Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования - это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности. Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии, а так же маркетинговой деятельности предприятия. Предметом исследования является мотивация поведения потребителей и определяющие ее факторы, изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса. Цель исследования потребителей - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов. Предметом исследования является мотивация поведения потребителей и определяющие ее факторы. Цель исследования потребителей - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов. Объекты изучения - торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения. Также анализируются формы и особенности деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявляются сильные и слабые стороны. Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей организации выбирается наиболее подходящий набор этих методов. Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, социологические, экспертные, экспериментальные и экономико-математические методы. Если рассматривать методы маркетинговых исследований с точки зрения характера получаемой информации, то их можно разделить на две группы: количественные и качественные. Маркетинговые исследования помогают предприятию решить следующие задачи: • определить возможность массового производства товаров или услуг; • установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке; • провести анализ типологий и мотиваций имеющейся и потенциальной клиентуры; • определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг. Целью маркетинговых исследований является разрешение следующих проблем предприятия: • изучение и установление потенциала рынка или продукта о возможном объеме его продаж, • исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегии формирования цен; • исследование сбыта с определением территории, являющейся наилучшей с точки зрения продаж, объема продаж на рынке, который является наиболее эффективным.Этапы МИ: Маркетинговые исследования помогают предприятию решить следующие задачи: • определить возможность массового производства товаров или услуг; • установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке; • провести анализ типологий и мотиваций имеющейся и потенциальной клиентуры; • определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг.
5.Показатели оценки конъюнктуры товарного рынка
Конъюнктура — экономическая ситуация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них. Задачи исследования конъюнктуры рынка:
- анализ динамических закономерностей, тенденций
- определение степени пропорциональности развития рынка
- оценка устойчивости рынка как в статике, так и в динамике
- анализ периодичности развития рынка, выделение циклов
Конъюнктурный анализ призван всесторонне охарактеризовать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка прежде всего с позиции маркетинговых действий предприятия, т.е. благоприятна ли конъюнктура для осуществления поставленных целей.Оценки конъюнктуры рынка выставляются на основе рыночных индикаторов — показателей, которые позволяют самостоятельно или в комбинации с другими отражать рыночную ситуацию. К рыночным индикаторам, в частности, относятся:
- поступление товаров
- продажа
- товарные запасы
- цены
- прибыль
Часто рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а их темпы роста. Так, на основе наблюдения за изменением товарных запасов можно осуществить косвенную оценку пропорциональности рынка
К показателям конъюнктуры рынка относятся:
§ соотношение спроса и предложения на товары (услуги);
§ тенденции развития рынка;
§ уровень устойчивости или колеблемости рынка;
§ масштаб рыночных операций и степень деловой активности;
§ уровень коммерческого риска;
§ сила и размах конкурентной борьбы;
§ нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.
1. Показатели предложения товаров и услуг:
§ объема, структуры и динамики предложения;
§ потенциала предложения;
§ эластичности предложения.
2. Показатели покупательского спроса на товары и услуги:
§ объема, динамики и степени удовлетворения спроса;
§ потребительского потенциала и емкости рынка;
§ эластичности спроса.
3. Показатели пропорциональности рынка:
§ соотношения спроса и предложения;
§ соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров;
§ структуры товарооборота;
§ распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
§ распределения рынка продавцов по формам собственности;
§ структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.);
§ региональной структуры рынка.
4. Показатели перспектив развития рынка:
§ темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли;
§ параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли.
5. Показатели колеблемости, устойчивости и цикличности рынка:
§ коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве;
§ параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка.
6. Показатели региональных различий состояния и развития рынка:
§ региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
§ региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка.
7. Показатели деловой активности:
§ состава, заполненности и динамики портфеля заказов;
§ числа, размера, частоты и динамики сделок;
§ загруженности производственных и торговых мощностей.
8. Показатели коммерческого (рыночного)риска:
§ инвестиционного риска;
§ риска принятия маркетинговых решений;
§ риска рыночных колебаний.
9. Показатели уровня монополизации и конкуренции:
§ численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
§ распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж;
§ уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка);
§ раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж).