Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятий
Роль и значение стратегического маркетинга в торговле
Стратегический маркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обслужи бать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспечивающих изготовителю устойчивое конкурентное пре имущество.
Стратегический маркетинг - это прежде всего анализ потребностей физических лиц и организаций. С точки зрения маркетинга покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблемы, которое может обеспечить товар. Решение может быть обретено с помощью различных технологий, которые сами по себе непрерывно меняются.
Роль стратегического маркетинга - прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие либо потенциальные рынки или их сегменты на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении.
Выявленные товарные рынки представляют собой экономические возможности, привлекательность которых следует оценить. Привлекательность товарного рынка количественно измеряется понятием потенциала рынка, а динамически характеризуется длительностью своего существования, или жизненным циклом. Для конкретной фирмы привлекательность товарного рынка зависит от ее конкурентоспособности, иными словами, от ее способности удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники. Конкурентоспособность будет существовать до тех пор, пока фирма удерживает конкурентное преимущество либо благодаря особым качествам, отличающим ее от соперников, либо в силу более высокой производительности, обеспечивающей ей преимущество по издержкам.
Роль стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности, т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности.
Процесс стратегического маркетинга имеет средне и долгосрочный горизонты; задачей его является уточнение миссии фирмы, определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля.
Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятий
Вертикальная интеграция - производственноеи организационное объединение, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении конкретного конечного продукта, связанных технологической или продуктовой кооперацией. Кооперация поставщиков материалов, изготовителей узлов, деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.
Обусловлена действующей или намечаемой технологической схемой производства и продвижения товара на рынок.
Прогрессивная вертикальная интеграция - интеграция, при которой компания стремится получить в подчинение или поставить под контроль фирмы, занятые продажей того же товара, то есть осуществить интеграцию с товаропроводящей сетью.
Вертикальная регрессивная интеграция - Интеграция, при которой компаниястремится подчинить и контролировать своих поставщиков, то есть объединить поставщиков под своим началом.
Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии; предполагает налаживание тесного взаимодействия между ними "по горизонтали" с учетом возможной совместной деятельности. Горизонтальную интеграцию осуществляют технологически независимые предприятия, заинтересованные в увеличении сбыта продукции.
Возможно расширение бизнеса путем поглощения конкурента или создания дополнительных торговых точек всети магазинов.
Например, книгоиздатель может приобрести другое издательство для увеличения количества работающих на него редакторов и авторов или для увеличения конкуренции между ними. Горизонтальная интеграция в ряде стран жестко регулируется антимонопольным законодательствомдля предупреждения недобросовестного доминирования на рынке.
3. Взаимоотношения с поставщиками – устойчивое конкурентное преимущество розничного торгового предприятияТипы поставщиков: 1) Поставщики производящие свои марки 2) Поставщики лицензионных марок 3) Поставщики производящие частные марки по заказу 4) Поставщики общего ассортимента товаров. Обычно поступают двумя способами - либо "садятся" на известный бренд (который хорошо раскручен производителями), либо начинают заниматься чем-то новым и его раскручивают. Для "раскрученных" имен рынок более плотный, поставщики более сытые и привередливые, норма прибыли меньше, но продается товар быстрее. Если вы можете обеспечить солидный оборот - рассмотрите "раскрученное" имя. Для новых имен - наоборот. Рассчитывать на большие объемы сразу не приходится, зато норма прибыли больше. Новым именем заниматься более интересно, поскольку здесь требуется больше смекалки и искусства продавать, и перспектив больше - вы можете стать даже генеральным дистрибутором в своем регионе. По мнению большинства дилеров, удобнее работать с одним основным поставщиком и иметь 1-2 про запас (добирать ассортимент и вообще на всякий случай): Взаимоотношения с поставщиком
Для того чтобы улучшить отношения с поставщиками, еще раз внимательно изучите местный рынок.
Чтобы их окончательно улучшить, везите: прайс-листы конкурентов, Чак-Чак из Казани, пряники из Тулы и рыбу из Астрахани (на каждом рынке есть своя специфика).
Три главные проблемы возникают у дилера с поставщиком: цены, наличие на складе и проблемы с доставкой.
Наладьте деловые отношения с руководителями важных для работы отделов фирмы (сервисного, рекламного, отдела доставки). Это позволяет иногда быстро разрешать проблемы и получать ценную информацию. Попросите Вашего персонального менеджера на регулярной основе информировать Вас о происходящих изменениях, таких как приходы техники, изменения ассортимента, семинары, изменения адреса и т.д. Если поставщик сразу согласился на предложенные Вами цены, значит, Вы плохо изучили рынок.
4. Конкурентные преимущества предприятия розничной торговли. Устойчивое конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество– это те характеристики, свойства марки или товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над прямыми конкурентами. Эти характеристики могут относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Конкурентоспособность– это наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе. Различают конкурентоспособность товара и фирмы: Конкурентоспособность товара– способность товара быть проданным на рынке в присутствии аналогичных товаров. Определяется, в основном характеристиками товара (ценой, уровнем качества, сервиса). Конкурентоспособность фирмы– уровень потенциала фирмы, обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Определяется как совокупная конкурентоспособность товаров компании и ее управленческого, кадрового, технического и т. д. потенциалов. Основные усилия компании всегда направлены на создание и удержание конкурентных преимуществ (т. е. повышение ее конкурентоспособности). В конечном итоге прибыльность компании – это следствие ее конкурентоспособности на рынке. Виды конкурентных преимуществ по факторам превосходства: Внешние конкурентные преимущества (Преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров, образующих ценность для покупателя); 2. Внутренние конкурентные преимущества (Преимущества компании перед конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и управления , создающим ценность для производителя). Виды конкурентных преимуществ по периоду действия: Долгосрочное (стратегическое): Конкурентное преимущество, для воспроизведения или нейтрализации которого компании‑конкуренту требуется значительное время. По своей сути стратегическое конкурентное преимущество – это результат усилий компании, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка; 2. Краткосрочное (тактическое): Конкурентное преимущество, которое в ближайшей перспективе может быть преодолено конкурирующими фирмами. Тактическое преимущество компания получает вследствие благоприятной конъюнктуры рынка Виды конкурентной борьбы: 1. Предметная Между разными марками одного и того же товара, выпускаемого различными фирмами; 2. Видовая Между отдельными разновидностями товара (субститутами), удовлетворяющими одну и ту же потребность; 3. ФункциональнаяМежду товарами-аналогами различных фирм и отраслей Виды конкурентов по соотношению товар/потребность:1. Прямые конкуренты Предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей; 2. Товарные Продают одинаковую продукцию разным потребителям; 3. Косвенные конкуренты Продают различные товары одним и тем же покупателям; 4. Неявные конкурентыПредлагают разные товары разным покупателям Устойчивое конкурентное преимущество – это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами, и выгоды от использования которой не могут быть скопированы
Идея устойчивого конкурентного преимущества (УКП) появилась в 1984 г., когда Д.Дэй предложил типы стратегий, которые могут поддерживать конкурентные преимущества, однако термин УКП был введен М.Портером (Porter, Michael) в 1985 г., когда он обсуждал основные типы конкурентных стратегий фирмы (лидерство по издержкам и дифференциация). Формальное определение УКП было предложено Д.Барни (Barney, Jay) в 1991 г.
Источниками УКП являются ресурсы фирмы (технические, финансовые, маркетинговые, человеческие, информационные), уникальное сочетание которых определяет ее корневые компетенции, которые, в свою очередь, являются основой для создания устойчивых конкурентных преимуществ