Реализации концепции маркетинга
Процесс маркетинговой деятельности начинается с анализа рыночных возможностей. Эта задача решается проведением комплекса маркетинговых исследований. Их результатом является анализ исходной ситуации и конкретные рекомендации по определению перспектив деятельности тур-фирмы с учетом наиболее привлекательных направлений вложения капитала.
Определение маркетинговых возможностей позволяет осуществить выбор наиболее перспективных целевых рынков туристической фирмы.
Важнейшее место в маркетинговой деятельности занимает разработка комплекса маркетинга - совокупности средств воздействия на потребителей целевого рынка с целью вызвать у них желаемую ответную реакцию. Основные элементы комплекса маркетинга включают: турпродукт, цену, сбыт, коммуникации. Учитывая чрезвычайную важность комплекса маркетинга в рамках общей маркетинговой стратегии, разрабатываются частные стратегии по всем его основным элементам:
-продуктовая стратегия (предусматривает разработку туристического продукта, в наибольшей степени соответствующего потребностям туристов, а также разработку и внедрение на рынок новых туристических услуг);
-ценовая стратегия (подразумевает определение поведения предприятия на рынке в расчете на длительную перспективу и ценовой тактики на более короткий период применительно к каждому туристическому продукту, а также конкретному сегменту рынка);
-сбытовая стратегия (включает определение каналов, форм и методов доведения туристического продукта до потребителя);
-коммуникационная стратегия (определяет целенаправленную деятельность туристической фирмы по распространению положительных сведений о себе и о своем продукте - реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, пропаганда, а также участие в выставочных мероприятиях и формирование фирменного стиля).
Для обеспечения эффективности управления маркетингом требуется разработка его вспомогательных систем:
-маркетинговой информации (обеспечивает получение, систематизацию, оценку и использование сведений, характеризующих состояние внешней и внутренней среды туристического предприятия);
-организации маркетинга (направлена на создание соответствующей организационной структуры туристического предприятия, обеспечивающей реализацию маркетинговых мероприятий);
-маркетингового контроля (создается для постоянного слежения за выполнением маркетинговых стратегий и программ).
Сущность и направления маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Информация, полученная посредством маркетингового исследования, связывает туристическое предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функционирования.
Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет туристическому предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска.
Маркетинговые исследования подразделяются на три типа: предварительные (собирается предварительная информация, помогающая составить гипотезу); описательные (дается констатация тех или иных фактов или событий); аналитические (проверка гипотез о причинно-следственных связях).
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными: оценка рыночного потенциала предприятия; анализ доли рынка; изучение характеристик рынка; анализ продаж; изучение тенденции деловой ак-тивности; нахождение потенциальных потребителей, оценка их потребно-стей, существующего и будущего спроса; текущие наблюдения за целевым рынком; прогнозирование долговременных тенденций развития рынка; изучение деятельности конкурентов; анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.
Предпосылкой любого маркетингового исследования является управленческое решение, для принятия которого необходима соответствующая информация. В свою очередь, процесс получения такой информации представляет собой исследование в полном смысле, если он организован и проведен в соответствии с определенными формальными требованиями, с использованием научных методов познания.
Существенным фактором, определяющим эффективность маркетинговых исследований, является их комплексность в поисках туристическим предприятием исчерпывающих ответов на вопросы: В каких условиях мы продаем? Где мы продаем свои услуги? Что мы продаем? Кто нам мешает продавать? Кому мы продаем?
В соответствии с этим определяются следующие направления маркетинговых исследований: среда маркетинга; рынок; туристский продукт; конкуренты; потребители.