Тема 14. Пути повышения конкурентоспособности фирмы
14.1. Резервы конкурентоспособности фирмы
Повышение конкурентоспособности фирмы базируется на поиске и практической реализации резервов конкурентоспособности .
Резервы конкурентоспособности фирмы — это неиспользованные возможности фирмы по сокращению затрат живого и овеществленного труда в самом производстве и по максимальному использованию всего комплекса условий деятельности на конкретном рынке в целях повышения конкурентоспособности, а в конечном счете, и прибыльности предприятия \ 117, с. 74].
В экономической литературе встречаются два основных подхода к определению понятия резервов:
1 подход. Резервы рассматриваются как планируемые запасы, которые необходимы для непрерывного развития производства.
2 подход. Резервы представляются как неиспользованные возможности развития фирмы. Эти резервы связаны с совершенствованием материально-технической базы, технологии производства, повышением производительности труда, экономным расходованием материальных ресурсов, умением воспользоваться благоприятными изменениями рыночной ситуации и др.
Рассматривая категорию «резервов» с позиции формирования конкурентоспособности фирмы, нужно сказать, что резервы конкурентоспособности понимают именно с позиции второго подхода, т.е. как неиспользованные возможности. При этом резервы конкурентоспособности подразделяют на 2 группы:
1 группа. Резервы как возможность устранения потерь в результате нерационального использования собственного конкурентного потенциала фирмы и условий рыночной среды.
2 группа. Резервы как новые возможности, возникающие в результате развития научно-технического прогресса, техники, технологии, передового опыта, способов хозяйствования, а также в результате изменений рыночных условий деятельности фирмы [89].
Рассмотрим классификацию резервов конкурентоспособности фирмы по пяти группам:
1 группа. Резервы использования рыночной ситуации.
2 группа. Резервы использования организационного потенциала фирмы.
3 группа. Резервы использования производственно- технологического потенциала фирмы.
4 группа. Резервы использования финансово-экономического потенциала фирмы.
5 группа. Резервы использования кадрового потенциала фирмы [117].
К резервам использования рыночной ситуации относятся:
• использование налоговых льгот;
• использование государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций;
• повышение эффективности использования государственной системы страхования деятельности;
• улучшение использования возможностей государственных программ по обеспечению конкурентоспособности фирм;
• учет и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования;
• выбор целевого рынка;
• определение условий деятельности на целевом рынке.
В условиях рыночной экономики очень важно для
фирм при выработке стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия четко выделить целевой^ры- нок своей деятельности. Резервы правильного выбора целевого рынка возможно выявлять на основе анализа соответствующих показателей рынков или сегментов этих рынков, где предприятие может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориентировать свою производственную программу.
Тесно связаны с резервами правильного выбора целевого рынка и его сегмента резервы оценки условий деятельности на целевом рынке. Эти резервы могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов ин- тересуюших фирму рынков и их сегментов, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции, рентабельности.
Резервы использования организационного потенциала фирмы включают:
• повышение эффективности рекламы и других средств продвижения товара на рынок;
• эффективное использование научно-технического потенциала фирмы;
• обеспечение сертификации продукции и систем управления;
• улучшение сервисного обслуживания;
• улучшение использования маркетингового потенциала фирмы.
Резервы более эффективного использования научно- технического потенциала фирмы включают: повышение уровня патентно-правовой работы; обеспечение технико- экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке; изменение качества изделий и их технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов; выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями; выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своей фирме; изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами; определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение дизайна; нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно новой.
К резервам использования производственно-технологического потенциала фирмы относятся:
1) улучшение использования основных фондов:
• эффективное использование производственных площадей;
• повышение сменности работы оборудования;
• улучшение использования инструментов и приспособлений;
• ускорение обновления структуры основных фондов.
2) совершенствование технологии производства:
• улучшение технологической преемственности;
• интенсификация технологических процессов;
• сокращение технологической подготовки производства;
3) улучшение материально-технического обеспечения;
4) повышение качества монтажных и пусконаладочных
работ;
5) повышение уровня погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
Резервы использования финансово-экономического потенциала фирмы заключаются в:
1) повышении финансовой устойчивости фирмы:
• улучшении использования собственного капитала;
• повышении эффективности использования заемного капитала; ,
2) усилении инвестиционной привлекательности фирмы;
3)использовании ценовых факторов повышения кон- <урентоспособности фирмы, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).
Резервы использования кадрового потенциала вклю- 1ают:
• сокращение потерь рабочего времени;
• повышение квалификации кадров;
• развитие творческой активности кадров.
При всей важности всех других групп резервов, при достаточно высокой технологичности современного производства товаров существуют значительные резервы улучшения использования кадрового потенциала на предприятии. Это прежде всего улучшение использования рабочего времени как за счет уменьшения потерь рабочего времени, так и за счет повышения квалификации и творческой активности персонала. Создание на фирме необходимой социально-психологической поддержки всей системы управления является необходимым условием выявления и использования этой группы резервов.
Следует отметить, что представленная классификация резервов конкурентоспособности фирмы не претендует на исчерпывающий характер. Перечень резервов может быть расширен с учетом конкретных условий рынка и деятельности самой фирмы. Также нужно сказать, что все резервы предприятия взаимосвязаны.