Упаковка и сервис в сфере товарной политики
Упаковка – это дополнительный атрибут фирменного стиля компании, неотъемлемая часть образа бренда. Более того, упаковка является серьезным рекламным носителем, причем достаточно экономичным по своим затратам.
Внутренняя упаковка – непосредственное вместилище товаров (например, тюбик для зубной пасты); внешняя упаковка защищает внутреннюю упаковку и удаляется при подготовке материала к непосредственному использованию.
Транспортная упаковка (тара) – это вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. На этапах транспортировки и хранения отправлений одним из важных факторов, влияющих на удовлетворенность клиента, является упаковка, которая на пути следования отправлений позволит обеспечить сохранность товара.
Упаковка должна быть не только красочной и запоминающейся, но и соответствовать потребностям клиентов, учитывать специфику бизнеса. Решение о создании упаковочных материалов не должно быть спонтанным - необходим глубокий анализ потребностей самого рынка.
Функции упаковки:
- вмещение и замещение товара;
- облегчение использования товара;
- средство коммуникации с потребителем;
- содействие работе каналов сбыта;
- средство формирования новой продукции, ее образа.
Функции упаковки начинают формироваться уже на этапе создания и производства товара и сохраняются на всем пути следования товара от производителя до потребителя. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель извлекает из нее товар и уничтожает упаковку.
Любая упаковка требует расходов, связанных с производством товаров. Величин издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости товара.
Основные требования к упаковке:
форма, размер, цвет товарной упаковки должны привлекать внимание;
упаковка должна создавать у потребителей благоприятной представление о товаре (позитивный имидж);
товары производителя должны иметь единообразно оформленную упаковку;
необходима продуманная связь между цветом упаковки и товаром;
упаковка не должна меняться слишком часто, поскольку это затрудняет узнавание товара;
упаковка должна помогать покупателю быстро выбирать именно тот товар, который ему нужен;
упаковка должна содержать достаточную для потребителя информацию о товаре.
После разработки конструкции упаковки проводят серию испытаний: технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям «нормальной» эксплуатации; испытания на обзорность и внешний вид – выяснить считают ли посредники, что упаковка удобна при грузообработке; испытания на потребителе – установить их отношение к новинке.
Неразрывная часть стратегии проектирования и использования упаковки – маркировка товара с применением этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и других подсобных средств. Они могут иметь вид незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть указано только марочное название товара либо приведен большой объем информации о нем.
Факторы, воздействующие на характер применяемой упаковки:
дизайн упаковки должен воздействовать на образ продукта фирмы-производителя;
упаковка группы товаров должна соответствовать групповой марке (единый элемент на каждой упаковке соответствующей группы товаров или различные упаковки для отдельных сегментов рынка);
выбор материалов (металл, пластик, картон и т.п.);
размер, цвет, форма;
место, содержание, размер этикетки;
множественность (соединение нескольких единиц товаров);
стоимость (абсолютная и относительная);
конкурентное преимущество могут иметь отдельно упакованные порции продуктов;
использование международно-признаваемых стандартов, способствующих успеху товаров на мировом рынке.
Проблемы упаковки все больше привлекают к себе внимание ученых, конструкторов, общественности ввиду ее повторного использования, дефицитности ресурсов на ее изготовление и, особенно, ввиду загрязнения окружающей среды, т.к. большая часть упаковки превращается, в конце концов, в трудно утилизируемый мусор.
Проблемы в области упаковки:
загрязнение окружающей среды;
чрезмерная стоимость упаковки;
использование при производстве дефицитных ресурсов;
введение потребителей в заблуждение сведениями на упаковке.
Таким образом, упаковка является важной составляющей имиджа компании и может значительно влиять на восприятие продукта потребителями. Хорошо продуманные на этапе разработки упаковочные материалы позволят повысить уровень продаж предлагаемого продукта, но для достижения наибольшего эффективности следует использовать совместно с упаковочными материалами и другие маркетинговые инструменты.
