Место дисциплины в общей системе подготовки специалиста
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Маркетинг
Специальность
030501 «Юриспруденция»
Форма обучения
Очная
Вологда
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 030501 Юриспруденция.
Автор (ы) к.э.н., профессор Фурсик С.Н.
Рецензент (ы) к.э.н., доцент Гузакова О.Л.
Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета
протокол № ________.от ___ ________ 201___ года.
Изменения рабочей программы дисциплины ________________________________, утвержденные методической комиссией факультета
№ | № протокола и дата заседания методической комиссии факультета | Содержание изменения | Подпись председателя методической комиссии |
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины "Маркетинг" являются: формирование четкого представления о сущности маркетингового подхода в управлении деятельностью организации и маркетингового механизма воздействия на конкурентные позиции фирмы на рынке, как комплексной концепции управления, направленной на изучение рынка, рыночной среды и запросов потребителей с целью наиболее полного их удовлетворения.
Место дисциплины в общей системе подготовки специалиста
Для освоения дисциплины "Маркетинг" обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин "Обществознание", "Экономическая теория" на предыдущем уровне образования.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) "Маркетинг".
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Разработка процедур и методов контроля (ПК-3);
Знать современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
Знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
Уметь:
Использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
Понимать роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
Участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
Планировать операционную (производственную) деятельность организации (ПК-19);
Использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
Владеть:
Владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
Умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
Демонстрировать способность и готовность:
Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
Стремление к личностному и профессиональному развитию (ОК-10);
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
Способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
Способность к экономическому образу мышления (ПК-26);
Способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
Понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
Способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
4. Структура и содержание дисциплины "Маркетинг".
Общая трудоемкость дисциплины 60 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | семинары | Сам.раб. | ||||||
Сущность, содержание и цели маркетинга. | ||||||||
Функции маркетинга. Основные маркетинговые стратегии. | ||||||||
Системы маркетинговой информации. Направления и основные этапы маркетинговых исследований. | ||||||||
Маркетинговая среда, в которой функционирует фирма. | ||||||||
Сегментирование рынка. Выбор целевых сегментов. Позиционирование товара. | ||||||||
Разработка нового товара. Жизненный цикл товара. | ||||||||
Ценообразование на товары, продвижение товаров. | ||||||||
Методы распространения товара. Каналы товародвижения | ||||||||
Реклама, стимулирование сбыта. | ||||||||
Итого: | экзамен |
Содержание дисциплины:
Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинга
Определение маркетинга и его роль в экономике. Содержание понятий сферы маркетинга: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок. Состояние спроса на виды маркетинга, соответствующие этом состояниям. Концепция управления управленческой деятельностью фирмы. Цели маркетинга, составляющие процесса управления маркетингом: системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации, маркетинговая среда, потребительские рынки, рынки предприятия, сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке, разработка товаров, ценообразование на товары, распространение товаров и услуг, их продвижение на рынке услуг, стратегическое планирование, планирование маркетинга и контроль, применение маркетинга российскими предприятиями. Применение маркетинга при продвижении на рынке юридических услуг.
Тема 2. Функции маркетинга. Основные маркетинговые стратегии
Конкретные функции маркетинга. Аналитическая функция маркетинга. Комплексное исследование рынка, рыночной среды и мотиваций потребителя. Оценка собственных возможностей фирмы (предприятия). Научно-техническая и производственно-сбытовая функции маркетинга. Обновление продукции и разработка нового товара, разработка цен, определение каналов и методов сбыта и т.д. Коммуникационная функция маркетинга. Реклама и стимулирование сбыта. Общие функции маркетинга. Плановая функция маркетинга. Маркетинговая программа. Организационная функция маркетинга. Организация маркетинговой деятельности на фирме и определение вида построения маркетинговых служб. Управление маркетинговой деятельностью. Контрольная функция маркетинга. Текущий и стратегический контроль, ревизия маркетинговой работы.
Тема 3. Системы маркетинговой информации. Направления и основные этапы маркетинговых исследований.
Определение понятия «системы маркетинговой информации». Значение информации для фирмы. Составляющие системы маркетинговой информации. Содержание системы внутренней информации. Состояние системы сбора внешней текущей маркетинговой информации. Источники внешней текущей информации. Содержание системы маркетинговых исследований. Основные системы анализа маркетинговой информации: статистический банк, банк моделей. Этапы маркетинговых исследований. Методы сбора информации для продвижения юридических услуг.
Тема 4. Маркетинговая среда, в которой функционирует фирма.
