Конкурентная среда туристского предприятия
Конкуренция является важным составляющим компонентом механизма рыночной экономики.
Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характернавысокая степень конкуренции.
Конкуренция – один из сущностных признаков туристского рынка.Она рассматривается какфактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов,как «невидимая рука» рынка (А. Смит),уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала.
Под конкуренцией понимается соперничествона каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованнымив достижении одной и той же цели.С точки зрения предприятия, такой целью являетсямаксимизация прибылиза счет завоевания предпочтений потребителя.
Конкуренция - экономическая борьба, соперничествомежду обособленными производителями продукции, работ, услуг по удовлетворению своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполненных работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.
Основная задача и главная функция конкуренции - завоевать рынок, в борьбе за потребителя победить своих конкурентов, обеспечить получение постоянного дохода.
Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
Предпосылки конкурентной борьбы
Исходной предпосылкой возникновения конкуренции является наличие ограниченного ресурса, к которому в одно и то же время устремлены желания нескольких агентов, способных при определенных усилия с их стороны этот ресурс получить.
Предпосылки возникновения конкуренции:
l наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок
l свобода выбора хозяйственной деятельностипроизводителей. Каждый из них выбирает не только что производить, но и имеет право вносить любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.д.
l отсутствие преград(экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых)
l доступность информации, генерируемой рынком (за исключением информации, составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли
Для функционирования механизма конкуренции необходимо:
l равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом зависит от количества фирм и потребителей)
l характер производимой ими продукции (степень однородности продукта)
l свобода входа на рынок и выхода с него(прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур)
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияют:
- Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Количество фирм – важный фактор, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо фирм на все остальные. Если фирмы-соперники сравнимы по размерам и возможностям, они могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же конкуренция для некоторых фирм становится тяжелее, это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования с их стороны рынка.
- Конкурентная борьба усиливается, когда спрос на продукцию растет медленно.
- Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен различным сезонным колибаниям. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим фактором. Однако она имеет возможность оживлять конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.
5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем выше вероятность того, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр.
6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода, тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль.
7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям.
ВЫВОД:
Данные факторы свидетельствуют, что конкурентная среда туристского предприятия, являясь частью частью его маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников позволит оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Практически все выдающиеся маркетинговые исследования фирм основываются на использовании собственных лучших сил против слабых мест конкурентов. Сделать это удается лишь при хорошо налаженной схеме их исследования. Такая система обеспечивает туристскому предприятию ряд преимуществ:
- Полнее оценить перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов.
- Легче определять приоритеты.
- Быстрее реагировать на действия конкурентов.
- Вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов.
- Повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом.
- Обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность.
- Совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала.
Экономический закон конкуренции
В процессе конкуренции между субъектами производства и реализации товаров и услуг возникают существенные и устойчивые связи, которые свидетельствуют о том, что конкуренция не случайное явление, а объективно принудительная хозяйственнаясила, приобретающая форму экономического закона конкуренции.
Закон конкуренции выражает существенные, внутренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.
Все хозяйственные субъектыдействуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес— получить прибыль. Однако рынок не может создать равные условия реализации интересов всех производителей, так как действует закон стоимости и потребители выбирают только товары, которые отвечают их интересам.
Итак, объективно возникает противоречие между условиями производства товаров и возможностями их реализации с получением желаемой прибыли. Это противоречие разрешается посредством закона конкуренции. Именно конкуренция влияет на издержки производства товаров, их цены, а следовательно, и на величину прибыли.
Государственное регулирование
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами.
Государственное регулирование конкурентных отношений основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.
Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции.
Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений
Федеральное антимонопольное законодательство основано на Конституции РФ(Ст. 8: В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности) и состоит из:
l Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
l Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"
l Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
l иных федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации.
Также конкурентные отношения регулируются:
l указами Президента Российской Федерации
l нормативными актами Центрального банка РФ
l нормативными правовыми актами Федеральной антимонопольной службы и иных органов, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг
Проблемы конкуренции
В настоящее время рынок совершенной конкуренции в чистом виде не встречается. Т.е. в реальной жизни приходится часто сталкиваться с тем, что некоторые субъекты рынка оказывают влияние(подчас весьма чувствительное) на решения других. Это влияние принимает бесчисленные формы, некоторые из них можно объединить в следующие группы.
1. Ограничение свободы выбора. Существуют не только сугубо экономические рычаги воздействия на участников конкуренции и соблазн использовать их всегда велик.
Пример: Если турфирма имеет намерение быть агентом “Аэрофлота”, то она должна иметь счет в АКБ "Объединенный банк". Это условие, диктуемое “Аэрофлотом”. В приведенном примере АКБ "Объединенный банк" выиграл конкурентную борьбу за многочисленных клиентов у других банков тем, что лишил этих клиентов возможности выбирать банк, неким образом построив свои отношения с Аэрофлотом.
