Методы оценки конкурентоспособности товара, применяемые
ia стадиях реализации и эксплуатации. Конкурентоспособность оваров оценивается на основе объема продаж, скорости реа- шзации товаров-аналогов. Чем больше продается данного то- tapa предприятием, тем он более конкурентоспособен по срав- 1ению с аналогичными товарами данной товарной группы, )еализуемыми этим предприятием. Используются преимуще- :твенно предприятиями торговли.
Микросреда системы управления конкурентоспособностью ()ирмы — это среда ближнего ее окружения, с которым оно на- юдится в непосредственном контакте. Представлена постав- циками, посредниками, потребителями, конкурентами, кон- сурентами со стороны товаров-заменителей.
Мониторинг — метод сбора информации, представляющий собой периодически повторяющееся исследование, дающее ообъективную информацию об изменениях изучаемого объекта.
Монополистическая конкуренция — тип рынка со следую- цими основными характеристиками: множество продавцов и гокупателей, товар дифференцирован, рынок сегментирован, овары продаются в широком диапазоне цен.
Монопсония — монополия со стороны спроса (когда на рынке имеется один покупатель).
Н
Наступательная конкурентная разведка. Ее цель состоит в выявлении благоприятных возможностей атаки на конкурентов.
Недобросовестные методы конкуренции — методы, связанные с нарушением этических, а иногда и юридических норм и правил по отношению к конкуренту на рынке.
Нестратегические барьеры входа в отрасль — барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли.
Неценовая конкуренция — это конкуренция, связанная с появлением на рынке новых товаров, нового качества, дизайна, упаковки, послепродажного сервиса и других методов воздействия на потребителя. Эти факторы прямо не связаны с ценой. Товары могут быть предложены по прежней цене на аналогичные товары, но могут и отличаться по ценам. Они связаны с новыми способами удовлетворения потребностей покупателей.
Нормативы конкурентоспособности фирмы — прогнозируемая величина ключевых факторов конкурентоспособности фирмы.
Нормативный подход — сущность заключается в установлении нормативов конкурентоспособности.
О
Обратная связь системы управления конкурентоспособностью фирмы представлена требованиями, предложениями относительно продукции и услуг фирмы, поступающими из сферы потребления в саму систему или непосредственно к поставщикам входа системы.
Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение фирмы направлено на сохранение в долгосрочной перспективе достигнутой позиции (стабильность, консервативность).
Олигополия — тип рынка со следующими основными характеристиками; немногочисленность продавцов, иееоошая взаимозависимость производителей, а также тчзнкчмчк» i ь отдельного предприятия с уверенностью првдекачн и. шт-1 m.ic действия конкурентов на изменения иены ии ШШ'Ш прей i водства.
Общие факторы конкурентоспособности — факторы, которые могут быть использованы в широком спектре отраслей М. Портер относит сюда систему автомобильных дорог, дебетовый капитал, персонал с высшим образованием и т. п.
Организация экономической системы — комплекс свойств, характеризующих определенную упорядоченность элементов системы, и совокупности их взаимодействия. Организации присуща иерархия уровней.
Организационная система — система, включающая в качестве одного из компонентов управляемой подсистемы коллективы людей.
Основные факторы конкурентоспособности — природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетовый капитал.
Относительный показатель качества товара — отношение абсолютного показателя оцениваемого товара к абсолютному показателю товара-аналога.
Открытая система — система, имеющая с внешней средой прямую и обратную связи.
П
Патиенты — тип конкурентного статуса, заключающийся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированного товара высокого качества. Применяется в условиях специализированного бизнеса.
Пассивная конкурентная разведка — обеспечивает менеджмент фирмы исходными данными, необходимыми для,вынесения объективной оценки (примером может служить накопление информации о деятельности конкурентов).
Полиполия (совершенная или чистая конкуренция) — тип эынка со следующими основными характеристиками: множество продавцов и покупателей, однородный товар, рынок не ;егментирован, цена на товар складывается исключительно тод воздействием совокупного спроса и предложения.
Потенциал — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в дей- ;твие, использованы для достижения определенных целей: зсуществления плана; решения какой-либо задачи; реализации возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.
