Субъекты территориального маркетинга

В социально-экономическом развитии территории заинтересованы все её структурные элементы: производственные и социальные предприятия и организации, предприятия инфраструктуры, органы управления и население. Однако каждый понимает развитие по-своему, и территориальный маркетинг здесь выполняет функцию усреднения и стандартизации. При этом можно говорить о субъектах территориального маркетинга, которые используют его для развития своей территории через обмен, хотя и не всегда осознанно.

Обычно выделяют следующие субъекты территориального маркетинга:

2.4.1. Органы управления и первые лица территории, под которыми понимаются законодательные и исполнительные органы и избранные руководители этих органов, главы территорий и в некоторых случаях представители, назначенные вышестоящими органами управления.

Пример: Для города Челябинска – это, соответственно, Городская Дума, Администрация города и Глава города, который одновременно является и председателем Городской Думы.

Для Челябинской области – это, соответственно, областное Законодательное Собрание, Администрация и Правительство области, Председатель областного Законодательного Собрания, Губернатор области, Председатель Правительства области и Федеральный инспектор по Челябинской области.

Для Уральского Федерального округа – это Полномочный Представитель Президента в Уральском Федеральном округе.

Очевидно, что все перечисленные органы управления и первые лица в соответствии с законодательными и нормативными актами обязаны заниматься и занимаются развитием своей территории и обладают достаточными для этого властными полномочиями. Они формируют и исполняют бюджет территории, принимают необходимые законодательные и нормативные акты, следят за их исполнением, регулируют текущую жизнь территории, а также выполняют представительские и информационные функции, постоянно решая при этом вышеперечисленные задачи территориального маркетинга.

2.4.2. Субъекты, образующие территорию, то есть те, продукция и услуги которых производятся на данной территории, а реализуются преимущественно за её пределами.

Пример: Для города Челябинска (1100 тыс. жителей) в качестве одного из градообразующих предприятий выступает металлургический комбинат «Мечел», поставляющий свыше 90 % своей продукции за пределы города в самые разные регионы и страны. Два городских молочных комбината для Челябинска градообразующими предприятиями не являются, так как вся их продукция реализуется внутри города.

Для города Чебаркуля (50 тыс. жителей) в качестве градообразующего предприятия наряду с металлургическим заводом и заводом металлоконструкций выступает молочный завод, поставляющий 60-70 % своей продукции за пределы города, в основном, в Челябинск, Миасс, Златоуст.

Очевидно, что названные субъекты очень заинтересованы в своём продвижении на внешних рынках. Поэтому они вынуждены постоянно решать маркетинговые задачи по формированию позитивного имиджа своей территории, стимулированию развития и использования ресурсов своей территории, привлечению недостающих ресурсов извне и участвуя во внешних программах.

2.4.3. Субъекты, обеспечивающие территорию,то есть те, продукция и услуги которых производятся преимущественно на иных территориях, а реализуются на данной.

Пример: Город Челябинск, имеющий пять предприятий металлургического комплекса (комбинаты «Мечел», «ЧЭМК», заводы трубопрокатный, электролитно-цинковый и электродный) и множество машиностроительных заводов (известнейшие из них – «ЧТЗ» и «Станкомаш»), является одним из крупнейших в РФ потребителей электроэнергии. Своей электроэнергии, то есть генерируемой на собственной территории, городу не хватает, и нормальное функционирование городской промышленности существенно зависит от качества поставок электроэнергии. При этом особая ответственность ложится на предприятия и организации, обеспечивающие электроснабжение города. Ситуация усугубляется тем, что отрасль электроснабжения является естественной монополией и её деятельность постоянно находится под контролем законодательной, исполнительной властей и различных вневедомственных инспекций.

Очевидно, что названные субъекты, не смотря на монопольное положение многих из них, вынуждены решать маркетинговые задачи по формированию собственного позитивного имиджа на конкретной территории как надёжного партнёра.

2.4.4. Субъекты, обслуживающие территорию,то есть те, продукция и услуги которых производятся и реализуются преимущественно на данной территории.

Пример: Школы, поликлиники, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, строительные, дорожно-строительные и транспортные предприятия, магазины, небольшие предприятия по производству продуктов питания и стройматериалов и т.п.

Очевидно, что все перечисленные предприятия и организации в процессе своего функционирования решают маркетинговые задачи повышения привлекательности для своих структурных элементов и окружающей среды, а также развития и использования местных ресурсов.

2.4.5. Население территории является тем конечным потребителем, ради которого осуществляется социально-экономическое развитие территории. Очевидно, что оно прямо или косвенно через свою гражданскую и производственную деятельность участвует в решении всех вышеперечисленных задач.

Пример: Выборы депутатов представительного органа и главы своей территории. Участие в производственном процессе по созданию высококачественных товаров и услуг, реализуемых за пределами данной территории и т.п.

Наши рекомендации