Горизонтальная и вертикальная интеграция

Интеграция предприятий это процесс экономического и производственного сотрудничества на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Данный процесс связан с частичным отказом предприятия от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

Преимущества интеграции:

1. Увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера пред­приятия.

2. Возрастает конкуренция между фирмами.

3. Обеспечение лучших условий торговли.

4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

5. Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.

2. Олигопольный сговор между фирмами, который приводит
к повышению цен.

3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Существует два направления процессов интеграции: горизонтальная и вертикальная (определяется с позиции субаддитивности издержек) (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Формы интеграции
Горизонтальная интеграция (определяется горизонтальными границами) Вертикальная интеграция (определяется вертикальными границами)
Определяется положительным эффектом масштаба (субаддитивностью издержек): если при увеличении объемов производства происходит рост издержек на единицу выпуска, то происходит формирование технологической границы фирмы В случае производства комплектующих внутри фирмы при условии субаддитивности издержек она является вер­тикально интегрированной. Проблема «безбилетника» повышает издержки контроля

Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара на определенном рынке.

Вертикальная интеграция предприятий является способом перехода от одной организационной формы экономического (в частности, инновационного) процесса к другой. Расширение фирмы вдоль технологической «цепочки» приводит к замене ценового регулятора отношений на количественный. Это позволяет специалистам говорить о том, что в условиях вертикально интегрированной фирмы меняется сигнал, на который ориентируется производитель. Хозяйствующий субъект начинает стремиться не к максимизации прибыли, ориентируясь на цены, а выполнять исходящие из центра указания, принимающие «количественную» форму: квоты, планы, целевые показатели или приказы.

Например, отделение Х разрабатывает новый продукт, который нуждается в комплектующем приспособлении. Другое отделение –
Y располагает исследованиями и оборудованием, необходимыми для производства данного приспособления. Отделение X назначает цену на основе объема производства 500 единиц в год. Отделение Y определило, что переменные затраты составят 0,24 тыс. руб. на единицу. До выпуска приспособлений отделение Y производит продукт А
в количестве 350 единиц в год. Он реализуется по цене 1,35 тыс. руб., переменные затраты составят 0,75 тыс. руб. на единицу. Какую трансфертную цену назначит отделение Y за комплектующее приспособление?

Валовая маржа, упущенная от продаж внешним покупателям, 0,42 тыс. руб.:

Цена реализации продукта А .............................. 1,35 тыс. руб.

Переменные затраты на единицу ....................... 0,75 тыс. руб.

Валовая маржа на единицу.................................. 0,60 тыс. руб.

Количество продаваемого продукта А ......................... 350 ед.

Итого упущенная валовая маржа ....................... 210 тыс. руб.

В расчете на одно приспособление упущенная валовая маржа составит 0,42 тыс. руб. Тогда минимальный уровень трансфертной цены рассматривается как

Трансфертная цена = 0,24 тыс. руб. (переменные затраты) + 0,42 тыс. руб. валовая маржа, упущенная от внешних продаж = 0,66 тыс. руб. за одно комплектующее приспо­собление

Отделение Х может назначить и более высокую цену, но не ниже 0,66 тыс. руб. за единицу, иначе прибыли компании упадут. Если отделение Х не устраивает цена 0,66 тыс. руб., то оно может обратиться к внешнему производителю.

Если у отделения Y будут свободные мощности, то тогда трансфертная цена будет снижена. Нижним пределом будут переменные затраты в сумме 0,24 тыс. руб. Если же отделение Y не захочет снижать цену до этой цифры, то она будет выше 0,24 тыс. руб. – по взаимной договоренности руководителей двух отделений. В подобных ситуациях продающее отделение будет часто добавлять к своим затратам какую-то «предельную» величину при назначении трансфертной цены покупающему подразделению.

Основной же причиной интеграций в развитых странах является стремление предприятий сократить издержки производства и усилить инновационный потенциал.

Процессы вертикальной и горизонтальной интеграции, происходившие в России с начала 1990-х гг., в значительной мере были обусловлены требованиями инновационных процессов. Одним из
аргументов в пользу этой связи является то, что если к середине 1990-х гг. среди интегрированных структур преобладали конгломераты, то в последующие годы началось интенсивное выстраивание вертикально и горизонтально связанных групп.

