно считать благотворительный магазин «Булавка».

Секонд хенды и комиссионные магазины, хоть и работают по другим принципам, тоже относятся к прямым конкурентам, т. к. прямые конкуренты — это компании и ИП, предлагающие точно такие же или схожие с нашими товары или услуги. Эти компании создают нам самую серьезную и опасную конкуренцию. Клиенты легко могут уйти от нас, если наши соперники предложат более выгодные условия сотрудничества, более низкие цены или интересные скидки, бонусы, подарки.

Потенциальнымиконкурентами являются магазины новой одежды с низкими ценами. т. к. потенциальным конкурентом может стать та компания, которая сможет предложить более эффективное решение проблемы для наших клиентов.

Вещи в благотворительный м-н «Благодарю» приносят граждане и отдают их в дар, а не оставляют по договору о комиссии, также вещи не завозятся из-за границы. Кстати м-н «Булавка» тоже, как и «Благодарю», планирует создание благотворительного фонда в ближайшее время. Эти магазины очень похожи. Только «Булавка» открылся совсем недавно — в ноябре 2015 года, а «Благодарю» работает уже с 2013 года. Плюсом м-на «Булавка» является то, что у них есть слоган - «Помогать легко», а у м-на «Благодарю» до сих пор его нет.

Анализ благотворительного магазина «Булавка» по Портеру:

1 этап Оценка потенциальных возможностей: подробное изучение преимуществ и слабых сторон конкурентов – Конкурент владеет магазином сувениров, определённой недвижимостью и денежными сбережениями.
2 этап Определение будущих целей: Что движет конкурентом? Ключевая мотивация? - Получение прибыли и благотворительность. Ключевая мотивация - прибыль.
3 этап Определение текущей стратегии: Что делает конкурент на рынке в настоящий момент и что он способен делать для увеличения прибыли? - Постепенно повышать цены.
4 этап Что думает конкурент: предположения конкурента о своем положении на рынке и об отрасли в целом – Благотворительные магазины сейчас набирают популярность. Своё положение оценивает как благоприятное.
5 этап Прогноз действий конкурента – Конкурент будет проводить рекламные кампании и акции- организовывать детские праздники для многодетных семей, расклеивать рекламные объявления, публиковаться в прессе, раскручиваться в интернете, искать партнёров. В дальнейшем возможно — открытие новых магазинов.

После проведённого анализа, можно сделать следующие выводы:

М-ну «Благодарю» нужно доработать фирменный стиль и придумать слоган, который будет постоянно упоминаться при постах в контакте, инстаграме и в других рекламных сообщения, иначе мы будем проигрывать нашему конкуренту, м-ну «Булавка».

М-н «Благодарю» взял лучшее от секонд-хендов — смс-рассылка постоянным клиентам, система скидок на товар (праздничные, на долгонепродающиеся вещи), и даже усовершенствовал систему скидок — 2 раза в месяц 50%-скидки на товар. При этом м-н «Благодарю» выгодно отличается от секонд-хендов и комиссионок по уровню цен — цены в «Благодарю» ниже в 2-5 раз.

М-н «Благодарю» также превосходит секонд-хенды по уровню сервиса — продавцы в «Благодарю» — молодые приятные вежливые девушки. Чего не скажешь про секонд-хенды.

И по оформлению м-н «Благодарю» тоже превосходит и секонды и комиссионки. Над оформлением м-на «Благодарю» работали молодые дизайнеры. Также в м-не есть ретро-уголок, где собраны раритетные вещи, чаще советского периода.

Сравнив м-н «Благодарю» с другими благотворительными м-ми России, мы можем позаимствовать у них некоторые идеи, которые помогут нам привлечь ещё больше молодёжи в м-н. Например, можно ввести дополнительные товары в продажу. Такие как, б/у вещи известных людей г. Ижевска, (в основном ижевских музыкантов), различные сувениры(чехлы для телефенов, магнитики, брелки, бижутерию, свечи, значки), всё это новое, эксклюзивного дизайна, сделанное в ручную. Также можно ввести в продажу различные промо-сувениры с изображением известных музыкантов, героев кино и др. актуальные для молодёжи товары.

Если мы хотим привлечь молодых и требовательных клиентов, то нам необходимо разрабатывать уникальную концепцию оформления магазина, также важно наличие основной идеи для магазина. Сегодня мало просто предлагать качественный товар по хорошей цене. Покупателя интересует эмоция покупки, которую создает атмосфера магазина и игровой элемент. Чтобы привлечь подростков и студентов, нужно будет ещё подумать над тем, как улучшить оформление магазина. Например, мы будем вводить новый товар и, соответственно, нужно будет хорошо продумать как его привлекательно выложить на прилавках, с учётом знаний мерчандайзинга.

СВОТ-анализ!!!

Анализ внешней и внутренней среды и SWOT анализ

Анализ внешней среды направлен на изучение состояния и тенденций развития:

·среды, включающей потребителей и покупателей,

·конкурентной среды,

·демографической среды,

·культурной среды,

·экономической среды,

·экологической среды,

·технологической среды,

·политической и юридической среды,

·географической среды.