Понятие «Маркетинговая среда фирмы». Составные части маркетинговой среды: макросреда и микросреда. Основные факторы микросред функционирования фирмы: службы внутри фирмы, поставщики ресурсов, посредники (торговые, по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения), клиентура (потребительский рынок и рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и международный рынок), конкуренты, финансовые круги, средства информации, организации потребителей, защитники окружающей среды и т.д. Основные факторы макросреды функционирования фирмы. Характеристика фактора макросреда с точки зрения правовых норм. Закон о защите прав потребителя. Экологическое право.
Тема 5. Сегментирование рынка. Выбор целевых сегментов. Позиционирование товара.
Причины необходимости сегментирования рынка. Историческое развитие взглядов продавцов на сегментирование рынка: массовый маркетинг, товарно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг. Понятие «сегментирования рынка». Основные факторы, которыми пользуются для сегментирования потребительского рынка. Сегментирование по географическому принципу. Сегментирование по демографическому принципу. Сегментирование по психографическому принципу. Сегментирование по поведенческому принципу. Выбор целевых сегментов рынка. Три маркетинговые стратегии охвата рынка. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке. Пути позиционирования товара. Условия применения того или иного пути позиционирования товара. Выбор сегмента для продвижения юридических услуг.
Тема 6. Разработка нового товара. Жизненный цикл товара.
Разработка «нового товара». Основные этапы разработки нового товара. Формирование идей. Источники идей создания новинок. Отбор идей, его цели. Разработка замысла и его проверка. Разработка предварительной стратегии маркетинга. Анализ возможностей производства и сбыта. Превращение замысла в реальный товар. Испытания в рыночных условиях. Развертывания коммерческого производства. Жизненный цикл товара, его этапы. Оценка концепции жизненного цикла товара с точки зрения маркетинга.
Тема 7. Ценообразование на товары, распространение товаров, продвижение товаров.
Типы рынков, от которых зависят возможности и проблемы ценовой политики продавцов. Этапы установления цены на товары. Виды ценовых стратегий. Изменение цен фирмой. Реакция покупателей на изменение цен. Реакция конкурентов. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами. Каналы распространения товаров. Каналы распространения юридических услуг. Функция начала распределения. Структурная схема традиционного канала распределения и вертикальной маркетинговой системы распределения (ВМС). Корпоративные и управляемые ВМС. Договорные ВМС. Горизонтальные и многоканальные маркетинговые системы распределения. Товародвижение, его природа и цели. Розничная торговля. Типы розничных торговых предприятий. Оптовая торговля, ее виды. Основные функции продвижения товаров и услуг. Средства продвижения и цели. Структура продвижения и факторы, ее определяющие. Реклама, основные этапы разработки рекламной программы, стимулирование сбыта. Личная продажа. Основные этапы процесса эффективной продажи. Факторы, определяющие продвижение юридических услуг. Учет закона о рекламе в маркетинговой деятельности.
Тема 8. Методы распространения товара. Каналы товародвижения
Каналы распределения и товародвижения. Природа каналов распределения. Решения о структуре канала распределения и об управлении каналами. Решение по проблемам товародвижения. Розничная и оптовая торговля. Стратегии коммуникации и стимулирования. Элементы комплекса стимулирования.
Тема 9. Реклама, стимулирование сбыта.
Реклама, ее роль в комплексе маркетинга, виды рекламы. Исторические вехи рекламы. Решение о рекламном обращении и разработке рекламного бюджета. Разработка программы стимулирования сбыта. Оценки результатов программы стимулирования сбыта. Сбытовая политика.
4.3 Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема. | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы | |
1.Маркетинг и корпоративная стратегия | - вопросы для самостоятельного изучения, | Контрольные вопросы | |||
2. Маркетинговые информационные системы | Реферат | ||||
3. Обзор рынка маркетинговой информации | Контрольные вопросы | ||||
4. Обработка и анализ результатов маркетинговых исследований | Контрольные вопросы | ||||
5. Модели поведения конечных потребителей | Контрольные вопросы | ||||
6. Модели поведения покупателя при промышленном маркетинге | Контрольные вопросы | ||||
7. Основные положения стратегии выбора и реализации товара | Контрольные вопросы | ||||
8. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы | Контрольные вопросы | ||||
9. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок | Реферат | ||||
10. Управление каналами товародвижения | Контрольные вопросы | ||||
11. Маркетинг глобализации деятельности фирмы | Реферат | ||||
12. Маркетинговые исследования в международном маркетинге | Контрольные вопросы | ||||
13. Состав и основные положения теории и практики рекламной деятельности | Реферат | ||||
14. Рекламирование в промышленном маркетинге | Контрольные вопросы | ||||
15. Прямой и интерактивный маркетинг | Реферат | ||||
Итого | |||||