Установление связей, объединяющих производителей однотипной продукции (горизонтальная интеграция), также позволяет интенсифицировать инновационные процессы. В частности, горизонтальная интеграция обеспечивает ускоренную диффузию нововведений,
а также является средством защиты инноваторов от имитации нововведений.

Исследование взаимосвязи интеграции и инновационных процессов проводилось на основе анализа состояния основных фондов
и динамики инвестиций (за период 1995–2002 гг.), показателей инновационной деятельности (1998–2001 гг.) и процессов интеграции (1992–2005 гг.).

Предприятия машиностроения являются менее структурированными в вертикально интегрированные холдинги по сравнению
с металлургическими и нефтяными. Это связано с особенностями машиностроительной отрасли промышленности. Тем не менее в ряде случаев наладить интеграцию удавалось. Наиболее структурированными оказались самые «тяжелые» подотрасли машиностроения,
а также производители сельскохозяйственной техники. Среди компаний «тяжелых» подотраслей выделяются «Энергомашкорпорация», «Силовые машины» и «Объединенные машиностроительные заводы».

Состав групп «Энергомашкорпорация» и «Силовые машины» сформирован таким образом, чтобы обеспечивать весь комплекс продукции, требующийся для создания крупных энергетических объектов. В том числе оборудования для производства, передачи и распределения электроэнергии, аппаратуры управления и коммутации для электрических машин, а также оборудования общего машиностроения. В компании «Силовые машины» утверждают, что именно объединение дало возможность обновления технологических мощностей предприятий.

«Объединенные машиностроительные заводы» включили в холдинг крупнейшие предприятия энергетического и общего машиностроения, судостроения, а также проектные организации. У компании три основных профиля: производство оборудования для атомных станций, продукция судостроения и оборудование для добычи и переработки полезных ископаемых. К 2003 г., после получения контроля над третьим в мире поставщиком оборудования для АЭС
(ОАО «Атомэнергоэкспорт»), а также ОАО «Зарубежэнергопроект», ОМЗ начали контролировать всю цепочку энергетического машиностроения – от проектирования деталей для АЭС до их монтажа. Базой для машиностроения служит уникальный комплекс мощностей для производства спецсталей. Для изготовления ответственных изделий для атомной энергетики, нефтегазового комплекса, металлургической и горной отраслей промышленности, судостроения используются полуфабрикаты, создаваемые в самой компании.

В крупные холдинги интегрировались и производители сельскохозяйственной техники. Среди них выделяются «Агромашхолдинг», «Новое содружество» и группа «Мост». «Агромашхолдинг» объединил две основные технологические «цепочки»: производство комбайнов и производство тракторов. «Цепочка» по производству комбайнов включает в себя Красноярский завод комбайнов (основное производство), Назаровский машиностроительный завод (жатвенные части), Красноярский завод прицепной техники и Сибирский судостроительный завод (мосты для комбайнов), два завода по сборке комбайнов: «Орловский завод комбайнов» и «Лозовский комбайновый завод». «Цепочка» по производству тракторов состоит из Волгоградского тракторного завода, Алтайского моторного и Кустанайского дизельного заводов. Эти две «цепочки» «пересекаются» на заводах по производству дизельных двигателей. Сегодня на долю предприятий «Агромашхолдинга» приходятся 45 % российского производства комбайнов, 70 % гусеничных тракторов и 60 % дизельных двигателей.

«Новое содружество» объединило производителя комбайнов «Ростсельмаш» и его смежников: предприятие «Сельмаш-Урюпинск» (производитель запчастей), «Ростовский завод цветного литья», Ростовский литейный завод, «Ростовский завод специнструмента и техоснастки». Холдинг стал контролировать более половины отечественного рынка комбайнов. До прихода «Нового Содружества» все предприятия промышленного союза находились в предбанкротном состоянии, имели огромную задолженность, деятельность на них была практически приостановлена. Сегодня, по утверждению самой компании, они безусловные лидеры в своих отраслях. Продукция, выпускаемая на заводах «Нового Содружества», на равных конкурирует с лучшими зарубежными аналогами.