Анализ внутренней среды фокусируется на таких моментах, как

·финансовые ресурсы,

·«ноу хау»,

·производственная мощность и технологии.

Методом SWOT-анализа исследуется связь между возможностями, предлагаемыми рынком, и средствами, находящимися в распоряжении компании — возможности, предоставляемые рынком в связи с изменениями во внешней среде.
Эти возможности могут быть описаны в следующих терминах: размер рынка, перспективы роста рынка, масштабы ожидаемой конкуренции. Конкретные возможности могут быть представлены и в терминах стратегий роста Ансоффа:

·угрозы, изменения, оказывающие негативное влияние на имеющиеся возможности;

·средства для использования этих возможностей, находящиеся в распоряжении компании.

Эти средства определяются существующими знаниями и имеющимся опытом компании, а также ее финансовыми возможностями. На основе анализа внутренней среды деятельности компании устанавливаются её сильные и слабые стороны. Оценка потенциала компании производится по отношению к прошлому и/или конкурентам. В сочетании с возможностями рынка это позволяет оценить: имеются ли у компании конкурентные преимущества, и обладает ли она отличительной компетенцией.
Сопоставление позволяет установить соотношение сильных и слабых сторон компании, с одной стороны, и возможностей и угроз развития внешней среды, с другой стороны.
Понятно, что чем более привлекательны предоставляемые рынком возможности (размер рынка, конкуренция) и чем больше у компании возможностей контроля за необходимыми ей средствами, тем больше у компании шансов. Если средства для использования возможностей у компании лучше, чем у ее конкурентов, то мы говорим о дифференцированном преимуществе.

Сильные стороны фирмы:

1. М-н «Благодарю» - 1-й благотворительный м-н в г. Ижевске. «Благодарю» часто проводит благотворительные сборы подгузников и др. для детишек-отказников из 4-й городской больницы, вещей для дома престарелых Дебёсского района, проводит праздники в русском народном стиле для больных детишек, на спонсорские деньги дарит больным детям игрушки, новогодние подарки, дарит подарки детским реабилитационным центрам УР и др.

2. Сам магазин очень интересно оформлен. Для его оформления специально привлекали ижевских художников и дизайнеров. Входя в магазин создаётся впечатление, что попадаешь в сказку. В магазине создана уютная домашняя атмосфера, к тому же винтажные вещи привносят с собой неповторимый колорит в интерьер магазина. Также оригинально оформлена и входная группа. В зале всегда звучит приятная музыка.

3. Продавцы-консультанты вежливые и добрые девушки, к тому же они пропагандируют экологичный образ жизни - раздельный сбор мусора и др. (Ежемесячная акция «Разделяйка»).

4. Так же раз в месяц магазин даёт возможность всем желающим попробовать себя в роли фотомодели или фотографа.

5. 2 раза в месяц магазин делает скидку в 50% на всю одежду в течение одного дня.

6. По предварительной договорённости через контакт, можно попросить отложить понравившуюся вещь.

7. У магазина есть своя действующая группа в контакте и постоянно обновляемая страничка в инстаграмме.

9. Удобный режим работы - пн-сб 09.00 - 19.00, вс 09.00 — 18.00

10. Возможность найти уникальные, эксклюзивные вещи и просто хорошую одежду на каждый день по низкой цене.

11. Наличие постоянных клиентов в достаточном количестве (600 человек). СМС-рассылка клиентам с оповещением о скидках.

Слабые стороны фирмы:

1. Иногда не бывает нужного размера (особенно больших размеров).

2. Иногда бывает не из чего выбрать, т. к. всё интересное уже разобрали.

3. Товары в большинстве своём 1-й категории.

4. Не очень удобное расположение — не в центре города, а на окраине.

5. Мало новых вещей и сувениров.

6. Не до конца разработан фирменный стиль. Нет слогана.

После обработки и анализа данных ситуационного, конкурентного и мотивационного анализов необходимо перейти к SWOT-анализу (имея в виду данные и результаты анализа и ситуационного, и конкурентного, и мотивационного – в их совокупности).

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Для этого необходимо сравнить внутренние силы и слабости фирмы с возможностями, которые дает им рынок. (Для сопоставления сильных слабых сторон компании с угрозами и возможностями применяют матрицу СВОТ-анализа)

Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и не подвластны влиянию организации.

Сопоставление сильных и слабых сторон фирмы с рыночными возможностями и угрозами позволяет автору дипломного проекта ответить на следующие вопросы:

«- Как я могу воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны?

- Какие слабые стороны могут мне в этом помешать?

- За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

- Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами, мне нужно больше всего опасаться?»

Таким образом, после заполнения матрицы и анализа становятся понятными (и это необходимо сформулировать): 1)основные направления развития фирмы и 2) основные проблемы фирмы, подлежащие скорейшему решению.

Наши рекомендации