Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

Прикладная педагогическая психология

(название дисциплины)

Учебная программа для специальностей:

___1-_230104___ ___________”Психология”__________________

(код специальности) (наименование специальности)

________________ ______

(код специализации) (наименование специализации)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебной дисциплины

Курс «Прикладной педагогической психологии» предназначен для первой ступени высшего образования по специальности «Психология». Его программа составлена на основе утвержденного Министерством образования Республики Беларусь типового учебного плана по данной специальности. Педагогическая психология как наука в наши дни отличается значительным разнообразием теоретических направлений, методологических подходов к образовательному процессу в учреждениях образования, а также большим количеством видов и направлений психологической помощи учебным заведениям. В последние десятилетия она сталкивается с большим количеством проблем, вызванных в первую очередь оторванностью от реальных запросов образовательного процесса современного учебного заведения и от социокультурного контекста. Многие психолого-педагогогические концепции носят чрезмерно абстрактный и академичный характер, а в сфере оказания психологических услуг в последнее время с психологами конкурируют представители других профессий - социальные работники, педагоги, врачи-психотерапевты и психиатры. Все это повышает требования к уровню профессиональной подготовки специалиста-психолога, который должен уметь ориентироваться в разнообразных теоретических направлениях психологии образовательного процесса, осознанно и эффективно планировать психологическое исследование и собственную практическую деятельность, использовать достижения других наук, изучающих проблемы образовательного процесса.

Цель:

Основная цель данного курса заключается в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся у студентов базовые знания по педпсихологии, ознакомить их с современным состоянием и перспективами развития психолого-педагогической науки и практики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику современному социокультурному контексту развития педпсихологии.

2. Критически проанализировать основные теоретические направления современной психолого-педагогической науки.

3. Выработать у студентов навыки самостоятельного и осознанного определения методологии и методов научного исследования по педпсихологии.

4. Ознакомить студентов с наиболее перспективными направлениями применения психолого-педагогического знания.

5. Раскрыть сущность основных этических и правовых проблем в профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.

Задачи учебной дисциплины:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

«Прикладная педагогическая психология» занимает особое место в системе подготовке практических психологов. Данная дисциплина призвана дать современное представление: о методологии и методике современного исследования по педагогической психологии; о связи теории и практики; о философии и психологии современного модернизма и т.д. Без изучения «Прикладной педагогической психологии» образование будущего психолога учебного заведения нельзя считать полноценным. Зна­ние данной проблемы важно как для психологов, так и практических психологов общеобразователь­ных и дошкольных учреждений, так и для психологов, работающих в специальном образовании.

1.3. Связи с другими дисциплинами учебного плана

Учебная дисциплина «Прикладная педагогическая психология» находится на стыке многих дисциплин, и имеет тесные взаимосвязи с такими дисциплинами как «Педагогическая психология», «Специальная психология», «Психология развития», «Психодиагностика» и многие другие науки, имеет свой предмет исследования и дает возможность в рамках психолого-педагогической диагностики увидеть весь спектр проблем современного школьника.

Наши рекомендации