Потенциал жизненного цикла предприятия — это ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса.
Потенциал маркетинга — возможность фирмы своевременно отслеживать процессы, происходящие на рынке, умело приспосабливать производство под текущие и будущие потребности рынка и оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.
Потенциал поставщика фирмы — это возможности и реальные способности поставщика диктовать фирме наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально - технических ресурсов.
Потенциал фирмы — 1) набор ресурсов, которые в процсссс производства принимают форму факторов производства. 2) совокупность возможностей организации по выпуску продукции (оказанию услуг). Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении. 3) способность производить и поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом и обеспечивающую получение приемлемой нормы прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов (факторов производства).
Потенциал менеджмента фирмы характеризуется количеством и глубиной используемых фирмой принципов и научных подходов управления, характером реализации общих и конкретных функций управления, уровнем организационного структурирования фирмы, качеством информационно- технологического обеспечения процесса управления и др.
Потенциальные конкурентные преимущества — факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он может превзойти конкурентов в ближайшей или более отдаленной перспективе при выполнении определенных условий.
Программа выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы — перечень конкретных действий, способствующих реализации разработанной стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы.
Прямые методы оценки конкурентоспособности товара основаны на определении соотношения «качество/цена». Примером является метод расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.
Р
Развитые факторы конкурентоспособности — современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными научными разработками.
Реальные конкурентные преимущества — факторы внутренней и внешней среды субъекта, по которым он уже превосходит конкурентов.
Реальная система — система, включающая объекты, состоящие из материальных элементов.
Резервы конкурентоспособности фирмы — это неиспользованные возможности фирмы по сокращению затрат живого и овеществленного труда в самом производстве и по максимальному использованию всего комплекса условий деятельности на конкретном рынке в целях повышения конкурентоспособности, а в конечном счете — и прибыльность предприятия.
Ресурсный потенциал фирмы — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых), имеющихся в распоряжении фирмы и необходимых для производства товаров, услуг, работ и получения максимальной прибыли.
С
Сбытовой потенциал фирмы — наличие реальной возможно- :ти у предприятия производить и продавать товары не только в эбъеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).
Связь в экономической системе — это то, что объединяет отельные элементы в систему. Связь есть ограничение степени свободы элементов. Связь обеспечивает возникновение и сохра- тение целостных свойств системы. Предполагается, что связи существуют между всеми элементами, между подсистемами.
Сервисная дифференциация — это предложение разнообраз- -гого и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов).
Сила — это те факторы внутренней среды, в которых фирма преуспела, или какая-то эксклюзивная ценность, предоставляющая ей дополнительные преимущества перед конкурентами.
Система — это совокупность (множество) элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом нужно учитывать, что каждый элемент, входящий в систему, сам по себе может рассматриваться как система, состоящая из элементов другого типа, т.е. системы обычно представляют собой иерархическую структуру. Взаимосвязи между элементами системы могут меняться во времени в соответствии с ходом выполнения возложенных на эти элементы функций.
Система с управлением — система, реализующая процесс це- леполагания и целеосуществления.
Системный подход — методология исследования объектов как систем.
Ситуационный подход основан на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете неопределенных обстоятельств.
Слабость — это факторы внутренней среды, которые ставят предприятие в неблагоприятные условия, или отсутствие каких-то важных элементов в его функционировании по сран нению с другими фирмами.
Сложная система — система, состоящая из боиыиот чт на взаимосвязанных и взаимодействующих между со»и.и темен тов, каждый из которых может быть преде -.та ниш п пит- i п стемы.
«Собака» — позиция бизнеса па магриме щьип inn мни анализа «Бостон консалтинг групп», \арактерм ivhhu.ih < <«г ы ние слабых конкурентных позиций е рынкам», пачм.чнишмш ч в состоянии застоя.
Содержание экономической системы иг hid tm шшй i уо страт системы: совокупность пюдей, гргв in n|mnt№Wt tmi и предметов труда.
Специализированные факторы конкурентоспособное™ — при- еняемые в ограниченном числе отраслей. Например, персонал узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, азы данных в определенных областях знания и др. Специализиро- анные факторы создают более солидную и долговременную основу гш конкурентного преимущества фирмы, чем общие факторы.
