Определение маркетинга региона
Тема 6. Маркетинг региона
6.1 Что такое маркетинг региона
6.2 Ведущие субъекты и цели
6.3 Целевые рынки покупателей услуг территории
6.4 Позиционирование регионов
Что такое маркетинг региона.
Определение маркетинга региона
одни видят в маркетинге регионов применение маркетинговых инструментов, особенно рекламы, продвижения и спонсорства для повышения известности и улучшения имиджа территории;
другие понимают региональный маркетинг как функцию. Для этого назначают ответственного за него в администрации или даже образуют специальное предприятие, которое проводит региональный маркетинг;
под региональным маркетингом третье - это передовая идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Не один отдел администрации или специальное предприятие, а все отвечающие за судьбу региона должны ориентироваться на потребности клиентов и целевые группы, а также на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов. Затем уже следует разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внутреннюю и внешнюю среду региона (см. рис.3. 1)
Отличительными чертами маркетинга регионов, по мнению исследователей, являются:
• ориентация на потребителя;
• охват региона в целом, включая входящие в его состав города и районы;
• учет интересов всех социальных групп, в том числе предпринимателей, квалифицированных рабочих, молодежи, пенсионеров и др.;
• профессионализм в разработке и реализации концепции маркетинга, оформлении ее в виде документа;
• интенсивная информация об интересах социальных групп, координация и совместная деятельность общественного и частного секторов;
• изменение структуры органов регионального управления путем создания специальных служб по разработке и реализации маркетинговых программ и по работе с населением;
• ориентация на реализацию концепций маркетинга в жизнь, для чего осуществляется планирование, регулирование и контроль за проведением всех маркетинговых мероприятий.
6.2 Ведущие субъекты и цели.Ведущим активным субъектом маркетинга региона выступает его администрация и персонально акиматы, а также специальные подразделения, ответственные за региональный маркетинг. К числу наиболее активных субъектов маркетинга региона может быть отнесен целый ряд региональных представительств органов местной власти, и прежде всего территориальные управления Антимонопольного комитета. В этой работе заинтересованы региональные агентства развития, агентства по поддержке малого бизнеса и предпринимательства и соответствующие фонды, бизнес-центры, торгово-промышленные палаты, выставочные центры, туристические и гостиничные сети, агентства недвижимости, транспортные предприятия, организаторы различных съездов и конференций, учебно-деловые центры, финансовые учреждения, межрегиональные маркетинговые центры, посольства, консульства и региональные представительства. Специалисты выделяют следующие главные цели маркетинга регионов:
• улучшение/сохранение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг;
• улучшение степени идентификации граждан со своей территорией проживания;
• привлечение в регион новых предприятий, ресурсов;
• создание уровня известности выше среднего регионального (национального).
Цели второго ранга - улучшение управления, повышение культурной привлекательности и улучшение инфраструктуры региона. Без работы в этом направлении немыслимы серьезные успехи и в отношении вышеназванных главных целей.
Достижение всех этих целей позволяет использовать становящиеся все ограниченнее ресурсы с большей пользой и большей ориентацией на целевые группы. При этом подразумевается решение следующих задач:
• комплексная реализация трех основных назначений территории - как места жительства, как места отдыха (природная среда) и как места хозяйствования;
• как можно большая выраженность конкурентных признаков, по которым будет оцениваться регион;
• ориентация регионального маркетинга на перспективу, но вместе с тем на реально достижимые цели;
• популяризация и признание маркетинга региона, содержания соответствующих программ и действий среди граждан;
• ориентация поведения региональных органов власти и управления в интересах граждан и интересующих регион нерезидентов как базисная предпосылка маркетинга региона;
• ассимилированность маркетинга городов и других населенных пунктов региона в качестве составной части общего регионального маркетинга.