Сервис (обслуживание) – это система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления технически сравнительно сложного изделия, которое экономически выгодно эксплуатировать в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.
При отсутствии высококачественного сервиса деятельность производителя любого продукта, особенно технически сложного, обречен на неудачу: товар теряет потребительскую ценность, становится неконкурентоспособным и отвергается покупателем.
Основными принципами современного сервиса являются:
его максимальное соответствие требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;
неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами, целями и задачами;
гибкость сервиса, т.е. учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых товаров.
Производитель стремится к организации и ведению первоклассного сервиса, потому что:
отлаженный сервис помогает ему формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров;
высокая конкурентоспособность товара нередко в решающей мере зависит от высококачественного сервиса;
сервис сам по себе обычно является прибыльным;
отлично налаженный сервис – непременное условие высокого авторитета (имиджа) фирмы-производителя.
Виды сервиса:
Товарный (предпродажный) – в магазине, при продаже товара, он всегда бесплатный. Включает в себя:
информирование о ценах, новинках, о наличие товаре;
консультирование потребителей;
предоставление возможность заказать товар по индивидуальным образцам;
доставка товара до места эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
предоставление скидок;
испытание товара
Технический (послепродажный) - бесплатно или за плату производятся предусмотренные сервисным перечнем работы.
Гарантийный послепродажный:
монтаж;
установка;
техобслуживание;
ремонт;
обеспечение запчастями и т.д.
Послегарантийный сервис проводится за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантам и иными подобными документами.
Возможные методы осуществления сервиса:
сервис осуществляется персоналом производителя;
сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия изготовителя;
для сервиса создается сообщество производителей оборудования, деталей и узлов;
для выполнения сервисных работ привлекаются посредники, несущие полную ответственность за качество и удовлетворение претензий к сервису;
работы, относящиеся к техобслуживанию, поручаются персоналу предприятия-покупателя.
Гарантии сервиса и его качество должны превышать ожидания покупателей – в этом случае они вызывают положительные эмоции и стремление продолжать контакт с источником этих эмоций.
4. Товарный ассортиментртимент упаковка
В реальной деятельности фирм на внешних рынках, среди них очень мало таких, которые представлены на целевом рынке лишь одним товаром. Как правильно, каждая фирма изготавливает и продает несколько товаров на отдельном внешнем рынке, а так же оказывает некоторые услуги. Совокупность таких товаров и услуг определяют товарный ассортимент фирмы.
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствие с функциональными особенностями, качеством и ценой.
При формирование товарного ассортимента на внешних рынках учитываются две группы факторов: внешние и внутренние.
К внутренним факторам относятся производственные возможности фирмы, наличие высококвалифицированного персонала, способность использования ноу-хау, себестоимость производства продукции.
Среди внешних факторов обычно рассматривают правовые ограничения на поставку товара на отдельные внешние рынки, существующий на этих рынках уровень конкуренции, развитости и доступности каналов распределения, сложившийся уровень социального и культурного развития отдельных стран.
При формировании товарного ассортимента каждого внешнего рынка следует обеспечить оптимизацию товарного ассортимента с учетом возможных изменений маркетинговой среды в будущем: целесообразно учитывать возможные изменения потребительских предпочтений покупателей отдельных стран, перспективы развития техники и технологии производства продукции, изменения ЖЦТ, целесообразность снятия с производства устаревших товаров и разработки новых. Следует учитывать наиболее приемлемое время выведения новых товаров на внешний рынок.
Все указанные и другие факторы должны быть проанализированы и учтены в процессе управления товарным ассортиментом. При этом возможности развития товарного ассортимента следует рассматривать в долгосрочной перспективе, что должно найти свое отражение в стратегическом плане международного маркетинга, составной частью которого является хозяйственный портфель, содержание которого определяет совокупность всех производимых товаров и оказываемых услуг и предлагаемых для продажи на внешних рынках.
