Необходимость государственного регулирования цен
Государственная политика ценообразования связана с общеэкономической политикой страны. Последняя проявляется в различных типах, поскольку на нее могут оказывать влияние как экономические, так и неэкономические факторы, например, показатель социальной справедливости. Поэтому экономическая политика может быть обусловлена тем, что, во-первых, государство стремится заменить административные методы управления рыночным механизмом, во-вторых, государство воздействует на этот механизм с помощью различных экономических инструментов (цены, налоги, субсидии и т. д.), в-третьих, государство начинает вытеснять из сферы производства частный сектор и тем самым само превращается в производительную силу.
Другой тип воздействия государства на экономическую политику связан с тем, что эффективность рыночного механизма имеет свои границы и условия. В частности, если существуют значительные расхождения в ценах товаров, транспортных услуг, кредита и рабочей силы, то это может привести к тому, что отдельные компании будут вынуждены покинуть рынок и тем самым вызовут снижение его эффективности. Регулирующее воздействие современных промышленно развитых государств на их экономику характеризуется рядом признаков, к которым можно отнести:
– превращение государственного регулирования в постоянно действующий фактор развития экономики;
– быстрое расширение экономической и институциональной базы государственного регулирования;
– распространение государственного регулирования на все стадии процесса воспроизводства и активное использование его инструментов монополиями и государством на всех фазах цикла;
– разработка способов решения новых задач в связи с интернационализацией хозяйственной жизни промышленно развитых стран и углублением международного обобществления производства.
Развитие рыночных отношений сделало актуальным вопрос о государственном регулировании процессов ценообразования.
Государственная ценовая политика представляет собой комплекс гражданско-правовых, административных, экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляе-мого органами государственной власти, управления и местного самоуправления.
Необходимость управления ценообразованием в рыночной экономике требует вмешательства государства в данный процесс, что связано с государственным регулированием цен.
Государственное регулирование цен представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами и направ-ленных на сохранение или изменение существующих уровней, соотношений, структуры, динамики и паритета цен на отдельные товары, а также поддержание государством посредством проведения соответствующей ценовой политики такого уровня потребления различными слоями и группами населения, который не ведет к возникновению возможных социальных противоречий. Фактически государственное регулирование представляет собой воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и нормативно-правовыми актами.
Большинство современных государств использует правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы установления цен. Так, кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики первостепенное значение.
Опыт зарубежных стран показывает, что наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30 % общего объема выпускаемой продукции. Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов.
К ценовому регулированию как экономическому инструменту развития рыночных отношений следует относиться весьма осторожно. В частности, жесткое государственное регулирование может поставить подконтрольные отрасли и производства в менее благоприятное положение по сравнению с такими сферами, где государственное регулирование цен не столь ощутимо. К тому же жесткое государственное регулирование цен блокирует нормальное функционирование рынка и ограничивает возможности развития хозяйствующих субъектов, а сам рынок в этом случае делается менее динамичным.
Относительно жесткая регламентация цен и тарифов на товары и услуги наблюдается во всех промышленно развитых странах. В то же время дискриминационная политика манипулирования ценами и тарифами, использование государственных предприятий в качестве объектов макроэкономического регулирования в ущерб критерию их прибыльности применяется, как правило, лишь к корпорациям в сфере инфраструктуры и других базовых отраслей экономики. Эти методы не распространяются на государственные предприятия обрабатывающей промышленности, банки, страховые компании, а также государственные и смешанные предприятия в области нефтедобычи и нефтепереработки.
Государственное регулирование цен в определенной мере позволяет преодолеть:
во-первых, недостатки рыночного хозяйства, связанные с существованием в экономике монополий;
во-вторых, явления, которые ведут к дестабилизации общественного производства (цикличность экономического развития, инфляция, безработица и т. д.);
в-третьих, социальные противоречия, связанные с неравенством доходов, что предполагает установление общественно приемлемых цен на социально значимые товары и услуги, а также на предметы роскоши.
Государственное регулирование цен на макроуровне реализуется через методы и инструменты бюджетной и денежно-кредитной политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, через регулирование валютного курса. На этом уровне также происходит определение тенденций и прогнозирование динамики цен и индексов-дефляторов, темпов инфляции, индексов потребительских цен, проведение анализа ценовой ситуации и процессов ценообразования. Это в основном косвенное воздействие на цены. На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия: регулирование предельных уровней цены, предельных уровней рентабельности, предельных торговых надбавок. При этом в основном используются методы прямого регулирования цен.