Паблик рилейшнз, как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций
«Паблик рилейшнз» (Public Relations, РR) — система связей с общественностью, предполагающая деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто находится с ней в деловых контактах, как внутри, иак и за ее пределами.
Понятие «паблик рилейшнз» очень богатое по числу данных ему определений. В 1975 г. один из американских фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) предпринял глубокое исследование этой темы, в результате чего было выявлено около 500 определений PR.
Можно выделить три подхода в определении термина «паблик рилейшнз».
Первый подход - альтруистический. Альтруистическое определение направлено на достижение «абстрактной общественной гармонии», на необходимость того, чтобы между каким-то предприятием и общественными группами существовало полное «взаимопонимание». Данное понятие предлагает Сэм Блэк, английский социолог, почетный профессор в области PR, бывший президент Международной ассоциации PR:
«Паблик рилейшнз - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Второй подход - «компромиссный». Речь здесь идет об удовлетворении конкретных интересов какой-либо организации. Такой подход к РR предлагает один из известнейших РR -специалистов, основоположник науки PR Эдвард Берноуз:
«Паблик рилейшнз» — это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности, и наоборот.
Главной целью РR здесь является изменение поведения людей в интересах той или иной организации. При этом населению может даваться не совсем достоверная информация, в отличие от первого подхода.
Третий подход - прагматический. Согласно трактовке А. Н. Чумикова, «РR - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта».
Таким образом, паблик рилейшнз предстает перед нами как система действий, целью которых является успешная реализация какого-либо проекта.
Условно можно выделить два подхода к вопросу о возникновении РR.
Первый подход рассматривает «паблик рилейшнз» как такое же старое явление, что и сама цивилизация. Вероятно, в этом случае сфера РR понимается как стремление кого-то дать о себе как можно больше информации и, если можно так выразиться, обозначить свое положение среди других людей.
Сторонники другого подхода считают, что РR появились в ХХ в. В их понимании паблик рилейшнз - прикладная дисциплина. Проще говоря, РR появляется как профессия. Такое объяснение возникновения феномена «паблик рилейшнз» также подходит к определению паблик рилейшнз как профессиональной деятельности.
Впервые официально выражение «public relations» употребил третий президент США Томас Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу» вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли».
Но сама практика классических РR берет свое начало в 1902 г.
На первом этапе своего эволюционного развития деятельность РR была преимущественно политической и предполагала, прежде всего, пропаганду, агитацию, паблисити — любые средства для привлечения внимания общественности, давления на нее.
В 20-40-е гг. ХХ в. наблюдается активное становление РR, как профессии и научной дисциплины. Наука РR возникла на стыке ряда поведенческих наук, социальной психологии, логики, информатики, менеджмента, маркетинга. Признанным авторитетом в данной области стал основоположник школы РR Сэм Блэк.
С развитием в мире крупных корпоративных фирм, компаний с высокой аккумуляцией капитала в частном секторе произошло смещение акцентов в сторону социально-экономических отношений, использование их в конкурентной борьбе, лоббировании корпоративных интересов.
«Связи с общественностью» становятся необходимым компонентом в любой коммерческой организации. А сама школа РR приобретает все большее распространение. В 1948 г. в США создается Общество РR, а в 1955 г. в Лондоне - Международная ассоциация РR, которая объединяет специалистов из 65 стран.
В России РR как философия большого бизнеса стал развиваться с 1990-х годов. В Москве 3 июля 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью — РАСО, которая к концу XX в. насчитывала около 100 членов. С помощью РАСО российские РR-агентства установили партнерские отношения с зарубежными специалистами. Ассоциация взаимодействует с Международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA), Европейской конфедерацией по общественным связям (СЕКР), рядом ведущих национальных североамериканских, западноевропейских и азиатских обществ. Первопроходцами на российском рынке РR-услуг стали такие РR-агентства, как «Михайлов и партнеры», «Старая площадь», «Р.И.М.», «Имидж-Контакт», Центр политического консультирования «НИККОЛО М.» и др.
Цель PR — установление двустороннего общения для выявления общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной достоверности.
Главная задача состоит в наведении мостов между предпринимателями и остальной частью населения, в сломе недоверия, зависти, обиды и враждебности, в помощи общественности отличать положительные стороны бизнеса от деятельности дикого бизнеса, достигающего своего процветания благодаря обману, насилию, воровству, а не упорному труду, таланту, умению приносить добро и пользу в обществе.
Стратегическая задача PR — собирать, осмысливать и распространять позитивный опыт и традиции исторически сложившегося российского предпринимательства.
Задачи, решаемые PR в рамках маркетинговых коммуникаций:
• оценка воздействия фирмы на общественное мнение путем отслеживания сообщений печати, радио и телевидения;
• выявление проблем в понимании деятельности фирмы и ликвидация этого несоответствия через принятие мер по исправлению ошибок в заявлениях или выступление с соответствующими опровержениями;
• формирование «общественного лица фирмы» на основе исследований общественного мнения и заблаговременного его предвидения, а также изменений тенденций в обществе;
• формирование внутренней корпоративной культуры, опираясь на изучение взглядов и ценностей людей, с которыми организация работает.
Комплексные задачи деятельности PR как внутри коммерческой фирмы, так и за ее пределами проиллюстрированы на рис. 8.4.
Рис. 8.4. Комплексные задачи деятельности PR
В настоящее время в русском языке имеющие одно происхождение термины «пиар» и «связи с общественностью» получили разную смысловую нагрузку.
Термин «связи с общественностью» пропагандируют специалисты по этой дисциплине, фактическое же преобладание слова «пиар» предположительно можно объяснить тем, что потребители чаще заказывают и оплачивают именно пиар.
Инструментарий PR представлен на рис. 8.5.
Рис. 8.5. Инструментарий PR