Группа «Мост» практически полностью поставила под свой контроль производство колесных тракторов в России. С 2000 г. группа консолидировала чебоксарский «Промтрактор», Владимирский
и Липецкий тракторные заводы, Чебоксарский агрегатный завод. Через подконтрольный концерн «Тракторные заводы» – Звениговский судостроительный завод (Республика Марий Эл), Камышинский кузнечно-литейный завод (Волгоградская область), Грязинский культиваторный завод (Липецкая область), Тульский комбайновый завод,
а также отраслевой государственный автотранспортный институт.

«Трансмашхолдинг» в 2001 г. получил контроль над Брянским машиностроительным заводом (производство тепловозов) в партнерстве с «Трансгрупп» и ОАО «Кузбассразрезуголь». В 2002 г. аффилированные с ТМХ фирмы приобрели около 25 % акций Тверского вагоностроительного завода и контрольный пакет Муромского стрелочного завода. В 2003 году ТМХ установил контроль над Новочеркасским электровозостроительным заводом и Кушвинским заводом транспортного оборудования.

Приведенные примеры интеграции не охватывают большинство предприятий машиностроения – в отличие от химической, нефтехимической промышленности или металлургии. Однако очевидно, что по ряду подотраслей машиностроения имеет место интеграция, включающая основных субъектов, контролирующих большую часть соответствующих рынков. Предприятия оборонно-промышленного комплекса являются еще более интегрированными, чем предприятия указанных отраслей. Значительное их количество объединено под контролем государства. Это подтверждает гипотезу о необходимости интеграции для осуществления инноваций.

На основе сопоставления фактических и статистических данных развития российской промышленности можно сделать вывод о существовании влияния вертикальной и горизонтальной интеграции на инновационную активность предприятий. Происходит инициирование как прямых, так и обратных эффектов нововведений. Процессы интеграции позволяют определить направления и масштабы инновационных процессов в экономике.

Горизонтальная интеграция (объединение производителей аналогичного продукта) стимулирует инновационные процессы, происходящие в форме диффузии нововведений, показавших свою эффективность на «пилотных» проектах.

Вертикальная интеграция (вдоль технологической «цепочки») включает производителей как инновационного, так и традиционного продукта. К последним относятся в первую очередь поставщики энергии и значительной части сырого материала. Интеграция такого рода участников технологической «цепочки» направлена на уменьшение «двойной надбавки» и, соответственно, увеличение прибыли всех субъектов в качестве источника финансирования нововведений. В значительной мере она имеет целью обеспечение стабильности предложения промежуточного продукта или спроса на создаваемый продукт.

В экономике СССР была невысокая степень вертикальной интеграции, поскольку управление было централизовано. В годы либе­рализации предприятия на разных этапах технологической цепочки производства приобрели формальную самостоятельность. Разрушение административной системы сопровождалось дезорганизацией промышленных контрактов. Одной из основных причин дезорга­низации явилась ориентация менеджеров на краткосрочные критерии эффективности. Эта ориентация в совокупности с разрушением старых связей привели к сокращению объемов выпуска пред­приятий.

В первые годы реформ еще сохранялась высокая специализация производителей. При этом отсутствовала информационная инфраструктура, необходимая для поиска новых партнеров, что привело
к безальтернативности хозяйственных связей. А это предполагает существенную рыночную власть. Отсюда появилась проблема «отбирания» прибыли у предприятий отрасли-потребителя, так как альтернативная ценность промежуточной продукции нулевая. Это и позволяет отбирать прибыль. В таких условиях внешние сделки заменяются внутренними (диверсификация и вертикальная интеграция). При наличии государственных ограничений на процессы вертикальной интеграции в большинстве отраслей предприятиям оставалось использовать лишь гибридные формы координации: бизнес-группы
и особые формы контрактов (например, бартерные расчеты).

Основной стимул при объединении предприятий в группы в начале 90-х годов – это индивидуальные интересы руководства. В результате многие предприятия, по существу, укрепились в прежней административной системе, что особенно характерно для крупнейших из них (численность занятых более 5000 человек). Кроме того,
в промышленности получила распространение практика вывода активов и банкротства предприятий для извлечения выгоды собственника при их разделении (см. об этом: «Темы для эссе» п. 1).

Наши рекомендации