Основные характеристики факторов макросреды
Факторы | Характеристика |
Демографические | Численность и темпы роста населения. Территориальное размещение. Плотность населения. Миграционные потоки и тенденции. Возрастная структура. Состав семьи. Динамика рождаемости и смертности. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения |
Экономические | Покупательная способность населения. Общехозяйственная конъюнктура. Структура потребления граждан. Эластичность потребления. Уровень инфляции. Состояние финансовой системы. Уровень безработицы. Характер распределения доходов. Система налогообложения |
Природные | Наличие и перспективы использования источников сырья и энергетических ресурсов. Состояние окружающей среды и уровень ее загрязнения. Направления и степень влияния государства на процессы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов |
Социально-культурные | Традиции и культурные ценности потребителей. Нравственная атмосфера в обществе. Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов |
Политико-правовые | Общая политическая ситуация в стране. Правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Влияние общественности на решения, принимаемые государственными органами |
Научно-технические | Темпы технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях. Направления и динамика ассигнований на НИОКР. Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов. Ужесточение государственного контроля над качеством и безопасностью технологических процессов и продукции |
Маркетинговая информация представляет собой факты, сведения, слухи, оценки, цифры и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Информация, используемая в системе управления маркетингом организации должна обладать следующими качествами:
1. Актуальность, основанная на точном воспроизведении объективного состояния и развития ситуации.
2. Достоверность, обеспечиваемая соблюдением научных методов сбора и обработки данных, исключающих их фальсификацию и тенденциозность.
3. Релевантность (относящийся к делу), достигаемая получением сведений в точном соответствии со сформулированными требованиями, что позволяет избежать работы с ненужными данными.
4. Полнота отображения, необходимая для объективного учета всех факторов, раскрывающих сущность явления, его иерархическую структуру и взаимосвязи.
5. Целенаправленность, характеризуемая соответствием сведений целям и задачам маркетинговой деятельности.
6. Согласованность и информационное единство, требующие разработки такой системы показателей, при которой исключалась бы возможность получения противоречивых выводов.
Маркетинговая информационная система (МИС)– совокупность методов, приемов, организационных мер, средств и ресурсов, с помощью которых непрерывно осуществляется сбор, классификация, анализ, накопление и распространение информации с целью ее использования при принятии эффективных маркетинговых решений.
Основная задача МИС состоит в постоянном накоплении данных, необходимых для уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений.
Маркетинговая информационная система предназначена для:
- сбора и анализа маркетинговой информации;
- определения рыночных возможностей организации;
- раннего обнаружения возможных трудностей и проблем;
- выявления благоприятных маркетинговых возможностей;
- рационального использования значительных массивов информации о товарах, каналах сбыта, потребителях, конкурентах и т.д.
- координации прогнозов, планов и маркетинговых программ;
- обработки и представления информации способом, обеспечивающим ее использование менеджерами, принимающими маркетинговые решения;
- оценки выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.
Маркетинговая информационная система включает несколько подсистем: внутренней информации, внешней информации, обработки маркетинговой информации, маркетинговых исследований.
Подсистема маркетинговых исследований представляет собой процесс планирования, сбора, анализа и представления данных, необходимых для разрешения стоящей перед предприятием маркетинговой ситуации.
Подсистема внутренней информации основывается на системе учета движения потоков материальных и финансовых средств, управленческой отчетности предприятия и дает возможность аккумуляции и поиска необходимых сведений внутри самого предприятия.
Источниками внутренней информации являются: статистическая и бухгалтерская отчетность; внутренняя статистика; материалы ранее проведенных исследований; данные договоров; акты ревизий и проверок; поступающие сведения; различного рода справки, отчеты; оперативная и текущая производственная и научно-техническая информация; жалобы и рекламации потребителей; деловая переписка и т.д.
Подсистема внешней информации (текущей)ориентирована на источники и методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде.
Источниками внешней информации являются: справочники, телевидение, радио, законодательные и нормативные акты., выставки, совещания, коммерческие базы и банки данных, рекламная деятельность массового характера, книги, каналы личной коммуникации Интернет, и т.д.
Подсистема обработки маркетинговой информациипредставляет собой аналитическую маркетинговую систему, включающую в себя совокупность элементов (моделей, аналитических методов, экспертных систем, вычислительной техники, программного обеспечения), которые используются предприятием для сбора и преобразования внутренней и внешней информации.
Критерии маркетинговой информационной системы:
- быстрота регистрации входящей информации – время, прошедшее с момента наступления события до его отражения в маркетинговой информационной системе,
- уровень обобщения информации – степень детализации собранной информации,
- механизм передачи информации связь между информационной системой и потребителями накопленных данных, т.е. лицами, принимающими маркетинговые решения.
Маркетинговые исследования – целенаправленный сбор, анализ и интерпретация информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, относящихся к конкретной рыночной ситуации.
Как правило, потребность в его проведении возникает в следующих случаях:
- имеющийся объем информации недостаточен для принятия эффективных маркетинговых решений;
- на предприятии существуют разногласия относительно стратегии маркетинга и механизмов достижения целей;
- ухудшается рыночная ситуация (потеря доли рынка, снижение объема продаж ит.д.)
- формируются новые стратегические и технические планы;
- менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагаются значительные инвестиции в проведение маркетинговых мероприятий.
Проведение любого маркетингового исследования включает в себя ряд этапов.