Составляющие системы формирования ассортимента:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
анализ способов использования товаров и особенностей покупательского поведения;
оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;
критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиции покупателя;
решение вопросов о расширении или сужении ассортимента;
рассмотрение предложений о создании новых товаров и усовершенствовании существующих;
проведение тестирования товаров;
разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений;
оценка и пересмотр всего ассортимента;
меры по снижению затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание;
унификация маркетинга;
сокращение срока окупаемости капиталовложений и др.
Характеристика товарного ассортимента:
Широта – общее количество ассортиментных товаров у производителя.
Насыщенность – общее число составляющих ассортимент конкретных товаров.
Глубина – варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей.
Основные элементы планирования ассортимента продукции:
Выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателя;
Анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенности поведения покупателей (потребителей) на данном сегменте рынка;
Оценка конкурирующих изделий - аналогов под тем же углом зрения;
Анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т.е. определение их степени соответствия запросам покупателей (изделий) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении;
Определение того, каким изделиям должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции и, наоборот, какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т.д.
Рассмотрение предложений об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения вырабатываемых товаров;
Разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателя;
Изучение с помощью специалистов по научно-техническим исследованиям и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
Тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, фасону, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе, упаковке, цене, потребительской ценности.
Управлять товарным ассортиментом на внешних рынках – это значит предлагать каждому целевому рынку такой ассортимент товаров, который наиболее полно удовлетворяет покупателей с точки зрения его широты, глубины, насыщенности и гармоничности.
Жизненный цикл товара
Период от вывода товара на рынок до снятия его с производства. Длительность жизненного цикла не одинакова у разных товаров.
Однако общая современная тенденция заключается в сокращении его продолжений, ускорению, обусловленному выпускаемой продукцией.
Рис. ЖЦТ
Жизненный цикл товаров можно разделить на несколько основных этапов:
Этап выведения товара на рынок:
§ Характеризуется очень высокой степенью неопределенности результатов, поскольку заранее трудно определить будет ли иметь успех новый товар.
§ Маркетинговые усилия предприятия направлены на информирование потребителей и посредников о новом товаре.
§ На этой стадии у предприятия высокие затраты на маркетинг, издержки производства так же высоки в связи с малым объемом выпуска.
§ Прибыли на данном этапе нет.
Этап роста:
§ Характеризуется быстрым развитием продаж.
§ Если товар оказался успешным и перешел в фазу роста, у производителя начинают снижаться затраты на производство товара в связи с ростом объема выпуска и реализации цены.
§ Цены могут понижаться, что может позволить предприятию постепенно охватить весь потенциальный рынок.
§ Маркетинговые затраты продолжают оставаться высокими.
§ На данном этапе у предприятия, как правило, появляются конкуренты.
Этап зрелости:
§ Объем спроса достигает максимума.
§ Рынок на данном этапе сильно сегментирован, предприятия стараются удовлетворить все возможные потребности. Именно на этом этапе вероятность повторного технологического совершенствования или модификация товара наиболее эффективна.
§ Главная задача предприятия на данном этапе — сохранить, а по возможности расширить свою долю рынка и добиться устойчивого преимущества над прямыми конкурентами.
Этап упадка:
§ Проявляется в снижении спроса.
§ Поскольку объем продаж и перспективы прибыли снижаются, некоторые фирмы сокращают свои инвестиции и покидают рынок. Другие фирмы наоборот стараются специализироваться на остаточном рынке, если он представляет экономические интерес или спад происходит постепенно. Однако за исключением иногда наблюдаемых случаев возрождения рынка, прекращение выпуска технологически устаревшего товара становится неизбежным.
Форма кривой жизненного цикла, как правило, остается более или менее одинаковой для большинства продуктов. Имеется в виду, что продукт когда-то появляется на рынке, если он пришелся по душе потребителям, то объем его продаж растет, а затем падает. Однако протяженность во времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка. Переход от стадии к стадии происходит достаточно плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями объема продаж и прибыли, чтобы уловить границы стадий и соответственно внести изменения в программу маркетинга.
