Понятие и объекты интеллектуальной собственности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса

Интеллектуальная собственность – это совокупность личных неимущественных и имущественных исключительных прав на некоторую информацию, которая может быть представлена на материальном носителе, распространенной в неограниченном количестве копий (по всему миру); при этом интеллектуальной собственностью будут являться права не на сами копии, а на отраженную в них информацию.

В РФ объектами интеллектуальной собственности занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Законодательное регулирование интеллектуальной собственности, ее правовой защиты зависит от сущности созданного интеллектуального продукта и фазы инновационного цикла, на которой этот продукт был получен. На стадии фундаментальных и поисковых исследований интеллектуальная собственность выступает в форме новых научных знаний, теорий, научных открытий и т. д., объединенных понятием результат научной деятельности.Ее специфическим признаком является самостоятельность субъекта этой деятельности в получении соответствующего результата, не имеющего аналогов в данное время (новые идеи, научные открытия, неизвестные ранее объективно существующие закономерности).

Использование результатов фундаментальных исследований для решения практических задач обеспечивается прикладными исследованиями, по результатам которых интеллектуальная собственность выступает в форме разнообразной научно-технической продукции.

Наиболее распространенными объектами права интеллектуальной собственности, которые могут возникнуть в деятельности заведения ресторанного хозяйства, являются полезная модель и промышленный образец. Полезная модель Полезная модель - это результат интеллектуальной деятельности человека, объектом которой может быть продукт (устройство, вещество и т.п.) или процесс. В данном случае под продуктом подразумевается устройство, механизм, система (комплекс) взаимодействующих устройств, сооружение, изделие, вещество и т.п. Как пример, заведение ресторанного хозяйства может зарегистрировать в качестве полезной модели следующие объекты: - усовершенствованное изделие для розлива напитков, который, благодаря своей особой форме или материалу, из которого он произведен, улучшает вкусовые качества напитка (вроде декантера ) - усовершенствованное кухонное устройство для работы с продуктами питания, использование которого позволяет достичь новых результатов и т.п. Что касается процесса как объекта полезной модели, то это должно быть действие или совокупность действий, выполненных в определенной последовательности и с соблюдением определенных правил в отношении продуктов и других материальных объектов, направленных на достижение определенного технического результата. Наиболее удачными примерами запатентованного процесса для ресторана могут быть процессы по изготовлению блюд (их компонентов) или процессы, направленные на изменение состояния продукта (обработка). В этом смысле объектом полезной модели является новое блюдо, разработанное по оригинальному авторскому рецепту, которому присвоено особое «фирменное» название. Основными критериями для признания того или иного продукта или процесса полезной моделью является его новизна и пригодность для промышленного использования. При этом второй критерий не означает, что полезная модель должна обязательно запускаться в массовое (серийное) производство, но она должна, по крайней мере, теоретически, иметь возможность использоваться в промышленности или в другой сфере деятельности. Промышленный образец Промышленным образцом признается результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. При этом объектом промышленного образца может быть как форма, так и рисунок или расцветка или их сочетание, определяющие внешний вид промышленного изделия. Еще одной важной составляющей промышленного образца является то, что новая форма или внешний вид изделия должны удовлетворять эстетические и эргономические потребности потребителей, а значит, создавать ощущение удобства, комфорта и наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Исходя из приведенного определения, автор промышленного образца получает защиту только внешнего вида изделия, но не права на решение некой технической проблемы. Благодаря этому, для создания промышленного образца вовсе не обязательно придумывать новый продукт. Достаточно взять уже известную вещь и изменить ее внешний вид так, чтобы эта вещь стала более востребованной среди потребителей благодаря своему удобству или просто необычному внешнему виду. Единственным требованием для предоставления промышленному образцу правовой защиты является его новизна. Созданный объект не должен имитировать или напоминать уже существующие. В рамках деятельности ресторана объектами промышленного образца могут стать множество предметов, например: - форма или цвет столовых изделий (ложек, ножей, тарелок, чашек и т.д.); - внешнее оформление блюд или напитков; - форма или цвет наряда официантов; - предметы интерьера ресторана и т.д. Не могут быть защищены как промышленные образцы следующие объекты: печатная продукция (меню ресторана, его окраска и форма) и объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или подобных им веществ ( например, разноцветные коктейли). В то же время, само по себе ресторанное меню может выступать в качестве объекта авторского права, которое можно зарегистрировать отдельно.    

Наши рекомендации