2. Демпинг (продажа ниже издержек). Вытеснение конкурента установлением цены ниже издержек с целью потом возместить все убытки.
Основные формы и методы конкуренции (ГЗЛ и отношение к цене)
Конкуренция — это ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.
Конкуренция:
l борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли (за лучшее удовлетворение требований потребителей)
l соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях.
В зависимостиот степени свободы на рынке выделяют:
l Рынок совершенной конкуренции
Черты:
l значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке
l незначительная доля отдельного производителя в общем объеме рыночного предложения
l невозможность повлиять на цену со стороны отдельного продавца и т.д.
Продавцы, функционирующие на рынке совершенной конкуренции, не могут воздействовать на общую рыночную ситуацию и потому должны приспосабливаться к ней.
l Рынок несовершенной конкуренции
Черты:
l демпинговые цены
l создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
l ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
l использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
l распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
l замалчивание важной для потребителя информации.
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка.
Монополия. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.
Вход и выход на рынок заблокирован, производитель диктует свои монопольно высокие цены.
l Пример: «Российские железные дороги»
l Монополистическая конкуренция. На рынке участвуют несколько фирм в количестве превышающих 10 до 20. Фирмы не имеют между собой сговора о единых ценах, но цену устанавливает доминирующая фирма, лидер на рынке, т.к. она поставляет основную массу продукции (25% – 30%)
l Олигополия— тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, анесколько фирм (от 2 до 5). Вход и выход существенно ограничен. Уровень цены регулируется в зависимости от спроса, квотированием производства.
l Пример: Рынок легковых автомобилей
Конкуренцию можно классифицировать и по методам ее ведения:
l Честная (добросовестная) конкуренция
l Ценовая конкуренция
l Неценовая конкуренция
l Нечестная (недобросовестная) конкуренция.
Честная (добросовестная) конкуренция:
Особенность конкуренции состоит в том, что отдельный продавецсам по себе не может устанавливать цену выше рыночной, поскольку покупатели могут приобрести необходимое количество этой продукции у других продавцов по рыночной цене. Предприниматель, в свою очередь, обязан заботиться о снижении себестоимости продуктаи в то же время об улучшении его качестваили других потребительских свойств.
Ценовая конкуренция:
Ценовая конкуренция - это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня.
К ценовой конкуренциицелесообразно прибегать привыполнении двухусловий:
l если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя решающим фактором при выборе между конкурирующими продуктами.
l обычно к ценовой конкуренции прибегают компании, добившиеся отраслевого лидерства в издержках.
Однако конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности. Также необходим точный и основательный расчет (просчитать, приведет ли понижение цены к росту доходов).
Ценовая конкуренция:
l Открытая ценовая конкуренция: фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
l Скрытая ценовая конкуренция: предоставление скидок с цены и лучших условий продажи. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция:
Предполагает выделение товара из ряда товаров-конкурентов, придание ему уникальных для покупателя свойств, повышению их качества, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания, повышению уровня технического обслуживания, развитию прогрессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учету специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов (конкурентные превосходства).
При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием.
Неценовой метод конкуренции является более эффективным, гак как конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией.
Недобросовестная конкуренция:
этоспособы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:
l демпинг (продажа по цене ниже себестоимости)
l ценовая дискриминация (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения)
l ложная информация и реклама, вводящая потребителя в заблуждение (ложные сведения о товаре)
l недобросовестное копирование товаров конкурентов
l нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и т.д.
Оценка стратегии и роли конкурентов (конкурентные силы и позиция)
«Если ты забыл о конкурентах, то тебя забудет рынок»
Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах.
Один из базисных принципов маркетинга:«Если ты забыл о конкурентах, то тебя забудет рынок». Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию, что позволит фирме точнее сформулировать собственную стратегию.
Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличиихорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.
Анализ конкурентов начинается с ответа на следующие вопросы:
l Сколько у вас конкурентов на вашем основном рынке?
l Какие виды предприятий имеют ваши конкуренты (малые, средние, крупные)?
l Кто является вашим основным конкурентом?
l Какую долю на вашем основном рынке имеют в совокупности три крупнейших конкурента?
l Особенности товаров или услуг ваших основных конкурентов (повышенное качество, низкая цена и т. д.).
1. Выявление конкурентов компании:
Прямые конкуренты – это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые.
Среди потенциальных конкурентов различают:
- предприятия, которые расширяют круг предлагаемых услуг, совершенствуя продуктовую стратегию для того, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов и в результате стать прямыми конкурентами.
- - новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.
Различают конкурентов по товару, сбыту, цене и коммуникации:
l конкуренты по товару имеют одинаковый товар и проводят одинаковую (схожую) политику (виды товаров и ассортимент)
l конкуренты по сбыту — особенно острой является конкуренция по сбыту товаров широкого потребления
l ценовая конкуренция — товары определенного класса (предварительного выбора и особого спроса) конкурируют между собой
l коммуникационная конкуренция — борьба за партнеров, продвигающих товар на рынки