Конкурентный потенциал фирмы и пути повышения конкурентоспособности
Тема 13.
Конкурентный потенциал фирмы
Как и большинство экономических категорий, понятие «потенциал» не имеет в настоящее время общепринятого толкования. Происходит данный термин от латинского слова potential — мощность, возможность.
Представим некоторые наиболее характерные толкования данной категории:
• набор ресурсов, которые в процессе производства принимают форму факторов производства [8, с. 14];
• способность производить и поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом и обеспечивающую получение приемлемой нормы прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов (факторов производства) [104, с. 331].
Несмотря на разные подходы к определению категории «потенциал», общее, что их объединяет, — это рассмо-
Зак. 691
трение потенциала как возможности для осуществления деятельности или наличия совокупности определенных ресурсов, необходимых для достижения целей фирмы.
Категория «потенциал» имеет многоуровневую природу. Он характерен для различных уровней экономики: страна в целом, отрасль, регион, фирма, структурные подразделения фирмы, отдельные работники фирмы.
Если рассматривать потенциал применительно к фирме, то нужно сказать, что это интегрированная категория, которая включает целую совокупность различных потенциалов фирмы.
Поскольку любая фирма функционирует в конкурентной среде, интегрированный потенциал фирмы является ее конкурентным потенциалом. «Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие — конкурентный потенциал предприятия» [104, с. 332].
Конкурентный потенциал фирмы — это системное образование ресурсов, которое характеризуется соответствующими количественными и качественными показателями (параметрами) и отражает возможности активного, динамического саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях изменяющейся внешней среды [104, с. 335].
К основным системообразующим компонентам конкурентного потенциала фирмы относятся:
• потенциал менеджмента;
• ресурсный потенциал;
• потенциал маркетинга;
■ сбытовой потенциал;
• потенциал поставщика;
• инновационный потенциал;
• финансовый потенциал;
• потенциал жизненного цикла предприятия;
• логистический потенциал [104].
Представим краткую характеристику каждого компонента конкурентного потенциала фирмы.
Потенциал менеджмента f
Менеджмент — это часть управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление фирмами, персоналом, производственными процессами в масштабах предприятия, проекта.
Потенциал менеджмента определяется:
• количеством и глубиной используемых фирмой принципов и научных подходов управления: компонент «научное сопровождение управления» (основные экономические законы функционирования рыночных отношений, законы организации, научные подходы к управлению, специфические принципы управления предприятием, методы и принципы формирования корпоративной культуры фирмы, методы управления: методы анализа, прогнозирования, управления персоналом, управления качеством, методы организации процессов и пр.);
• характером реализации общих и конкретных функций управления;
• качеством формирования «дерева целей» фирмы;
• уровнем организационного структурирования фирмы;
• качеством информационно-технологического обеспечения процесса управления.
Ресурсный потенциал
Характеризует возможности ресурсной базы фирмы.
Под ресурсным потенциалом фирмы понимается совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых), имеющихся в распоряжении фирмы и необходимых для производства товаров, услуг, работ и получения максимальной прибыли.
Модель ресурсного потенциала имеет следующий вид:
Ресурсный потенциал = производственный потенциал + + трудовой потенциал
Оценка ресурсного потенциала фирмы определяется по формуле:
Потенциал маркетинга Маркетинг — система управления фирмой, предполагающая детальный учет и анализ процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Направлен на приспособление производства к общественному спросу и требованиям рынка с учетом особенностей современной конкуренции, повышение конкурентоспособности товара и максимизацию прибыли.
Потенциил маркетинга характеризуется возможностью фирмы своевременно отслеживать процессы, происходящие на рынке, умело приспосабливать производство под текущие и будущие потребности рынка и оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.
Потенциал маркетинга фирмы складывается из:
• профессионализма и результативности работы сотрудников маркетинговой службы фирмы;
• характера и широты используемого маркетингового инструментария;
• потенциала материальных и информационных ресурсов, обслуживающих маркетинговую деятельность;
• роли и места маркетинговой службы на фирме;
• объема финансирования маркетинговой деятельности фирмы.
Сбытовой потенциал
Сбытовой потенциал — наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры) [104, с. 346].
Сбытовой потенциал относится к потенциалу маркетинга. Однако в силу его высокой значимости для реализации конкурентного потенциала фирмы сбытовой потенциал рассматривают как самостоятельный компонент конкурентного потенциала.
Сбытовой потенциал фирмы во многом определяется внешними по отношению к ней факторами. В частности, это объемные и качественные показатели спроса на целевом рынке, объем и структура предложения на этом рынке, число конкурентов на обслуживаемом рынке и интенсивность конкуренции. Также сбытовой потенциал фирмы характеризуется возможностями организации эффективной системы сбыта: развитость дилерской сети, эффективность дистрибьюторской сети, эксклюзивность используемых каналов сбыта и организации системы товародвижения на фирме, возможности для мотивации посредников и т. п.
Потенциал поставщика Потенциал поставщика — это возможности и реальные способности поставщика диктовать фирме наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально- технических ресурсов [104, с. 348].
