Тема 2 Виды территориального маркетинга
Пояснительная записка
Целевая аудитория:
Дисциплина по выбору «Территориальный маркетинг» предназначена для магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Государственное и муниципальное управление» факультета менеджмента СПб филиала ГУ-ВШЭ и изучается на втором году обучения в 1 и 2 модулях.
Данная дисциплина рассчитана на 108 часов. Из них: 40 аудиторных часов (20 часов – лекции, 20 часов – семинары) и 68 часов - самостоятельная работа.
Цель курса: изучить положения, раскрывающие понятие территориального маркетинга, теоретические и практические аспекты организации территориального маркетинга, сформировать у магистрантов знания и умения в области применении инструментов и механизмов территориального маркетинга на практике с целью повышения эффективности управления территориями.
Задачи курса:
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
- знать теоретические и методологические аспекты системы маркетинга территорий, основы управления территорией с позиции территориального маркетинга, иметь четкое представление о маркетинге территорий как о концепции управления и целостной системе организации государственного и муниципального управления;
- иметь представление об особенностях территориального маркетинга как определенного образа мышления и действий руководителей федерального, регионального и местного уровней; о мотивах выбора территории, критериях предпочтения территории для разных групп потребителей
- уметь применять инструменты и стратегии территориального маркетинга на отдельных территориях;
- владеть навыками самостоятельной разработки и применения необходимых механизмов для решения конкретных задач в области сегментации рынка и позиционирования территории, координации усилий всех субъектов территориального маркетинга; разработки целевых программ маркетинга территорий, организации региональных маркетинговых служб, использование инструментария территориального маркетинга для эффективного функционирования территории; выявлять и развивать конкурентные преимущества территории; исполнения функциональных обязанностей на должностях федеральной государственной муниципальной службы с учетом установленных законом, иными нормативными правовыми актами квалификационных требований.
Формы работы магистрантов: посещение лекций, работа на семинарских занятиях (подготовка докладов, участие в дискуссиях), выполнение контрольной работы, подготовка эссе. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, выполнение практических заданий, подготовка к контрольной работе, зачету.
Виды контроля:
Текущий - участие в дискуссиях на семинаре, выполнение контрольной работы, подготовка эссе.
Итоговый - зачет.
Все формы текущего и итогового контролей оцениваются по 10-ти балльной шкале.
Итоговая оценка по дисциплине формируется накопительным путем: оценка за работу в течение модуля суммируется с оценкой, полученной на зачете. Оценкам по всем формам текущего контроля присваиваются коэффициенты, определяющие их вес в итоговой оценке за работу в течение модуля:
¾ участие в дискуссиях на семинаре составит 10% итоговой оценки;
¾ выступление с докладами на семинарах – 30%;
¾ выступление в качестве содокладчика на семинарах – 5%;
¾ подготовка эссе – 25%;
¾ выполнение контрольной работы -30%.
Магистранты сдают зачет при условии допуска к нему. Допуск к зачету магистрант получает после сдачи контрольной работы и подготовки эссе. Итоговая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки, которая составит 0,6% итоговой оценки, и оценки за зачет – 0,4% итоговой оценки.
Содержание программы
Тематика лекций
Тема 1 Основы территориального маркетинга
Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Территориальный маркетинг». Понятие территориального маркетинга. Территориальный маркетинг как фактор государственного и муниципального управления. Субъекты в территориальном маркетинге: их цели и интересы. Целевые аудитории в территориальном маркетинге: виды и их особенности. Понятие комплекса средств территориального маркетинга. Сущность отдельных средств (инструментов) территориального маркетинга: территориальный продукт, цена территориального продукта, локализация территориального продукты, продвижение территориального продукта. Маркетинговая среда территории: внутренняя и внешняя. Сущность и необходимость сегментации в территориальном маркетинге.
Тема 2 Виды территориального маркетинга
Разновидности территориального маркетинга в зависимости от уровня объекта анализа. Специфика и роль маркетинга территорий в зависимости от уровня объекта анализа. Теоретические аспекты позиционирования в территориальном маркетинге: общее и специфическое для каждого уровня. Конкурентоспособность территории: теоретические аспекты, технологии измерения и оценки. Имидж как конкурентный ресурс территории. Брендинг территорий.