Особенно важно уловить стадию насыщения, и еще более — спада, поскольку держать на рынке исчерпавший себя продукт убыточно, а в престижном плане — просто вредно. Очевидно, также нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с каким-то новым продуктом.
Если спрос на подобный продукт уже падает, вряд ли стоит начинать коммерческую деятельность на рынке. Очевидно, когда установлено, что продукт находится на стадии зрелости или насыщения, то необходимо предпринять усилия по разработке нового продукта, идущего на замену продукта, себя исчерпавшего.
Возможны и другие варианты кривых жизненного цикла (см. рис. 2).
Несмотря на популярность теории жизненного цикла продукта, нет свидетельств, подтверждающих, что большинство продуктов проходят типичный 4-фазный цикл и имеют стандартные кривые жизненного цикла. Нет также свидетельств того, что поворотные моменты различных фаз жизненного цикла в той или иной степени предсказуемы. Кроме того, в зависимости от того, на каком уровне агрегирования рассматривается продукт, можно рассматривать различные типы кривых жизненного цикла.
Рис.2. Различные варианты кривых жизненного цикла
Прежде всего, следует помнить, исследование рынка начинается не с продукта, а с потребностей потребителей. Например, потребители испытывают потребность в транспорте (рис. 3). Подобные потребности могут оставаться постоянными, расти от столетия к столетию и могут никогда не достичь фазы падения.
§
Рис. 3 Жизненные циклы потребности, технологии, продуктов
Потребность в транспорте конкретизируется в спрос на определенные технологические способы ее удовлетворения (от первобытных транспортных средств, от кареты с лошадьми до автомобиля и других современных транспортных средств).
Жизненный цикл технологических способов, хотя и короче, чем потребностей, но может быть чрезвычайно продолжительным.
Технологические способы могут реализовываться с помощью различных конкретных технико-технологических решений. Например, в автомобилях могут использоваться паровые, поршневые, турбинные, электрические двигатели, которые также имеют свой жизненный цикл. Радиопередающие устройства последовательно использовали электронные лампы, полупроводники, интегральные схемы. Под каждой такой кривой скрыта серия кривых жизненного цикла отдельных технико-технологических новшеств. Эти кривые жизненного цикла могут быть очень короткими и, несомненно, они имеют тенденцию к укорачиванию.
Характер кривой жизненного цикла часто является результатом скорее управленческих действий и не обусловлен внешними причинами. Многие руководители считают, что каждый продукт с неизбежностью следует своей кривой жизненного цикла. Когда объем продаж стабилизируется, вместо того, чтобы обновлять технологию, искать новые рыночные возможности, руководители относят продукт к категории "дойных коров" и начинают заниматься поиском другого бизнеса.
Кроме того, основной концепцией маркетинга является ориентация на запросы потребителей, а не фокусировка на продажи продуктов. Концепция жизненного цикла скорее имеет продуктовую, а не маркетинговую ориентацию. Продукт конкретной организации "умрет" при изменении потребностей, в случае если конкурент сделает лучшее предложение, если новые технологии позволяют предлагать потребителям что-то новое. Поэтому лучше сосредоточить свои усилия на выявлении причин изменений, нежели изучать их последствия с помощью кривой жизненного цикла.
Выявление причин изменений позволит предвидеть грядущие изменения и выработать товарную политику, максимально к ним адаптированную.
При разработке и проведении товарной политики надо учитывать, что один и тот же продукт на разных рынках может находиться на различных стадиях жизненного цикла.
На практике большинство компаний торгует несколькими продуктами на разных рынках. В этом случае используется понятие "продуктовый портфель", под которым понимается совокупность продуктов, выпускаемых компанией. Продуктовый портфель должен быть сбалансирован и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности организации, постоянное получение прибыли, снижает риск неполучения ожидаемой величины прибыли от реализации продуктов, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла.