Характеристика и особенности применения стратегий в деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса в зависимости от уровня принятия решений

Стратегия в бизнесе это общий план управления компанией (фирмой), который направлен на нахождение способов и методов утверждения диверсифицированной компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также действий и подходов, способствующих улучшению деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания. Для детального понимания сущности и содержания корпоративной стратегии, проведем этимологический анализ терминов "стратегия", "корпорация" и "корпоративная стратегия".

Особенности стратегий предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса

Основной характеристикой эффективного управления любым экономическим объектом выступает адекватно заданная цель его функционирования, отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент целесообразной деятельности. Стратегические цели формулируются на основе задач развития экономического объекта и отражают его долгосрочные экономические интересы как субъекта хозяйствования. При большом разнообразии подходов к определению направлений выработки стратегических целей и их структурирования решающим остается следующий тезис - для коммерческих организаций целевая ориентация так или иначе связана с получением прибыли. Прибыльность можно охарактеризовать различными показателями, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической стратегии предприятия.

Объект стратегического менеджмента не только обладает достаточным потенциалом для формирования стратегии, адекватной внешней и внутренней среде. Он способен использовать свои ресурсы для перестройки внутренней среды и адаптации к внешней среде, используя при этом благоприятные условия среды и свои возможности для предотвращения и снижения рисков, ориентируя деятельность на получение достаточной прибыли в долгосрочном периоде. При этом экономические интересы можно рассматривать как результат стремления к удовлетворению потребностей человека путем обеспечения необходимых благ. В современной теории стратегии наиболее важным является вопрос о причинах получения разных результатов деятельности предприятий, работающих в равных условиях. Поэтому предприятию ресторанного бизнеса целесообразно формировать свою стратегию, руководствуясь которой оно сможет в течение длительного времени добиваться результатов, превышающих средний уровень конкурентов. Стратегический успех часто сравнивают с наличием устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию ресторанного бизнеса сохранять свои позиции на рынке. Предпринимательский успех предприятия ресторанного бизнеса в рамках теории стратегии можно объяснить с учетом трех аспектов: человеческого, процессуально-структурного и содержательного. Человеческий аспект объясняется преимущественно теорией поведения, которая связана с психологическими и социальными факторами, организационным обучением и культурой предприятия, которая воздействует на решения человека через общефирменные ценности, нормы и уровень знаний. Для успеха предприятия ресторанного бизнеса особенно важны следующие процессы: формирование и внедрение стратегии предприятия; корректировка стратегии предприятия с течением времени под влиянием изменений окружающей среды; эффективного управления внутрифирменными процессами; решение проблем фирменного масштаба. Содержательный аспект объясняет стратегический успех предприятия причинами рыночного и ресурсного характера. Предприятие ресторанного бизнеса может осуществлять различные виды хозяйственной деятельности, приносящие ему прибыль, но каждому виду бизнеса соответствует определенная стратегия. Необходимо выделить следующие виды стратегий (по Питеру Лоранжу):

бизнес-стратегия;

корпоративная (общая, генеральная, базовая) стратегия развития предприятия;

функциональные виды стратегий, обеспечивающие реализацию генеральной стратегии предприятия по отдельным направлениям его деятельности (информационная, инновационная, финансовая, экономическая и т.д.).

Корпоративные стратегии отличаются от бизнес-стратегий, которые имеют внутрифирменную направленность.

Предприятие ресторанного бизнеса как торговое предприятие в современных условиях хозяйствование имеет главной своей целью определить набор блюд, наиболее предпочтительных для обслуживаемых сегментов рынка, обеспечивающего привлечение посетителей и рентабельность продаж. Приоритетными задачами ассортиментной концепции являются: увязка стратегической задачи предприятия с его потенциальными ресурсами и возможностями рынка; изучение требований потребителей к блюдам и комфорту обслуживания и т.д.; формирование ассортимента блюд, обеспечивающего конкурентное преимущество в перспективе; разработка стратегии привлечения посетителей, с включением ассортимента блюд и оказания дополнительных услуг. Для разработки и реализации ассортиментной концепции необходимо четкое представление о стратегии предприятия на потребительском рынке; знание рынка и требований потребителя; оценка потенциальных возможностей и ресурсов на перспективу.

Наши рекомендации