Потенциал поставщика включает возможности обеспечения доступа к необходимым ресурсам как в количественном плане, так и в плане качественных характеристик ресурсов. Данный потенциал определяется возможностью беспрепятственного переключения фирмы с одного поставщика на другого, количеством поставщиков (чем больше возможных поставщиков необходимых фирме экономических ресурсов, тем меньше вероятность того, что они смогут диктовать свои условия), характером конкуренции в отрасли поставщиков (чем выше уровень конкуренции среди поставщиков, тем лучше для фирмы), удобством месторасположения поставщиков, уровнем качества поставляемых ресурсов, условиями поставки ресурсов (в том числе возможностью получения коммерческих кредитов).
Инновационный потенциал Инновационный потенциал — готовность и способность фирмы осуществлять впервые или воспроизводить ту или иную инновацию [104, с. 356].
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, новых подходов к технологии и организации управления, маркетинговой деятельности.
Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а также проектно-кон- структорские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию.
Инновационный потенциал фирмы складывается из:
• профессионализма и результативности работы сотрудников службы научных исследований и опытно- конструкторских разработок (НИОКР) на фирме;
• характера и широты используемого исследовательского инструментария;
• потенциала материальных и информационных ресурсов, обслуживающих инновационную деятельность;
' роли и места службы (НИОКР) на фирме;
• потенциала кооперационных связей с научно-исследовательскими и инжиниринговыми компаниями;
• объема финансирования инновационной деятельности фирмы.
Финансовый потенциал
Финансовый потенциал фирмы как компонент ее конкурентного потенциала определяется возможностью фирмы аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы.
Финансовый потенциал включает потенциал собственных источников финансовых ресурсов, а также потенциальные возможности фирмы для получения финансовых средств из заемных и привлеченных источников.
Собственные финансовые ресурсы включают:
• прибыль от реализации продукции, работ, услуг, основных средств, прочих активов, других видов дохода. Часть прибыли поступает в бюджет в виде налогов, остальная часть прибыли остается в распоряжении организации и используется для накопления и потребления;
• амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет производителя;
• целевые поступления;
• взносы родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях;
• вносы учредителей и членов трудового коллектива;
• устойчивые пассивы — кредиторская задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные
1 фонды;
* • резервы предстоящих расходов;
• мобилизация внутренних расходов.
Заемные средства:
" кредиты и займы;
• государственные кредиты;
• облигационные займы.
Привлеченные средства:
■ от продажи акций;
• паевые взносы;
• иностранные инвестиции;
• бюджетные ассигнования;
• средства внебюджетных фондов;
• денежные средства, централизуемые объединениями предприятий.
Потенциа.1 жизненного цикла фирмы
Потенциал! жизненного цикла предприятия — это ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса [104, с. 353). Продолжительность жизненного цикла фирмы определяется спецификой развития отрасли, макроэкономическими условиями страны, региональными особенностями и многими другими факторами. Кривая жизненного цикла фирмы включает ряд этапов: зарождение фирмы, рост, зрелость, старение (распад).
Логистический потенциал
Логистический потенциал — отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат.
Потенциал логистики в создании конкурентных преимуществ фирмы достаточно высок и в большей части сегодня не востребован отечественными предприятиями в силу того, что логистика является относительно новым научным и практическим направлением в экономике. Начало ее широкого использования относят к 60—70-м годам прошлого столетия и связывают с достижениями в области коммуникационных технологий, предоставивших возможность осуществления сквозного мониторинга всех этапов движения материальных потоков, в ходе которого были выявлены огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш от использования принципов логистики в экономике способствовал столь стремительному развитию логистики как научной дисциплины, так и практического инструментария.
На основе логистического подхода к управлению конкурентоспособностью формируются новые источники конкурентных преимуществ фирмы, базирующиеся, во-первых, на низких издержках; во-вторых, на уникальности, высоком качестве продукции и системы менеджмента фирмы. Создание конкурентных преимуществ посредством обеспечения издержек производства и реализации продукции ниже среднеотраслевых возможно на основе снижения логистических издержек, информационных и материальных затрат посредством совершенствования нормирования материальных ресурсов, поиска более дешевых и доступных логистических каналов взаимозаменяемых материалов и т. п. Ко второй группе источников конкурентных преимуществ можно отнести создание уникальных логистических цепей и каналов (в том числе на основе «исключительного дилерства»), высокое качество потребляемых экономических ресурсов, создание ресурса взаимоотношений с поставщиками, посредниками и потребителями на основе предоставления друг другу различных льгот и т. п.
Между тем в современных условиях конкуренция на товарных рынках постоянно усиливается и приобретает все новые формы, заставляя фирмы приспосабливаться к динамично меняющимся условиям конкурентной борьбы. В этой ситуации в выигрыше остаются те фирмы, которые постоянно находятся в поиске новых конкурентных преимуществ, способов и приемов конкурентного поведения на рынке. Логистика же предоставляет широкий арсенал еще не освоенных средств для обеспечения выигрыша в конкуренции на товарных рынках, Формирование конкурентных преимуществ фирмы на основе логистических источников обеспечивает ей прочные позиции на рынке и позволяет повысить уровень конкурентоспособности как фирмы в целом, так и ее товаров. ^