Стратегия — это долгосрочное качественно определенное аправление развития фирмы, касающееся сферы, средств и юрмы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри 1ирмы, а также позиции фирмы в окружающей среде, приво- ящее фирму к ее целям.
Стратегические барьеры входа в отрасль — барьеры, завися- 1ие от поведения фирм отрасли.
Стратегическая группа конкурентов — объединение фирм с охожими стратегическими характеристиками и конкурирующий на одной и той же ресурсной и товарной базе.
Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) или стратегическая )на хозяйствования — это внутрифирменная организационная шпица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном ли нескольких сегментах целевого рынка.
Стратегический план реализации стратегии обеспечения кон- урентоспособности фирмы — это программа укрупненных дей- гвий для достижения поставленных целей управления конку- ентоепособностью фирмы.
Стратегическое управление — это деятельность, направлен- ая надостижение основных поставленных целей и задач орга- изации, определенных на основе предвидения возможных из- енений окружающей среды и организационного потенциала, утем координации и распределения ресурсов.
Структура экономической системы отражает наиболее устой- ивые проявления упорядоченности отношений и связей между ггойчиво выделенными элементами системы. Если организа- ия системы может быть нестабильной, то в структуре она при- оретает наиболее устоявшееся выражение. Такими структу- ами на предприятии являются производственная структура и рганизационная структура управления.
Структурный подход — определение значимости приорите- эв среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.
Т
Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
«Трудный ребенок» — позиция бизнеса на матрице стратегического анализа «Бостон консалтинг групп», характеризующая слабоконкурентный бизнес на перспективных рынках. Будущее неопределенно.
У
Угрозы — это факторы внешней среды, которые могут неблагоприятно отразиться на деятельности предприятия.
Управление конкурентоспособностью на уровне фирмы пред- ставляетсобойугправление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоления конкурентных слабостей. Основная цель управления конкурентоспособностью фирмы — создание конкурентных преимуществ.
Ф
Факторная природа сущности конкурентного преимущества —
конкурентные преимущества представляют факторы внутренней или внешней среды субъекта хозяйствования, непосредственные характеристики объекта.
Факторы конкурентоспособности фирмы — явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате — изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Финансовый потенциал фирмы — возможность фирмы аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы.
Функция экономической системы — характер отношения частей (элементов) к целому (системе). Например, отношение части к целому, когда часть служит сохранению и развитию целого.
Функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. Цепочка развития объекта: потребности —> функции —> показатели будущего объекта —> изменение структуры системы. Инструментом применения является функционально-стоимостной анализ.
Функциональная зона фирмы — это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются иа выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность, как отдельных стратегических единиц бизнеса, так и фирмы в целом. Основными функциональными зонами фирмы являются маркетинг, НИОКР, производство, персонал, финансы.
Функциональные стратегии — это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и конкурентных стратегий.
Ч
Чистая монополия — на рынке существует один продавец, цена не является заданной величиной, она определяется монополистом одновременно с определением объема предложения
товара, при этом учитываются издержки и спрос.
Ц
Цель — это желаемое состояние фирмы (либо ее отдельных подсистем) или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.
Цена потребления — это совокупность цены приобретения товара и совокупных расходов, связанных с его эксплуатацией.
Ценовая конкуренция — подразумевает, что появляется фирма, которая продает товары по ценам ниже, чем остальные. Тем самым она как бы лидирует в отношении уровня цены по сравнению с другими фирмами, производящими аналогичную продукцию.
Э
Элемент экономической системы —- это предел деления экономической системы с точки зрения решения конкретной задачи в рамках поставленной цели.
Эксплеренты — тип конкурентного статуса, ориентированного на радикальные инновации. Применяется в условиях специализированного бизнеса. Деятельность эксплерентов связана с созданием новых или с радикальным изменением уже существующих товаров или рынков. Конкурентные преимущества эксплеренты строят на использовании принципиальных инноваций.
Энергия экономической системы — люди и орудия труда, новшества, информация собственная. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ответы на тесты для самоконтроля